Великие христианские мыслители: монография
Год издания: 2020
Серия:
Миф. Религия. Культура
Издательство: Алетейя
Перевод с немецкого:
Бойцовой О.Ю.
Объем (стр.):
444
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Ганс Кюнг - один из известнейших западных теологов XX века, руководитель Института экуменических исследований Тюбингенского университета. Поставив перед собой задачу создания общехристианской концепции, он последовательно разрабатывает ее на протяжении всей своей деятельности. В результате Кюнг вступил в конфронтацию с Ватиканом: в 1979 году Конгрегация по делам веры официально заявила, что он не может считаться католическим теологом. Настоящая книга - первый опубликованный в России труд этого крупного мыслителя. Здесь Кюнг предпринял попытку свести всю историю развития христианской теологии (и католической, и протестантской, и православной) в единую схему и использовал для этого парадигмальный подход. Несмотря на всю серьезность рассматриваемых проблем, во многом благодаря легкости стиля в сочетании с поразительной эрудицией автора, книга будет интересна широким кругам читателей в нашей стране.
| ОПАЛЬНЫЙ КАТОЛИК, ИЩУЩИЙ ЕДИНСТВА (О. Бойцова) | 5 |
| НЕБОЛЬШОЕ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОЛОГИЮ | 23 |
| АПОСТОЛ ПАВЕЛ. ПРЕВРАЩЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В МИРОВУЮ РЕЛИГИЮ | 27 |
| Хронологическая таблица | 28 |
| 1. Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи | 30 |
| 2. Перелом в жизни — смена эпох | 34 |
| 3. Не принимая во внимание Иисуса | 39 |
| 4. Что общего у Павла и Иисуса | 43 |
| 5. Одно и то лее дело | 45 |
| 6. Выступал ли Павел против иудейского закона | 49 |
| 7. Тора остается в силе | 52 |
| 8. Самый знаменитый спор в древней церкви | 54 |
| 9. Обусловленное временем | 58 |
| 10. Выводы для отдельного человека, для народа, для общины | 60 |
| ОРИГЕН. ВЕЛИКИЙ СИНТЕЗ АНТИЧНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ДУХА | 69 |
| Хронологическая таблица | 70 |
| 1. Новый вызов | 72 |
| 2. Несостоявшийся мученик | 75 |
| 3. Первая модель научной теологии | 80 |
| 4. Примирение христианства и эллинизма: видение целого | 83 |
| 5. Как Ориген читал Писание | 89 |
| 6. Христианский универсализм | 93 |
| 7. Новые гонения и победа христианства | 95 |
| 8. Раскрытие сути Евангелия или отпадение от него | 99 |
| 9. Неоднозначное смещение центра | 101 |
| 10. Борьба за ортодоксию | 106 |
| 11. Христианская самокритика в свете будущего | 108 |
| БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. РОДОНАЧАЛЬНИК ВСЕЙ ЗАПАДНОЙ ЛАТИНСКОЙ ТЕОЛОГИИ | 113 |
| Хронологическая таблица | 114 |
| 1. Творец новой парадигмы | 116 |
| 2. Ориген и Августин: общее и различное | 117 |
| 3. Жизнь, ввергнутая в кризис | 120 |
| 4. Поворот к христианству | 124 |
| 5. Истинная церковь: спор с Донатом и его последствия | 127 |
| 6. Оправдание применения насилия в делах религии | 132 |
| 7. Благодать: спор с Пелагием и его последствия | 136 |
| 8. Теология первородного греха и предопределения | 141 |
| 9. Критические вопросы к Августину | 144 |
| 10. Великая угроза империи | 153 |
| 11. В чем смысл истории | 157 |
| ФОМА АКВИНСКИЙ. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА И ПАПИСТСКАЯ ПРИДВОРНАЯ ТЕОЛОГИЯ | 163 |
| Хронологическая таблица | 164 |
| 1. Изменение жизненного мира и формы жизни | 166 |
| 2. Опасный Аристотель | 172 |
| 3. Теология как рациональная университетская наука | 178 |
| 4. Осознание силы разума | 180 |
