Психология и литература в диалоге о человеке: монография
Автор:
Год издания: 2016
Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация
Под редакцией:
Борисенко Н.А., Карповой Н.Л., Дмитренко С.Ф.
Объем (стр.):
369
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Представляемая коллективная монография подготовлена на основе материалов Международной научной конференции, посвященной Году литературы в России (2015), и с участием профессиональных писателей и поэтов. В 1–4-х частях книги представлены научные статьи по актуальным проблемам: взаимоотношения психологии и литературы, психологические основы школьного литературного образования, теория и практика читательской деятельности, библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение и библиотерапия. В 5-й части – «Ученые пишут Стихотворения и прозу» – представлено литературное творчество отечественных и зарубежных научных работников; в 6-й части книги – «Писатели в гостях у психологов и педагогов» – печатаются стихотворения, рассказы, главы из романов, эссе профессиональных литераторов.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.
| Введение | 9 |
| ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ | 15 |
| Новлянская З.Н. Психология в литературе и литература в психологии | 15 |
| Мелик-Пашаев А.А. Литература и «инонаучное» познание | 20 |
| Карпова Н.Л. Портрет литературный, психологический, психотерапевтический | 28 |
| Голубков С.А. Время профессора И.М. Машбиц-Верова | 34 |
| Лебедкова О.А. Психологические особенности творчески одаренных людей | 38 |
| Шукова Г.В. Литература как ресурс психологического исследования | 42 |
| Нелюбин Н.И. Осмысление литературного текста как практика развития профессионального мышления психолога | 46 |
| Корнева Л.М. Жест как символ душевного состояния героя | 49 |
| Руднев В.Н. Год литературы в России глазами современных студентов (по материалам социологического опроса) | 53 |
| ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ – ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ | 58 |
| Граник Г.Г. Проблема создания школьного литературоведения на психологическом фундаменте | 58 |
| Борисенко Н.А. Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики | 63 |
| Антипова А.М. Приобщение современных школьников к русской классике | 66 |
| Кузьмина Е.И. Литература – средство развития свободы творчества учащихся | 71 |
| Асонова Е.А. Воспитательный потенциал детской и подростковой литературы в контексте школьного литературного образования | 76 |
| Тихомирова И.И. Азбука чувств и сказки Пушкина | 78 |
| Андреева А.Д. Психологические аспекты интереса детей и подростков к литературному произведению | 82 |
| Постричева И.Д. Гуманитарная функция читательской толерантности: психологический и методический аспекты | 86 |
| Миронова К.В. Реализация в учебной книге принципа стимулирования эмоциональной включенности подростков в лирическое повествование | 90 |
| Шишкова С.В. Роль художественных текстов в пробуждении у учащихся познавательного интереса к предмету «Русский язык» | 94 |
| Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Борисова И.В. Особенности мышления младших школьников и выбор текстов для их самостоятельного чтения | 98 |
| Гуткина Э.И. Проблема иерархии автора и читателя в эстетике и современном преподавании литературы | 102 |
| Калинина Е.С. Внеклассное чтение на уроках литературы в 6-м классе | 106 |
| ЧАСТЬ 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 111 |
| Мелентьева Ю.П. Изучение чтения в контексте гуманитарных и естественных наук | 111 |
| Сметанникова Н.Н. Человек читающий в свете теории инноваций | 116 |
| Есманская Н.Е. Технология объектно-субъектного преобразования личности студентов-психологов в читательской деятельности | 121 |
