Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века: практическое пособие
Год издания: 2016
Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация
Перевод с английского:
Зверевич В.В., Зверевич Т.О.
Редактор:
Зверевич В.В.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
289
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга подготовлена группой авторов из США: известным исследователем школьных библиотек, известным преподавателем-экспертом в области учебных программ и специалистом в области музейного образования. Авторы рассматривают управляемую проектно-поисковую деятельность как реализацию принципов конструктивистского подхода в образовании, как динамичный, инновационный метод развития понимания, мышления и информационной грамотности школьников. Книга предлагает педагогам и школьным библиотекарям весь инструментарий для создания общей среды, в которой учебная программа интегрирована с внешкольным опытом учащихся и в которой учащиеся активно вовлечены в процесс школьного обучения.
| Список иллюстраций | 11 |
| Предисловие | 13 |
| Глава 1. Введение в управляемую проектно-исследовательскую деятельность: что это такое, что нового она несет, зачем она нужна именно сегодня? | 17 |
| Готовить школьников к жизни в меняющемся мире | 19 |
| Проблемно-ориентированное обучение | 20 |
| Управление проектно-ориентированной деятельностью школьника | 21 |
| Что нового несет идея управляемой проектно-исследовательской деятельности? | 22 |
| Отличительные характеристики методики управляемого запроса | 25 |
| В чем выигрывают учащиеся, учителя и библиотекари | 27 |
| Преимущества для руководителей и родителей | 29 |
| Каковы преимущества для меня лично? | 30 |
| Роль оценки в управляемом исследовании | 31 |
| Исследование о влиянии школьных библиотек на обучение школьников | 32 |
| XX век оставим за спиной | 34 |
| Глава 2. Научные и теоретические основы методики управляемой проектно-исследовательской деятельности | 37 |
| Конструктивистский подход в образовании | 39 |
| Конструктивистская теория Джона Дьюи | 40 |
| Мысли, чувства, действия | 42 |
| Результаты исследований в области управляемой проектно-исследовательской деятельности | 43 |
| Важное открытие | 45 |
| Модель процесса информационного поиска Култау | 46 |
| Поиск фактов или глубокие знания | 50 |
| Задачи учащихся в процессе информационного поиска | 54 |
| Концепция вмешательства Выготского | 56 |
| Формирование основных поисковых навыков у детей | 57 |
| Шесть принципов управляемой проектно-исследовательской деятельности | 58 |
| Дети учатся, опираясь на уже имеющиеся знания | 60 |
| Дети пользуются различными способами и формами познания | 63 |
| Дети учатся через социальное взаимодействие | 64 |
| Дети учатся под руководством и на собственном опыте, соответствующем их уровню когнитивного развития | 65 |
| Глава 3. Внешкольный мир учащегося | 67 |
| Вопросы задают школьники | 69 |
| Третье пространство: пересечение учебной программы и личного опыта | 72 |
| Мир школьника как первое пространство | 74 |
| Учебный план как второе пространство | 75 |
| Создание третьего пространства | 77 |
| Сообщество учащихся | 79 |
| Преимущества работы в гибких малых группах | 80 |
| Планирование третьего пространства в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 81 |
| Стратегии создания третьего пространства | 83 |
| Моделирование | 83 |
| Мотивация | 84 |
| Умение слушать | 86 |
| Обучение через информативные тексты | 88 |
| Обучение в малых группах | 89 |
| Устойчивая включенность в задание | 93 |
| Управляемая проектно-исследовательская деятельность – альтернатива в обучении | 94 |
| Глава 4. Команда наставников в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 97 |
| Использование профессионального потенциала школы | 100 |
| Тройка наставников | 101 |
| Библиотекари в школе информационной эпохи | 102 |
| Внедрение коллективного подхода в проектно-исследовательскую деятельность: что говорит наука | 104 |
| Факторы, препятствующие успеху | 105 |
| Отсутствие времени | 105 |
| Неопределенность роли и задач | 105 |
| Плохо разработанные задания | 106 |
| Роль команды наставников в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 110 |
| Роль руководителей школы | 111 |
| Роль учителей | 113 |
| Роль школьного библиотекаря | 115 |
| Роль внешкольных экспертов местного сообщества | 117 |
| Кто еще влияет на внедрение методики управляемой проектно-исследовательской деятельности | 118 |
| Состав команды наставников управляемой проектно-исследовательской деятельности | 119 |
| Глава 5. Ресурсы для насыщенного учебного пространства | 121 |
| Различные способы познания | 124 |
| Школьная библиотека как проектная лаборатория | 125 |
| Ресурсы школьной библиотеки | 126 |
| Внешние ресурсы | 131 |
