Символические образы : очерки по искусству Возрождения: научно-популярное издание
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Эта книга известного английского историка искусства посвящена искусству итальянского Возрождения. В ней рассматриваются особенности творчества выдающихся художников этой эпохи: Боттичелли, Рафаэля, Мантенья, Джулио Романо, Пьомбо и др. Автор показывает тесную связь художников Ренессанса с неоплатонической философией, ограниченность иконологического метода в интерпретации ренессансного искусства, сводящего его к сакральным схемам, раскрывает искусство Возрождения как сложный синтез античной чувственности и христианской духовности, трансформацию античных образов в горниле неоплатонической мысли.
Книга рассчитана на тех, кто интересуется искусством итальянского Возрождения и его гуманистической философией.
Шестаков В.П. Искусство как интерес всей жизни | 9 |
Предисловие к 1-му изданию | 20 |
Цели и границы иконологии | 23 |
Ускользающий смысл | 23 |
Иконография и иконология | 30 |
Теория приличий | 32 |
Философия символизма | 45 |
Словарь вводит в заблуждение | 47 |
Уровни смысла? | 49 |
Психоаналитический подход | 51 |
Коды и аллюзии | 53 |
Жанры | 55 |
Товия и ангел | 59 |
Мифологии Боттичелли: исследования неоплатонического символизма у боттичелли и его окружения | 67 |
Постскриптум вместо предисловия | 67 |
Вместо введения | 72 |
«Весна» | 74 |
Прошлые интерпретации | 74 |
Исторический подход: письмо Фичино патрону Боттичелли | 77 |
Описание Венеры у Апулея | 85 |
Ошибочное прочтение | 89 |
Описание и символика у Апулея | 93 |
Грации и проблемы экзегезы | 97 |
Типологический подход | 106 |
Платоновская Академия и живопись Боттичелли | 110 |
Фичино и патрон Боттичелли | 110 |
«Марс и Венера» | 115 |
«Паллада и кентавр» | 119 |
«Рождение Венеры» | 122 |
«Фрески виллы Лемми» | 126 |
Фичино и искусство | 128 |
Приложение: Три неопубликованных письма Лоренцо ди Пьерфранческо к Медичи | 131 |
Интерпретация «Парнаса» Мантеньи | 135 |
Рафаэлевские фрески Станцы делла Сеньятура и природа их символизма | 139 |
Гипнеротомахиана | 183 |
Браманте и «Гипнеротомахия Полифила» | 183 |
Сад Бельведера как роща Венеры | 188 |
Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо | 196 |
Сала деи Венти Палаццо дель Тэ | 197 |
Сюжет пуссеновского «Ориона» | 219 |
Icones Simbolicae: философия символизма и ее влияние на живопись Введение | 225 |
I. Персонификация идей | 231 |
II. Дидактическая традиция | 239 |
Сообщество понятий | 239 |
Атрибуты | 247 |
Описание и определение в средневековом искусстве | 250 |
Рипа и аристотелевская традиция | 262 |
III. Неоплатонизм: Джарда и его предшественники | 271 |
Платоническая картина мира | 273 |
Христианское толкование | 275 |
Дионисий Ареопагит | 278 |
Два способа | 279 |
Аналогический символизм | 280 |
Мистический образ | 286 |
IV. Слияние традиций | 294 |
Философия импресы | 294 |
Функция метафоры | 301 |
Парадокс и выход за пределы языка | 305 |
V. Значение и магия | 307 |
Власть символа | 309 |
Действие и подлинность | 314 |
Духи и предзнаменования | 316 |
Искусство и вера | 320 |
VI. Наследие | 321 |
От Джарды до Галилея | 321 |
Век Разума | 325 |
Аллегория versus символ | 328 |
Возрождение неоплатонизма от Крейцера до Юнга | 332 |
Примечания | 338 |