| Романичева Е.С. Учебная книга и учебный текст «нового» формата как ресурс формирования читательской грамотности | 125 |
| Проскурнина Н.Ю. Совершенствование культурологической компетентности учителя-словесника на основе работы с учебными текстами | 129 |
| Шулекина Ю.А. Трудности чтения учебника первоклассниками с особыми образовательными потребностями | 133 |
| Богданова Е.С. Приемы, основанные на воссоздающем воображении, как путь преодоления сложности художественного текста | 137 |
| Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование при восприятии информации в тексте | 140 |
| Самсонова А.Н. О некоторых психологических механизмах понимания текста | 144 |
| Овчинникова Т.Н. Понимание условности речи и ее роль в развитии детей | 149 |
| Урываев Ю.В. Речь, чтение и слух: онто- и дизонтогенез системности совершенствования адаптации | 153 |
| Щербинина Ю.В. Опыт новейшего книговедческого словаря | 156 |
| ЧАСТЬ 4. БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ, БИБЛИОПЕДАГОГИКА, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ, БИБЛИОТЕРАПИЯ | 160 |
| Булавкина И.В., Соболева О.В. Сотрудничество педагога-библиотекаря и школьного психолога в развитии читательской грамотности учащихся | 160 |
| Кулешова Е.Н. Формирование «истории жизни» школьника через обращение к биографии известной личности (из опыта работы психолога в должности библиотекаря) | 164 |
| Кругликова А.Ю. Семейное чтение: культурологические и психологические аспекты изучения | 168 |
| Проект Ю.Л. Представления матерей младших дошкольников о роли чтения в детско-родительских отношениях | 172 |
| Шеманов А.Ю. Театр вещей и изображений и формирование рефлексии читателя диалогов Платона | 176 |
| Семенова Е.А. Миф, чтение, терапия | 180 |
| Шеманова Н.А. Жизненные кризисы в литературном отражении | 182 |
| Арпентьева М.Р. Интенции библиотерапии и коррекция сценарной организации человеческой жизни (на примере сказкотерапии) | 186 |
| Голзицкая А.А. Библиотерапия как средство повышения эффективности общения в контексте работы с социальной тревожностью | 189 |
| ЧАСТЬ 5. УЧЕНЫЕ ПИШУТ СТИХИ И ПРОЗУ | 193 |
| Зинаида Новлянская. Стихотворения | 193 |
| Зинаида Новлянская. Артурик Последних: Истории из дошкольной жизни | 197 |
| Виктор Панов. Стихотворения | 209 |
| Александр Суворов. Стихотворения | 214 |
| Мирьяна Миланков. Первые и/или последние петухи. Рассказ | 222 |
| Юлин Тамаш. Монастырская герань. Рассказ | 223 |
| Ядранка Балабан Белян. Стихотворения | 225 |
| Сергей Голубков. Стихотворения | 227 |
| Александр Мелик-Пашаев. Последние встречи: Записи 1990-х годов | 231 |
| ЧАСТЬ 6. ПИСАТЕЛИ В ГОСТЯХ У ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ | 241 |
| Предисловие | 241 |
| Валерий Попов. Ювобль. Рассказ | 243 |
| Леонид Бахнов. Пинг-понг 1963 года. Рассказ | 248 |
| Анна Берсенева (Татьяна Сотникова). Я и сейчас так думаю. Интервью | 259 |
| Андрей Василевский. Это странно. Стихотворения | 265 |
| Радован Влахович. Дебют. Рассказ | 269 |
| Игорь Волгин. «Какое небо над нами...» Стихотворения | 273 |
| Сергей Дмитренко. Букет. Рассказ | 281 |
| Виктор Есипов. Три семёрки. Рассказ | 287 |
| Александр Кабанов. Стихотворения | 292 |
| Геннадий Калашников. У тебя ничего нет. Стихотворения | 299 |
| Борис Колымагин. Неизвестная незнакомка. Стихотворения | 305 |
| Наталья Кременчук. Смерть на фуршете. Главы из романа | 308 |
| Владимир Новиков. Наш Попов. Эссе | 321 |
| Марина Палей. Школа. Из цикла стихотворений | 325 |
| Виталий Пуханов. Просто писать стихи. Стихотворения | 335 |
| Роман Сенчин. Обида. Рассказ | 340 |
| Александр Снегирёв. Двухсотграммовый. Рассказ | 346 |
| Владимир Сотников. Хозяин. Рассказ | 352 |
| Марина Степнова. Сад. Глава из романа | 360 |






