Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века: практическое пособие
Год издания: 2016
Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация
Перевод с английского:
Зверевич В.В., Зверевич Т.О.
Редактор:
Зверевич В.В.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
289
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга подготовлена группой авторов из США: известным исследователем школьных библиотек, известным преподавателем-экспертом в области учебных программ и специалистом в области музейного образования. Авторы рассматривают управляемую проектно-поисковую деятельность как реализацию принципов конструктивистского подхода в образовании, как динамичный, инновационный метод развития понимания, мышления и информационной грамотности школьников. Книга предлагает педагогам и школьным библиотекарям весь инструментарий для создания общей среды, в которой учебная программа интегрирована с внешкольным опытом учащихся и в которой учащиеся активно вовлечены в процесс школьного обучения.
Список иллюстраций | 11 |
Предисловие | 13 |
Глава 1. Введение в управляемую проектно-исследовательскую деятельность: что это такое, что нового она несет, зачем она нужна именно сегодня? | 17 |
Готовить школьников к жизни в меняющемся мире | 19 |
Проблемно-ориентированное обучение | 20 |
Управление проектно-ориентированной деятельностью школьника | 21 |
Что нового несет идея управляемой проектно-исследовательской деятельности? | 22 |
Отличительные характеристики методики управляемого запроса | 25 |
В чем выигрывают учащиеся, учителя и библиотекари | 27 |
Преимущества для руководителей и родителей | 29 |
Каковы преимущества для меня лично? | 30 |
Роль оценки в управляемом исследовании | 31 |
Исследование о влиянии школьных библиотек на обучение школьников | 32 |
XX век оставим за спиной | 34 |
Глава 2. Научные и теоретические основы методики управляемой проектно-исследовательской деятельности | 37 |
Конструктивистский подход в образовании | 39 |
Конструктивистская теория Джона Дьюи | 40 |
Мысли, чувства, действия | 42 |
Результаты исследований в области управляемой проектно-исследовательской деятельности | 43 |
Важное открытие | 45 |
Модель процесса информационного поиска Култау | 46 |
Поиск фактов или глубокие знания | 50 |
Задачи учащихся в процессе информационного поиска | 54 |
Концепция вмешательства Выготского | 56 |
Формирование основных поисковых навыков у детей | 57 |
Шесть принципов управляемой проектно-исследовательской деятельности | 58 |
Дети учатся, опираясь на уже имеющиеся знания | 60 |
Дети пользуются различными способами и формами познания | 63 |
Дети учатся через социальное взаимодействие | 64 |
Дети учатся под руководством и на собственном опыте, соответствующем их уровню когнитивного развития | 65 |
Глава 3. Внешкольный мир учащегося | 67 |
Вопросы задают школьники | 69 |
Третье пространство: пересечение учебной программы и личного опыта | 72 |
Мир школьника как первое пространство | 74 |
Учебный план как второе пространство | 75 |
Создание третьего пространства | 77 |
Сообщество учащихся | 79 |
Преимущества работы в гибких малых группах | 80 |
Планирование третьего пространства в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 81 |
Стратегии создания третьего пространства | 83 |
Моделирование | 83 |
Мотивация | 84 |
Умение слушать | 86 |
Обучение через информативные тексты | 88 |
Обучение в малых группах | 89 |
Устойчивая включенность в задание | 93 |
Управляемая проектно-исследовательская деятельность – альтернатива в обучении | 94 |
Глава 4. Команда наставников в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 97 |
Использование профессионального потенциала школы | 100 |
Тройка наставников | 101 |
Библиотекари в школе информационной эпохи | 102 |
Внедрение коллективного подхода в проектно-исследовательскую деятельность: что говорит наука | 104 |
Факторы, препятствующие успеху | 105 |
Отсутствие времени | 105 |
Неопределенность роли и задач | 105 |
Плохо разработанные задания | 106 |
Роль команды наставников в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 110 |
Роль руководителей школы | 111 |
Роль учителей | 113 |
Роль школьного библиотекаря | 115 |
Роль внешкольных экспертов местного сообщества | 117 |
Кто еще влияет на внедрение методики управляемой проектно-исследовательской деятельности | 118 |
Состав команды наставников управляемой проектно-исследовательской деятельности | 119 |
Глава 5. Ресурсы для насыщенного учебного пространства | 121 |
Различные способы познания | 124 |
Школьная библиотека как проектная лаборатория | 125 |
Ресурсы школьной библиотеки | 126 |
Внешние ресурсы | 131 |
