От автора |
7 |
Глава 1. Сущность и специфика педагогической деятельности школьного библиотекаря |
15 |
1.1. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в структуре общей и библиотечной педагогики |
15 |
1.2. Виды и функции педагогической деятельности школьного библиотекаря |
28 |
1.3. Руководство чтением — ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря |
39 |
1.3.1. Руководство чтением детей: российская и западная модели |
49 |
1.3.2. Руководство чтением в библиотеке и на уроке литературы: в чем разница? |
61 |
1.4. Психологическая грамотность — профессиональное качество педагога-библиотекаря |
66 |
1.5. Педагогические компетентности школьного библиотекаря |
77 |
1.6. Организация развивающего пространства библиотеки для детей |
88 |
Глава 2. Основные направления педагогической деятельности школьного библиотекаря |
103 |
2.1. Образовательная деятельность школьного библиотекаря |
103 |
2.2. Формирование информационной культуры школьников в условиях библиотеки |
114 |
2.2.1. Чтение художественной литературы в контексте информационной культуры |
125 |
2.3. Воспитание в системе педагогической деятельности школьного библиотекаря |
133 |
2.3.1. Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания |
143 |
2.4. Культуротворческая деятельность школьного библиотекаря |
150 |
2.5. Гуманистическая направленность педагогической деятельности школьного библиотекаря |
160 |
2.6. Участие школьной библиотеки в выявлении и поддержке одаренных детей |
170 |
2.7. Школьный библиотекарь как андрагог |
178 |
2.7.1. Работа с родителями |
187 |
Глава 3. Психологические аспекты педагогической деятельности школьного библиотекаря |
195 |
3.1. Возрастная дифференциация школьников как читателей |
195 |
3.2. Что происходит в сознании ребенка, когда он читает? |
209 |
3.3. Чтение как диалог читателя с книгой и основа библиотечного общения |
215 |
3.4. Чтение как феномен творчества |
223 |
3.4.1. Аналогии и ассоциации как элементы творческого чтения: приемы стимулирования |
233 |
3.5. Идентификация или способ познания читателем самого себя и других |
241 |
3.6. Усиление мотивации школьника к чтению |
251 |
3.7. Роль эмоций в восприятии литературного произведения |
255 |
3.7.1. Интерес как эмоциональный двигатель чтения. Как его пробудить? |
265 |
3.7.2. Сопереживание и катарсис — показатели эмоционального влияния книги на читающего ребенка |
276 |
3.8. Работа мышления как психологическая основа вдумчивого чтения |
283 |
3.9. Память или кладовая читательского опыта: приемы развития |
293 |
3.10. Библиотерапия в педагогической деятельности школьного библиотекаря |
298 |
Глава 4. Литературные и методические ресурсы педагогической деятельности школьного библиотекаря |
309 |
4.1. Для каждого жанра литературы своя педагогика |
309 |
4.2. Развивающий потенциал детской литературной классики |
316 |
4.3. Сказка как духовный оберег детства |
328 |
4.4. Поэзия как ангел-утешитель |
339 |
4.5. Воспитательные возможности жанра рассказа |
348 |
4.6. Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка |
356 |
4.7. Диалоговые формы педагогической деятельности школьного библиотекаря |
364 |
4.7.1. Умный вопрос как двигатель диалога |
376 |
4.8. От игры к чтению — от чтения к игре |
384 |
4.9. Роль продуктов читательского творчества школьников в продвижении чтения |
394 |
4.10. О модели чтения, ведущей к жизни |
406 |
Заключение |
415 |
Вопросы для самоконтроля |
422 |
Литература |
428 |
Приложения «Краткий словарь педагогических терминов для педагогов-библиотекарей» |
440 |
Проект РШБА «Читающая мама — читающая нация» |
457 |