| 5. Две «Суммы» — один принцип построения | 183 |
| 6. Новая теология, первоначально воспринятая в штыки | 186 |
| 7. Неоднозначная зависимость от Августина | 190 |
| 8. Античная картина мира и Фома | 192 |
| 9. Придворная теология. Оправдание папизма | 198 |
| 10. Диалог с исламом и иудаизмом | 202 |
| 11. Таинственное прекращение работы над «Суммой теологии» | 204 |
| МАРТИН ЛЮТЕР. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ СМЕНЫ ПАРАДИГМ | 209 |
| Хронологическая таблица | 210 |
| 1. Причины лютеровской Реформации | 212 |
| 2. Основной вопрос: как оправдаться перед Богом | 215 |
| 3. Католический Лютер | 217 |
| 4. Искра Реформации | 218 |
| 5. Реформаторская программа | 229 |
| 6. Главный побудительный мотив Реформации | 232 |
| 7. Реформаторская парадигма | 237 |
| 8. Критерий теологии | 242 |
| 9. В чем следует признать правоту Лютера | 244 |
| 10. Неоднозначные результаты лютеровской Реформации | 248 |
| 11. Раскол Реформации | 251 |
| 12. Свобода церкви | 255 |
| ФРИДРИХ ШЛЕЙЕРМАХЕР. ТЕОЛОГИЯ В СУМЕРКАХ МОДЕРНА | 259 |
| Хронологическая таблица | 260 |
| 1. По ту сторону пиетизма и рационализма | 262 |
| 2. Человек модерна | 269 |
| 3. Во что верили в новые времена | 272 |
| 4. Совместимы ли верность духу времени и религиозность | 276 |
| 5. Что такое религия | 278 |
| 6. Значение «позитивных религий» | 281 |
| 7. Сущность христианства | 285 |
| 8. Учение о вере в парадигме модерна | 287 |
| 9. Христос — истинный человек | 294 |
| 10. Христос — также и истинный Бог | 296 |
| 11. Контрвопросы | 302 |
| 12. И все же: создатель теологической парадигмы модерна | 305 |
| КАРЛ БАРТ. ТЕОЛОГИЯ НА ПУТИ К ПОСТМОДЕРНУ | 309 |
| Хронологическая таблица | 310 |
| 1. Воинственный протестант во Всемирном Совете Церквей | 312 |
| 2. Критика римского католицизма | 314 |
| 3. Католические попытки понять Барта | 317 |
| 4. Экуменическое согласие | 322 |
| 5. II Ватиканский собор | 326 |
| 6. Почему парадигма модерна заслуживает критики | 330 |
| 7. Вдохновитель теологической парадигмы постмодерна | 334 |
| 8. Незавершенность парадигмы постмодерна | 338 |
| 9. Вызов «естественной теологии» по-прежнему актуален | 342 |
| 10. Вызов Рудольфа Бультмана по-прежнему актуален | 348 |
| 11. Благожелательно-критический пересмотр бартианства в свете постмодерна | 353 |
| ЭПИЛОГ. КОНТУРЫ ТЕОЛОГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДУХУ ВРЕМЕНИ | 357 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ. Г. КЮНГ. ТЕОЛОГИЯ НА ПУТИ К НОВОЙ ПАРАДИГМЕ | 363 |
| Прощание с неосхоластикой | 364 |
| Средневековая контрреформаторская неосхоластическая парадигма | 366 |
| Спекулятивные пути разрешения кризиса | 370 |
| Теология кризиса | 373 |
| Реформаторско-протестантская парадигма | 375 |
| Историко-критическая экзегетика как предпосылка историко-критической догматики | 378 |
| Христианская весть как основополагающая норма теологии | 383 |
| Современный мир познания как горизонт теологии | 386 |
| Просветительская парадигма модерна | 387 |
| Основополагающее доверие и основополагающее недоверие | 391 |
| Этика и стиль критической экуменической теологии | 396 |
| Смена парадигм в истории теологии и церкви (попытка периодизации) | 400 |
| ЛИТЕРАТУРА | 402 |
| Апостол Павел | 402 |
| Ориген | 404 |
| Блаженный Августин | 405 |
| Фома Аквинский | 407 |
| Мартин Лютер | 408 |
| Фридрих Шлейермахер | 410 |
| Карл Барт | 412 |
| ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ | 414 |