| Использование Интернета в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 132 |
| Публичные библиотеки | 133 |
| Музеи | 133 |
| Музеи в Интернете | 136 |
| Объектно-ориентированное обучение | 138 |
| Ресурсы сообщества | 141 |
| Музеи как ресурсы сообщества | 141 |
| Формирование связей с сообществом | 142 |
| Участие экспертов | 143 |
| Использование различных ресурсов в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 145 |
| Глава 6. Формирование информационной грамотности через управляемую проектно-исследовательскую деятельность | 149 |
| Новый тип грамотности | 151 |
| Стандарты информационной грамотности | 152 |
| Концептуальный подход к проблеме информационной грамотности | 153 |
| Концепции обнаружения, оценки и использования информации | 154 |
| Концепции поиска информации | 155 |
| Концепции оценки информации | 164 |
| Выбор форматов для чтения, прослушивания, просмотра и эмоционального восприятия | 164 |
| Концепции использования | 168 |
| Интерпретация фактов и организация идей | 173 |
| Информационная грамотность в методике управляемой проектно-исследовательской деятельности | 175 |
| Глава 7. Стандарты знаний по учебным дисциплинам в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 177 |
| Национальные стандарты знаний по учебным дисциплинам | 179 |
| Общие темы в национальных стандартах | 180 |
| Выбор стандартов для управляемой проектно-исследовательской деятельности | 181 |
| Национальные стандарты в области изучения английского языка и литературы | 182 |
| Получение информации | 184 |
| Владение литературной речью | 184 |
| Обучение и рефлексия | 185 |
| Решение проблем и применение знаний | 185 |
| 12 стандартов в области обучения английскому языку и литературе [в средних школах США] | 186 |
| Национальные стандарты по математике | 188 |
| Числа и операции с ними | 189 |
| Алгебра | 189 |
| Геометрия | 189 |
| Национальные стандарты в области естествознания | 192 |
| Унификация концепций и процессов в естествознании | 194 |
| Науки о природе, жизни, земле и космосе | 195 |
| Естественные науки и технологии | 196 |
| Естественные науки для личности и общества | 196 |
| История и сущность естественных наук | 197 |
| Национальные стандарты по общественным наукам | 197 |
| Десять тем в стандартах по социальным наукам | 198 |
| Культура и культурное многообразие | 199 |
| Время, преемственность и перемены: самосознание человечества на разных этапах социального развития | 200 |
| Люди, страны и окружающая среда | 200 |
| Индивидуальное развитие и самоидентификация | 200 |
| Как люди создают и изменяют структуры власти, полномочий и управления | 201 |
| Как люди организуют производство, распределение и потребление товаров и услуг | 201 |
| Взаимосвязи науки, технологий и общества | 202 |
| Глобальные связи и взаимозависимость | 202 |
| Идеалы, принципы и практические аспекты гражданского общества в демократической республике | 203 |
| Стандарты успеваемости учащихся | 204 |
| Глава 8. Оценка в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 205 |
| Трудности организации наблюдения в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 208 |
| Изучение методов оценки обучения в школьных библиотеках | 210 |
| Изучение методов оценки обучения школьников библиотекарями | 211 |
| Показатели эффективности обучения | 213 |
| Методы оценки проектно-ориентированного обучения | 215 |
| Наблюдение | 216 |
| Характеристика действий учащихся в ходе исследовательской работы | 218 |
| Конференции | 221 |
| Портфолио | 223 |
| Продукты исследования и тестирование | 225 |
| Группы критериев | 227 |
| Оценка проектно-ориентированного обучения в динамике | 228 |
| Самооценка | 229 |
| Разработка инструментария оценки проектно-ориентированного обучения: опросы учащихся | 230 |
| Оценка обучения школьников через исследовательскую деятельность (SLIM) | 231 |
| Способы оценки в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 237 |
| Глава 9. Педагогическое вмешательство в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 241 |
| Вопросы без ответов | 244 |
| Базовые исследовательские навыки | 246 |
| Стратегии проектно-ориентированного обучения | 250 |
| Зоны вмешательства | 254 |
| Вмешательство для пяти направлений обучения в рамках проектно-исследовательской деятельности | 256 |
| Мир учащегося в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 261 |
| Вмешательство и создание сообщества учащихся | 263 |
| Планирование управляемой проектно-исследовательской деятельности | 265 |
| Глава 10. Задачи школы XXI века | 267 |
| Готовность к карьере | 269 |
| Учение в течение всей жизни для граждан и повседневной жизни | 270 |
| Сбалансированный подход к обучению и преподаванию | 271 |
| Начать и не прекращать движение | 272 |
| Школьные библиотеки в школах XXI века | 274 |
| Литература | 277 |




