Великие христианские мыслители: монография
Год издания: 2020
Серия:
Миф. Религия. Культура
Издательство: Алетейя
Перевод с немецкого:
Бойцовой О.Ю.
Объем (стр.):
444
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Ганс Кюнг - один из известнейших западных теологов XX века, руководитель Института экуменических исследований Тюбингенского университета. Поставив перед собой задачу создания общехристианской концепции, он последовательно разрабатывает ее на протяжении всей своей деятельности. В результате Кюнг вступил в конфронтацию с Ватиканом: в 1979 году Конгрегация по делам веры официально заявила, что он не может считаться католическим теологом. Настоящая книга - первый опубликованный в России труд этого крупного мыслителя. Здесь Кюнг предпринял попытку свести всю историю развития христианской теологии (и католической, и протестантской, и православной) в единую схему и использовал для этого парадигмальный подход. Несмотря на всю серьезность рассматриваемых проблем, во многом благодаря легкости стиля в сочетании с поразительной эрудицией автора, книга будет интересна широким кругам читателей в нашей стране.
ОПАЛЬНЫЙ КАТОЛИК, ИЩУЩИЙ ЕДИНСТВА (О. Бойцова) | 5 |
НЕБОЛЬШОЕ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОЛОГИЮ | 23 |
АПОСТОЛ ПАВЕЛ. ПРЕВРАЩЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В МИРОВУЮ РЕЛИГИЮ | 27 |
Хронологическая таблица | 28 |
1. Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи | 30 |
2. Перелом в жизни — смена эпох | 34 |
3. Не принимая во внимание Иисуса | 39 |
4. Что общего у Павла и Иисуса | 43 |
5. Одно и то лее дело | 45 |
6. Выступал ли Павел против иудейского закона | 49 |
7. Тора остается в силе | 52 |
8. Самый знаменитый спор в древней церкви | 54 |
9. Обусловленное временем | 58 |
10. Выводы для отдельного человека, для народа, для общины | 60 |
ОРИГЕН. ВЕЛИКИЙ СИНТЕЗ АНТИЧНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ДУХА | 69 |
Хронологическая таблица | 70 |
1. Новый вызов | 72 |
2. Несостоявшийся мученик | 75 |
3. Первая модель научной теологии | 80 |
4. Примирение христианства и эллинизма: видение целого | 83 |
5. Как Ориген читал Писание | 89 |
6. Христианский универсализм | 93 |
7. Новые гонения и победа христианства | 95 |
8. Раскрытие сути Евангелия или отпадение от него | 99 |
9. Неоднозначное смещение центра | 101 |
10. Борьба за ортодоксию | 106 |
11. Христианская самокритика в свете будущего | 108 |
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. РОДОНАЧАЛЬНИК ВСЕЙ ЗАПАДНОЙ ЛАТИНСКОЙ ТЕОЛОГИИ | 113 |
Хронологическая таблица | 114 |
1. Творец новой парадигмы | 116 |
2. Ориген и Августин: общее и различное | 117 |
3. Жизнь, ввергнутая в кризис | 120 |
4. Поворот к христианству | 124 |
5. Истинная церковь: спор с Донатом и его последствия | 127 |
6. Оправдание применения насилия в делах религии | 132 |
7. Благодать: спор с Пелагием и его последствия | 136 |
8. Теология первородного греха и предопределения | 141 |
9. Критические вопросы к Августину | 144 |
10. Великая угроза империи | 153 |
11. В чем смысл истории | 157 |
ФОМА АКВИНСКИЙ. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА И ПАПИСТСКАЯ ПРИДВОРНАЯ ТЕОЛОГИЯ | 163 |
Хронологическая таблица | 164 |
1. Изменение жизненного мира и формы жизни | 166 |
2. Опасный Аристотель | 172 |
3. Теология как рациональная университетская наука | 178 |
