Психология и литература в диалоге о человеке : коллективная монография: монография
Автор:
Год издания: 2016
Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация
Под редакцией:
Борисенко Н.А., Карповой Н.Л., Дмитренко С.Ф.
Объем (стр.):
369
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Представляемая коллективная монография подготовлена на основе материалов Международной научной конференции, посвященной Году литературы в России (2015), и с участием профессиональных писателей и поэтов. В 1–4-х частях книги представлены научные статьи по актуальным проблемам: взаимоотношения психологии и литературы, психологические основы школьного литературного образования, теория и практика читательской деятельности, библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение и библиотерапия. В 5-й части – «Ученые пишут Стихотворения и прозу» – представлено литературное творчество отечественных и зарубежных научных работников; в 6-й части книги – «Писатели в гостях у психологов и педагогов» – печатаются стихотворения, рассказы, главы из романов, эссе профессиональных литераторов.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.
Введение | 9 |
ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ | 15 |
Новлянская З.Н. Психология в литературе и литература в психологии | 15 |
Мелик-Пашаев А.А. Литература и «инонаучное» познание | 20 |
Карпова Н.Л. Портрет литературный, психологический, психотерапевтический | 28 |
Голубков С.А. Время профессора И.М. Машбиц-Верова | 34 |
Лебедкова О.А. Психологические особенности творчески одаренных людей | 38 |
Шукова Г.В. Литература как ресурс психологического исследования | 42 |
Нелюбин Н.И. Осмысление литературного текста как практика развития профессионального мышления психолога | 46 |
Корнева Л.М. Жест как символ душевного состояния героя | 49 |
Руднев В.Н. Год литературы в России глазами современных студентов (по материалам социологического опроса) | 53 |
ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЯ – ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ | 58 |
Граник Г.Г. Проблема создания школьного литературоведения на психологическом фундаменте | 58 |
Борисенко Н.А. Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики | 63 |
Антипова А.М. Приобщение современных школьников к русской классике | 66 |
Кузьмина Е.И. Литература – средство развития свободы творчества учащихся | 71 |
Асонова Е.А. Воспитательный потенциал детской и подростковой литературы в контексте школьного литературного образования | 76 |
Тихомирова И.И. Азбука чувств и сказки Пушкина | 78 |
Андреева А.Д. Психологические аспекты интереса детей и подростков к литературному произведению | 82 |
Постричева И.Д. Гуманитарная функция читательской толерантности: психологический и методический аспекты | 86 |
Миронова К.В. Реализация в учебной книге принципа стимулирования эмоциональной включенности подростков в лирическое повествование | 90 |
Шишкова С.В. Роль художественных текстов в пробуждении у учащихся познавательного интереса к предмету «Русский язык» | 94 |
Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Борисова И.В. Особенности мышления младших школьников и выбор текстов для их самостоятельного чтения | 98 |
Гуткина Э.И. Проблема иерархии автора и читателя в эстетике и современном преподавании литературы | 102 |
Калинина Е.С. Внеклассное чтение на уроках литературы в 6-м классе | 106 |
ЧАСТЬ 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 111 |
Мелентьева Ю.П. Изучение чтения в контексте гуманитарных и естественных наук | 111 |
Сметанникова Н.Н. Человек читающий в свете теории инноваций | 116 |
Есманская Н.Е. Технология объектно-субъектного преобразования личности студентов-психологов в читательской деятельности | 121 |
