Социальная педагогика : теоретико-методологические основы: учебник
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: теоретико-методологические основы» ориентирован на профессиональную подготовку кадров высшей квалификации, а также магистров и специалитета по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с методологией социально-педагогических знаний, их направленностью, а также слушателям системы дополнительного педагогического и психолого-педагогического образования.
Предисловие | 7 |
Раздел I. Истоки, назначение теории и практики социальной педагогики | 11 |
Глава 1. Истоки становления и развития социальной педагогики | 11 |
1.1. Истоки возникновения термина и направления «социальная педагогика» | 11 |
1.2. Развитие идей в педагогике, исходя из потребностей социального фактора развития личности (личностно-социальный подход) | 14 |
1.3. Востребованность общества в воспитании подрастающего поколения (социоличностный подход) | 19 |
1.4. Формирование и развитие социологии как научного знания и практики (средовый подход) | 27 |
1.5. Становление социальной педагогики в России в конце XX – начале ХХI века | 34 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 36 |
Литература | 36 |
Глава 2. Социальная педагогика, ее предмет и задачи | 38 |
2.1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики | 38 |
2.2. Назначение, основные функции и задачи социальной педагогики | 47 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 54 |
Литература | 54 |
Раздел II. Методологические основы социальной педагогики и характеристика их компонентов | 56 |
Глава 3. Методологические основы социальной педагогики | 56 |
3.1. Истоки становления методологии социальной педагогики | 56 |
3.2. Понятия методологии и методологии социальной педагогики, их характеристика | 62 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 65 |
Литература | 66 |
Глава 4. Гносеологические основы социальной педагогики | 67 |
4.1. Сущность и содержание гносеологических основ социальной педагогики | 67 |
4.2. Базовые факторы, определяющие перспективы развития социальной педагогики | 70 |
4.3. Движущие силы развития социальной педагогики | 72 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 74 |
Литература | 75 |
Глава 5. Логико-гносеологические основы социальной педагогики | 76 |
5.1. Сущность и содержание логико-гносеологических основ социальной педагогики | 76 |
5.2. Социальная педагогика как практика | 77 |
5.3. Социальная педагогика как научная дисциплина | 79 |
5.4. Социальная педагогика как образовательный комплекс | 80 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 84 |
Литература | 84 |
Глава 6. Предметно-гносеологические основы социальной педагогики | 86 |
6.1. Понятие и сущность предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики | 86 |
6.2. Содержание основ предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики | 93 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 97 |
Литература | 98 |
Глава 7. Праксиологические основы национального воспитания | 100 |
7.1. Истоки формирования праксиологии как методологического знания | 100 |
7.2. Содержание основ праксиологии социальной педагогики | 104 |
7.3. Праксиология о рисках в социально-педагогической деятельности | 108 |
7.4. Практика и опыт как основы праксиологии социальной педагогики | 113 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 115 |
Литература | 116 |
Глава 8. Деонтологические основы социальной педагогики | 118 |
8.1. Истоки деонтологии социальной педагогики | 118 |
8.2. Деонтология социальной педагогики: понятие, сущность и содержание | 123 |
8.3. Деонтологические качества социального педагога | 129 |
8.4. Этическое поведение социального педагога | 133 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 135 |
Литература | 136 |
Глава 9. Аксиологические основы социальной педагогики | 138 |
9.1. Понимание существа аксиологических основ социальной педагогики | 138 |
9.2. Практика как основа этического поведения социального педагога | 141 |
9.3. Содержание аксиологических основ практики социально-педагогической деятельности | 143 |
9.4. Ценности социально-педагогической деятельности | 146 |
9.5. Этические принципы социально-педагогической деятельности | 152 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 153 |
Литература | 154 |
Раздел III Базовые основы социальной педагогики | 156 |
Глава 10. Понятие принципов социальной педагогики и характеристика основ их определения | 156 |
10.1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике | 156 |
10.2. Факторы, определяющие подход формирования принципов социальной педагогики как практики и их характеристика | 162 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 168 |
Литература | 169 |
Глава 11. Принципы социальной педагогики, обусловленные личностным подходом (субъектным и объектным факторами) | 171 |
11.1. Принципы, обусловленные субъектным фактором социально-педагогической деятельности | 171 |
11.2. Принципы, обусловленные объектным фактором социально-педагогической деятельности | 178 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 185 |
Литература | 186 |
Глава 12. Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым походом | 188 |
12.1. Принципы социальной педагогики, обусловленные факторами среды, определяющими ориентировочно воспитательное воздействие на несовершеннолетних | 188 |
12.2. Принципы социальной педагогики, обусловленные факторами среды ситуационного влияния на воспитание ребенка | 192 |
12.3. Принципы социальной педагогики, обусловленные потребностями развития среды воспитания несовершеннолетних | 197 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 201 |
Литература | 202 |
Глава 13. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования | 203 |
13.1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса | 203 |
13.2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса | 206 |
13.3. Пути совершенствования социально-педагогического процесса | 214 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 215 |
Литература | 216 |
Литература | 217 |