Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России : профессионально-мировоззренческое пособие: учебное пособие
Автор:
Соколов А. В.
Год издания: 2016
Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
385
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Главное противоречие техногенной цивилизации заключается в стремительном возрастании технической мощи и духовном обнищании культуры информационного общества. Для того чтобы научно-техническое могущество служило во благо, а не во вред России, нужно востребовать знания и мудрость российской интеллигенции, сосредоточенные в библиотечно-информационных ресурсах библиосферы. Ключевая роль здесь принадлежит профессионалам книжного, библиотечного, библиографического дела.
Однако учебные планы библиотечных и редакционно-издательских учебных заведений приоритетно ориентированы на овладение технологическими компетенциями, а не на формирование профессионального мировоззрения. Поэтому молодые специалисты не представляют эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы, не могут оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве. Они не в состоянии судить о перспективах книжности, библиотек, библиографии в постиндустриальном обществе, где им предстоит жить и трудиться.
Особенность данного пособия заключается в интегрировании родственной проблематики библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, культурологии и некоторых других научных дисциплин для обеспечения целостности и многосторонности профессионального мировоззрения. Оно адресовано не только педагогам и учащимся библиотечно-информационных и книжных учебных заведений, но и практикам книжного и библиотечно-библиографического дела, озабоченным будущим своей профессии. Учебное пособие профессионально-мировоззренческой направленности и интегрально-межотраслевого жанра создается впервые в нашей стране.
Однако учебные планы библиотечных и редакционно-издательских учебных заведений приоритетно ориентированы на овладение технологическими компетенциями, а не на формирование профессионального мировоззрения. Поэтому молодые специалисты не представляют эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы, не могут оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве. Они не в состоянии судить о перспективах книжности, библиотек, библиографии в постиндустриальном обществе, где им предстоит жить и трудиться.
Особенность данного пособия заключается в интегрировании родственной проблематики библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, культурологии и некоторых других научных дисциплин для обеспечения целостности и многосторонности профессионального мировоззрения. Оно адресовано не только педагогам и учащимся библиотечно-информационных и книжных учебных заведений, но и практикам книжного и библиотечно-библиографического дела, озабоченным будущим своей профессии. Учебное пособие профессионально-мировоззренческой направленности и интегрально-межотраслевого жанра создается впервые в нашей стране.
Вступление. Времена великих перемен | 9 |
1. Проявления кризиса библиосферы | 10 |
2. Причины кризиса библиосферы | 18 |
Глава 1. Понятие о культурном пространстве | 21 |
1.1. Культурное пространство в контексте концепций культуры | 23 |
1.1.1. Социоатрибутивная концепция | 24 |
1.1.2. Духовно-смысловая концепция | 25 |
1.1.3. Коммуникационно-семиотическая концепция | 26 |
1.1.4. Гуманистическая концепция | 27 |
1.1.5. Трансцендентная концепция | 28 |
1.2. Исчисление коммуникационных ситуаций | 30 |
1.2.1. Микрокоммуникация | 36 |
1.2.2. Мидикоммуникация | 39 |
1.2.3. Макрокоммуникация | 44 |
Глава 2. Русская интеллигенция и книжная культура | 47 |
2.1. Понятие об интеллигенции | 51 |
2.1.1. Лексикография русской интеллигенции | 51 |
2.1.2. Формулы интеллигентности и интеллектуальности | 58 |
2.1.3. Сказание об академике Д.С. Лихачеве | 66 |
2.2. Сущность и магия Книги | 76 |
2.2.1. Сущность Книги | 76 |