4. Осознание силы разума | 180 |
5. Две «Суммы» — один принцип построения | 183 |
6. Новая теология, первоначально воспринятая в штыки | 186 |
7. Неоднозначная зависимость от Августина | 190 |
8. Античная картина мира и Фома | 192 |
9. Придворная теология. Оправдание папизма | 198 |
10. Диалог с исламом и иудаизмом | 202 |
11. Таинственное прекращение работы над «Суммой теологии» | 204 |
МАРТИН ЛЮТЕР. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ СМЕНЫ ПАРАДИГМ | 209 |
Хронологическая таблица | 210 |
1. Причины лютеровской Реформации | 212 |
2. Основной вопрос: как оправдаться перед Богом | 215 |
3. Католический Лютер | 217 |
4. Искра Реформации | 218 |
5. Реформаторская программа | 229 |
6. Главный побудительный мотив Реформации | 232 |
7. Реформаторская парадигма | 237 |
8. Критерий теологии | 242 |
9. В чем следует признать правоту Лютера | 244 |
10. Неоднозначные результаты лютеровской Реформации | 248 |
11. Раскол Реформации | 251 |
12. Свобода церкви | 255 |
ФРИДРИХ ШЛЕЙЕРМАХЕР. ТЕОЛОГИЯ В СУМЕРКАХ МОДЕРНА | 259 |
Хронологическая таблица | 260 |
1. По ту сторону пиетизма и рационализма | 262 |
2. Человек модерна | 269 |
3. Во что верили в новые времена | 272 |
4. Совместимы ли верность духу времени и религиозность | 276 |
5. Что такое религия | 278 |
6. Значение «позитивных религий» | 281 |
7. Сущность христианства | 285 |
8. Учение о вере в парадигме модерна | 287 |
9. Христос — истинный человек | 294 |
10. Христос — также и истинный Бог | 296 |
11. Контрвопросы | 302 |
12. И все же: создатель теологической парадигмы модерна | 305 |
КАРЛ БАРТ. ТЕОЛОГИЯ НА ПУТИ К ПОСТМОДЕРНУ | 309 |
Хронологическая таблица | 310 |
1. Воинственный протестант во Всемирном Совете Церквей | 312 |
2. Критика римского католицизма | 314 |
3. Католические попытки понять Барта | 317 |
4. Экуменическое согласие | 322 |
5. II Ватиканский собор | 326 |
6. Почему парадигма модерна заслуживает критики | 330 |
7. Вдохновитель теологической парадигмы постмодерна | 334 |
8. Незавершенность парадигмы постмодерна | 338 |
9. Вызов «естественной теологии» по-прежнему актуален | 342 |
10. Вызов Рудольфа Бультмана по-прежнему актуален | 348 |
11. Благожелательно-критический пересмотр бартианства в свете постмодерна | 353 |
ЭПИЛОГ. КОНТУРЫ ТЕОЛОГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДУХУ ВРЕМЕНИ | 357 |
ПРИЛОЖЕНИЕ. Г. КЮНГ. ТЕОЛОГИЯ НА ПУТИ К НОВОЙ ПАРАДИГМЕ | 363 |
Прощание с неосхоластикой | 364 |
Средневековая контрреформаторская неосхоластическая парадигма | 366 |
Спекулятивные пути разрешения кризиса | 370 |
Теология кризиса | 373 |
Реформаторско-протестантская парадигма | 375 |
Историко-критическая экзегетика как предпосылка историко-критической догматики | 378 |
Христианская весть как основополагающая норма теологии | 383 |
Современный мир познания как горизонт теологии | 386 |
Просветительская парадигма модерна | 387 |
Основополагающее доверие и основополагающее недоверие | 391 |
Этика и стиль критической экуменической теологии | 396 |
Смена парадигм в истории теологии и церкви (попытка периодизации) | 400 |
ЛИТЕРАТУРА | 402 |
Апостол Павел | 402 |
Ориген | 404 |
Блаженный Августин | 405 |
Фома Аквинский | 407 |
Мартин Лютер | 408 |
Фридрих Шлейермахер | 410 |
Карл Барт | 412 |
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ | 414 |