Использование Интернета в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 132 |
Публичные библиотеки | 133 |
Музеи | 133 |
Музеи в Интернете | 136 |
Объектно-ориентированное обучение | 138 |
Ресурсы сообщества | 141 |
Музеи как ресурсы сообщества | 141 |
Формирование связей с сообществом | 142 |
Участие экспертов | 143 |
Использование различных ресурсов в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 145 |
Глава 6. Формирование информационной грамотности через управляемую проектно-исследовательскую деятельность | 149 |
Новый тип грамотности | 151 |
Стандарты информационной грамотности | 152 |
Концептуальный подход к проблеме информационной грамотности | 153 |
Концепции обнаружения, оценки и использования информации | 154 |
Концепции поиска информации | 155 |
Концепции оценки информации | 164 |
Выбор форматов для чтения, прослушивания, просмотра и эмоционального восприятия | 164 |
Концепции использования | 168 |
Интерпретация фактов и организация идей | 173 |
Информационная грамотность в методике управляемой проектно-исследовательской деятельности | 175 |
Глава 7. Стандарты знаний по учебным дисциплинам в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 177 |
Национальные стандарты знаний по учебным дисциплинам | 179 |
Общие темы в национальных стандартах | 180 |
Выбор стандартов для управляемой проектно-исследовательской деятельности | 181 |
Национальные стандарты в области изучения английского языка и литературы | 182 |
Получение информации | 184 |
Владение литературной речью | 184 |
Обучение и рефлексия | 185 |
Решение проблем и применение знаний | 185 |
12 стандартов в области обучения английскому языку и литературе [в средних школах США] | 186 |
Национальные стандарты по математике | 188 |
Числа и операции с ними | 189 |
Алгебра | 189 |
Геометрия | 189 |
Национальные стандарты в области естествознания | 192 |
Унификация концепций и процессов в естествознании | 194 |
Науки о природе, жизни, земле и космосе | 195 |
Естественные науки и технологии | 196 |
Естественные науки для личности и общества | 196 |
История и сущность естественных наук | 197 |
Национальные стандарты по общественным наукам | 197 |
Десять тем в стандартах по социальным наукам | 198 |
Культура и культурное многообразие | 199 |
Время, преемственность и перемены: самосознание человечества на разных этапах социального развития | 200 |
Люди, страны и окружающая среда | 200 |
Индивидуальное развитие и самоидентификация | 200 |
Как люди создают и изменяют структуры власти, полномочий и управления | 201 |
Как люди организуют производство, распределение и потребление товаров и услуг | 201 |
Взаимосвязи науки, технологий и общества | 202 |
Глобальные связи и взаимозависимость | 202 |
Идеалы, принципы и практические аспекты гражданского общества в демократической республике | 203 |
Стандарты успеваемости учащихся | 204 |
Глава 8. Оценка в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 205 |
Трудности организации наблюдения в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 208 |
Изучение методов оценки обучения в школьных библиотеках | 210 |
Изучение методов оценки обучения школьников библиотекарями | 211 |
Показатели эффективности обучения | 213 |
Методы оценки проектно-ориентированного обучения | 215 |
Наблюдение | 216 |
Характеристика действий учащихся в ходе исследовательской работы | 218 |
Конференции | 221 |
Портфолио | 223 |
Продукты исследования и тестирование | 225 |
Группы критериев | 227 |
Оценка проектно-ориентированного обучения в динамике | 228 |
Самооценка | 229 |
Разработка инструментария оценки проектно-ориентированного обучения: опросы учащихся | 230 |
Оценка обучения школьников через исследовательскую деятельность (SLIM) | 231 |
Способы оценки в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 237 |
Глава 9. Педагогическое вмешательство в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 241 |
Вопросы без ответов | 244 |
Базовые исследовательские навыки | 246 |
Стратегии проектно-ориентированного обучения | 250 |
Зоны вмешательства | 254 |
Вмешательство для пяти направлений обучения в рамках проектно-исследовательской деятельности | 256 |
Мир учащегося в управляемой проектно-исследовательской деятельности | 261 |
Вмешательство и создание сообщества учащихся | 263 |
Планирование управляемой проектно-исследовательской деятельности | 265 |
Глава 10. Задачи школы XXI века | 267 |
Готовность к карьере | 269 |
Учение в течение всей жизни для граждан и повседневной жизни | 270 |
Сбалансированный подход к обучению и преподаванию | 271 |
Начать и не прекращать движение | 272 |
Школьные библиотеки в школах XXI века | 274 |
Литература | 277 |