2.2.2. Магия Книги | 82 |
2.3. Библиотечная интеллигенция | 86 |
Глава 3. Культурно-исторические эпохи русской книжности | 93 |
3.1. Поколения библиотечной интеллигенции | 96 |
3.1.1. Демографические и социально-культурные поколения | 96 |
3.1.2. Хронология поколений библиотечной интеллигенции | 99 |
3.2. От Древней Руси до Серебряного века | 102 |
3.2.1. Эпоха рукописной книжности | 102 |
3.2.2. Эпоха мануфактурной книжности | 107 |
3.2.3. Эпоха досоветской индустриальной книжности | 127 |
3.3. Библиосфера в железных объятиях тоталитаризма | 162 |
3.3.1. Основы тоталитаризма | 163 |
3.3.2. Практика тоталитаризма | 166 |
3.3.3. Героическое поколение советской интеллигенции | 170 |
Глава 4. Теоретические проблемы библиосферы | 185 |
4.1. Синкретическая наука о книге | 187 |
4.1.1. Европейское Просвещение и книгоцентризм | 187 |
4.1.2. Зарождение науки о книге в России | 191 |
4.1.3. Раздвоение библиографического кредо | 194 |
4.1.4. Дезинтеграция синкретической науки о книге | 198 |
4.2. Понятие и структура библиосферы | 204 |
4.2.1. Системность библиосферы | 204 |
4.2.2. Научная дефиниция понятия «библиосфера» | 207 |
4.3. Функции библиосферы | 209 |
4.3.1. Функция как общенаучная категория | 210 |
4.3.2. Функциональный подход в библиотековедении | 212 |
4.3.3. Функциональный подход в библиографоведении | 216 |
4.3.4. Функциональный подход в книговедении | 219 |
4.3.5. Сущностные функции библиосферы | 222 |
4.3.6. Прикладные функции библиосферы | 224 |
4.4. Приоритеты библиосферы | 226 |
4.4.1. Ленинский принцип партийности | 227 |
4.4.2. Социалистическое библиотековедение | 228 |
4.4.3. От принципа партийности к принципу самоуправления | 236 |
4.4.4. Политические приоритеты XXI века | 241 |
Глава 5. Формирование отечественной инфосферы | 245 |
5.1. Зарождение российской инфосферы | 248 |
5.1.1. Информационный кризис и кибернетика | 249 |
5.1.2. Информация как метафора | 254 |
5.1.3. Интерпретации понятия «инфосфера» | 264 |
5.2. Исторические этапы развития инфосферы | 269 |
5.2.1. Механистический этап | 269 |
5.2.2. Логико-лингвистический этап | 271 |
5.2.3. Системный этап | 275 |
5.2.4. Государственный сетевой этап | 278 |
5.3. Библиотека и информация | 279 |
5.3.1. Раздвоение советской библиосферы | 279 |
5.3.2. Информатизация библиотек | 282 |
5.3.3. Концепции соотношения библиосферы и инфосферы | 285 |
5.3.4. Система информационных наук и библиотековедение | 287 |
5.4. От инфосферы – к информационному обществу | 295 |
Глава 6. Интернетосфера как культурное пространство | 299 |
6.1. Понятие об интернетосфере | 301 |
6.2. Интернет как универсальный социально-культурный канал | 305 |
6.2.1. Интернет – канал микрокоммуникации | 307 |
6.2.2. Интернет – канал мидикоммуникации | 313 |
6.2.3. Интернет – канал макрокоммуникации | 316 |
6.3. Интернет как призыв гуманизма и вызов мирового зла | 322 |
6.3.1. Микрокоммуникация | 323 |
6.3.2. Мидикоммуникация | 326 |
6.3.3. Макрокоммуникация | 329 |
Глава 7. Вызовы информационного общества | 333 |
7.1. Глобализация и идентичность нации | 335 |
7.1.1. Глобализация как предмет исследования | 336 |
7.1.2. Противоречия глобализации | 340 |
7.1.3. Мозаика российской идентичности | 344 |
7.1.4. Русская идея | 347 |
7.1.5. Идентичности библиотек разного типа | 349 |
7.2. Рост инфосферы и научно-технический прогресс | 351 |
7.2.1. Информационная перегрузка | 351 |
7.2.2. Интеллектуализация вычислительной техники | 352 |
7.2.3. Конвергентные технологии | 353 |
7.2.4. Прогноз «Россия 2045» | 355 |
7.2.5. Прогнозы Рея Курцвейла | 359 |
7.3. Закат литературоцентризма | 362 |
7.3.1. Понятие о литературоцентризме | 362 |
7.3.2. Четыре кризиса литературоцентризма | 364 |
7.3.3. Сумерки литературы | 368 |
7.4. Технократическая правда и неправда | 372 |
7.4.1. Технократическая правда | 374 |
7.4.2. Технократическая неправда | 376 |
Заключение. Библиосфера в культурном пространстве информационного общества | 379 |