Романичева Е.С. Учебная книга и учебный текст «нового» формата как ресурс формирования читательской грамотности | 125 |
Проскурнина Н.Ю. Совершенствование культурологической компетентности учителя-словесника на основе работы с учебными текстами | 129 |
Шулекина Ю.А. Трудности чтения учебника первоклассниками с особыми образовательными потребностями | 133 |
Богданова Е.С. Приемы, основанные на воссоздающем воображении, как путь преодоления сложности художественного текста | 137 |
Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование при восприятии информации в тексте | 140 |
Самсонова А.Н. О некоторых психологических механизмах понимания текста | 144 |
Овчинникова Т.Н. Понимание условности речи и ее роль в развитии детей | 149 |
Урываев Ю.В. Речь, чтение и слух: онто- и дизонтогенез системности совершенствования адаптации | 153 |
Щербинина Ю.В. Опыт новейшего книговедческого словаря | 156 |
ЧАСТЬ 4. БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ, БИБЛИОПЕДАГОГИКА, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ, БИБЛИОТЕРАПИЯ | 160 |
Булавкина И.В., Соболева О.В. Сотрудничество педагога-библиотекаря и школьного психолога в развитии читательской грамотности учащихся | 160 |
Кулешова Е.Н. Формирование «истории жизни» школьника через обращение к биографии известной личности (из опыта работы психолога в должности библиотекаря) | 164 |
Кругликова А.Ю. Семейное чтение: культурологические и психологические аспекты изучения | 168 |
Проект Ю.Л. Представления матерей младших дошкольников о роли чтения в детско-родительских отношениях | 172 |
Шеманов А.Ю. Театр вещей и изображений и формирование рефлексии читателя диалогов Платона | 176 |
Семенова Е.А. Миф, чтение, терапия | 180 |
Шеманова Н.А. Жизненные кризисы в литературном отражении | 182 |
Арпентьева М.Р. Интенции библиотерапии и коррекция сценарной организации человеческой жизни (на примере сказкотерапии) | 186 |
Голзицкая А.А. Библиотерапия как средство повышения эффективности общения в контексте работы с социальной тревожностью | 189 |
ЧАСТЬ 5. УЧЕНЫЕ ПИШУТ СТИХИ И ПРОЗУ | 193 |
Зинаида Новлянская. Стихотворения | 193 |
Зинаида Новлянская. Артурик Последних: Истории из дошкольной жизни | 197 |
Виктор Панов. Стихотворения | 209 |
Александр Суворов. Стихотворения | 214 |
Мирьяна Миланков. Первые и/или последние петухи. Рассказ | 222 |
Юлин Тамаш. Монастырская герань. Рассказ | 223 |
Ядранка Балабан Белян. Стихотворения | 225 |
Сергей Голубков. Стихотворения | 227 |
Александр Мелик-Пашаев. Последние встречи: Записи 1990-х годов | 231 |
ЧАСТЬ 6. ПИСАТЕЛИ В ГОСТЯХ У ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ | 241 |
Предисловие | 241 |
Валерий Попов. Ювобль. Рассказ | 243 |
Леонид Бахнов. Пинг-понг 1963 года. Рассказ | 248 |
Анна Берсенева (Татьяна Сотникова). Я и сейчас так думаю. Интервью | 259 |
Андрей Василевский. Это странно. Стихотворения | 265 |
Радован Влахович. Дебют. Рассказ | 269 |
Игорь Волгин. «Какое небо над нами...» Стихотворения | 273 |
Сергей Дмитренко. Букет. Рассказ | 281 |
Виктор Есипов. Три семёрки. Рассказ | 287 |
Александр Кабанов. Стихотворения | 292 |
Геннадий Калашников. У тебя ничего нет. Стихотворения | 299 |
Борис Колымагин. Неизвестная незнакомка. Стихотворения | 305 |
Наталья Кременчук. Смерть на фуршете. Главы из романа | 308 |
Владимир Новиков. Наш Попов. Эссе | 321 |
Марина Палей. Школа. Из цикла стихотворений | 325 |
Виталий Пуханов. Просто писать стихи. Стихотворения | 335 |
Роман Сенчин. Обида. Рассказ | 340 |
Александр Снегирёв. Двухсотграммовый. Рассказ | 346 |
Владимир Сотников. Хозяин. Рассказ | 352 |
Марина Степнова. Сад. Глава из романа | 360 |