Символические образы : очерки по искусству Возрождения: научно-популярное издание
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Эта книга известного английского историка искусства посвящена искусству итальянского Возрождения. В ней рассматриваются особенности творчества выдающихся художников этой эпохи: Боттичелли, Рафаэля, Мантенья, Джулио Романо, Пьомбо и др. Автор показывает тесную связь художников Ренессанса с неоплатонической философией, ограниченность иконологического метода в интерпретации ренессансного искусства, сводящего его к сакральным схемам, раскрывает искусство Возрождения как сложный синтез античной чувственности и христианской духовности, трансформацию античных образов в горниле неоплатонической мысли.
Книга рассчитана на тех, кто интересуется искусством итальянского Возрождения и его гуманистической философией.
| Шестаков В.П. Искусство как интерес всей жизни | 9 |
| Предисловие к 1-му изданию | 20 |
| Цели и границы иконологии | 23 |
| Ускользающий смысл | 23 |
| Иконография и иконология | 30 |
| Теория приличий | 32 |
| Философия символизма | 45 |
| Словарь вводит в заблуждение | 47 |
| Уровни смысла? | 49 |
| Психоаналитический подход | 51 |
| Коды и аллюзии | 53 |
| Жанры | 55 |
| Товия и ангел | 59 |
| Мифологии Боттичелли: исследования неоплатонического символизма у боттичелли и его окружения | 67 |
| Постскриптум вместо предисловия | 67 |
| Вместо введения | 72 |
| «Весна» | 74 |
| Прошлые интерпретации | 74 |
| Исторический подход: письмо Фичино патрону Боттичелли | 77 |
| Описание Венеры у Апулея | 85 |
| Ошибочное прочтение | 89 |
| Описание и символика у Апулея | 93 |
| Грации и проблемы экзегезы | 97 |
| Типологический подход | 106 |
| Платоновская Академия и живопись Боттичелли | 110 |
| Фичино и патрон Боттичелли | 110 |
| «Марс и Венера» | 115 |
| «Паллада и кентавр» | 119 |
| «Рождение Венеры» | 122 |
| «Фрески виллы Лемми» | 126 |
| Фичино и искусство | 128 |
| Приложение: Три неопубликованных письма Лоренцо ди Пьерфранческо к Медичи | 131 |
| Интерпретация «Парнаса» Мантеньи | 135 |
| Рафаэлевские фрески Станцы делла Сеньятура и природа их символизма | 139 |
| Гипнеротомахиана | 183 |
| Браманте и «Гипнеротомахия Полифила» | 183 |
| Сад Бельведера как роща Венеры | 188 |
| Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо | 196 |
| Сала деи Венти Палаццо дель Тэ | 197 |
| Сюжет пуссеновского «Ориона» | 219 |
| Icones Simbolicae: философия символизма и ее влияние на живопись Введение | 225 |
| I. Персонификация идей | 231 |
| II. Дидактическая традиция | 239 |
| Сообщество понятий | 239 |
| Атрибуты | 247 |
| Описание и определение в средневековом искусстве | 250 |
| Рипа и аристотелевская традиция | 262 |
| III. Неоплатонизм: Джарда и его предшественники | 271 |
| Платоническая картина мира | 273 |
| Христианское толкование | 275 |
| Дионисий Ареопагит | 278 |
| Два способа | 279 |
| Аналогический символизм | 280 |
| Мистический образ | 286 |
| IV. Слияние традиций | 294 |
| Философия импресы | 294 |
| Функция метафоры | 301 |
| Парадокс и выход за пределы языка | 305 |
| V. Значение и магия | 307 |
| Власть символа | 309 |
| Действие и подлинность | 314 |
| Духи и предзнаменования | 316 |
| Искусство и вера | 320 |
| VI. Наследие | 321 |
| От Джарды до Галилея | 321 |
| Век Разума | 325 |
| Аллегория versus символ | 328 |
| Возрождение неоплатонизма от Крейцера до Юнга | 332 |
| Примечания | 338 |






