Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26–27 марта 2018 года): материалы конференций
Автор:
Год издания: 2018
Издательство: Директ-Медиа
Под общей редакцией:
Головчиц Л.А., Кротковой А.В., Микляевой Н.В.
Объем (стр.):
408
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В сборнике представлены статьи участников Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения», организованной кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» совместно с кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».
В статьях дается анализ теоретических и практических подходов к коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья; предлагаются новые научно-методические направления формирования междисциплинарных связей общей и специальной педагогики и психологии, методик дошкольного и школьного образования; описываются инновационные технологии, касающиеся воспитания и обучения в условиях интеграции и инклюзии. Материалы сборника адресованы работникам системы дошкольного, школьного и профессионального образования, преподавателям и студентам педагогических вузов.
Материалы конференции размещены на сайте конференции (https://sovrdetsad.wixsite.com/sdodovz), а также в системе РИНЦ, прошли проверку на антиплагиат (не менее 75 %).
.
В статьях дается анализ теоретических и практических подходов к коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья; предлагаются новые научно-методические направления формирования междисциплинарных связей общей и специальной педагогики и психологии, методик дошкольного и школьного образования; описываются инновационные технологии, касающиеся воспитания и обучения в условиях интеграции и инклюзии. Материалы сборника адресованы работникам системы дошкольного, школьного и профессионального образования, преподавателям и студентам педагогических вузов.
Материалы конференции размещены на сайте конференции (https://sovrdetsad.wixsite.com/sdodovz), а также в системе РИНЦ, прошли проверку на антиплагиат (не менее 75 %).
.
Пленарное заседание | 3 |
Балашкина Е. Д. Компьютерные тренажеры в коррекционной работе с детьми, испытывающими сложности в обучении родному языку | 3 |
Белова И. Н., Поникарова В. Н. Использование песочной терапии как средства адаптации детей с ОВЗ к дошкольному учреждению | 6 |
Беляева К. В. Особенности речевого развития детей с бисенсорными нарушениями | 8 |
Вершинина Е. С. Мультстудия как форма развития коммуникативных функций детей с ОВЗ | 11 |
Галстян К. С., Мазова Е. А. Семейная летняя школа для семей с особенными детьми | 14 |
Емец Е. В. Особенности творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи | 17 |
Колотилова Т. В. Инновационные технологии в работе группы кратковременного пребывания «вместе с мамой» для детей с ОВЗ и инвалидностью | 20 |
Кошелева Н. А. Индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте реализации ФГОС | 23 |
Крижановская Н. С., Павлова Р. А. Садовая терапия как условие социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья | 26 |
Логинова В. В. Формирование воссоздающего воображения у дошкольников с нарушением зрения | 29 |
Лукичева Н. А. Формирование связной речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР с использованием нейропсихологических приемов | 32 |
Малова К. А. Электронная система для детей с ограниченными возможностями здоровья пермского края как средство эффективного психолого-педагогического сопровождения | 35 |
Михалева А. Ю. Формирование временных представлений у детей с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации | 41 |
Омельченко Е. М. Повышение ресурсного потенциала матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в процессе социально-психологического тренинга | 44 |
Панова А. Р. Формирование представлений о пространстве у детей старшего дошкольного возраста с третьим уровнем общего недоразвития речи | 47 |
Петрова Н. Р. Теоретические и прикладные аспекты формирования чувства комического у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях по изобразительной деятельности | 50 |
Тимошенко Т. В. Особенности разработки методики диагностики эмоционально-нравственного развития старших дошкольников с задержкой психического развития | 53 |
Цыплякова И. В. Коррекция эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра | 56 |
Чуева Д. П. Ознакомление с окружающим миром как компонент современной модели взаимодействия педагога-дефектолога и воспитателя в процессе формирования мыслительных операций дошкольников с задержкой психического развития | 59 |
Секция 1. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС | 62 |
Алексеева А. Е. Изучение прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | 62 |
Антипова Д. А. Регулятивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности: аналитический обзор | 65 |
Верховская А. Ю. Особенности понимания образных средств языка слабослышащими детьми младшего школьного возраста | 68 |
Гаранина Я. Г. Специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения | 70 |
Гиниятуллина З. И. Специфика прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников | 73 |
Голубовская Е. А. Особенности развития познавательной и игровой деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями | 76 |
Григорьева К. Н. Особенности прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников | 79 |
Демидова Е. А. К вопросу изучения универсальных учебных действий лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики | 82 |
Егорова А. С. Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией | 85 |
Ельцова А. С. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию, воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития | 88 |
Жукова И. А. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи | 91 |
Захарова Н. А. Вариативные методы и средства подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня | 94 |
Зубкова М. А. Особенности овладения навыками текстообразования дошкольниками с общим недоразвитием речи | 97 |
Иванова А. С. Коррекционно-педагогическая работа над выразительностью речи старших дошкольников с речевыми нарушениями | 100 |
Кленяева Е. А. Изучение нарушений связной речи у дошкольников с ОНР | 103 |
Красикова Д. В. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха | 106 |
Крылова А. С. Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП | 109 |
Кушхова Г. Н. К вопросу изучения игровой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха | 111 |
Манухина М. Б. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха | 114 |
Мироненко Е. А. Использование дидактических игр в развитии лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха | 117 |
Мкоян Ж. Г. Развитие просодического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи | 120 |
Недопекина Ю. В. Развитие изобразительной деятельности у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста | 123 |
Овчинникова П. П. Особенности игровой деятельности детей дошкольников с ЗПР | 126 |
Поведайко Е. Д. Развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями в досуговой деятельности | 128 |
Протопопова В. Д. Физическое развитие старших дошкольников с нарушением слуха в процессе подвижных игр | 131 |
Руденко А. В. Особенности памяти детей с ЗПР | 134 |
Старкова Т. А., Овчинникова А. А. Содержательные и организационные аспекты коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения | 136 |
Тиньгаева К. С. Особенности познавательной активности дошкольников с речевыми нарушениями | 139 |
Федотова М. В. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками при нарушениях речи | 142 |
Хаметова Ю. Ф. Роль фонематического восприятия в становлении устной и письменной речи | 144 |
Хмельницкая Л. А. Состояние речевых и неречевых предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР | 147 |
Хохлова М. И. Формирование графомоторных навыков у детей при задержке психического развития | 150 |
Чернова А. В. Направления коррекционно-педагогической работы по развитию пространственно-временных отношений у дошкольников с нарушениями речи | 153 |
Чернявская Ю. В. Развитие мотивационной готовности к школе старших дошкольников с ЗПР | 156 |
Чиркова Ю. А. Теоретические аспекты изучения когнитивной составляющей прогностической способности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 159 |
Шиханова В. В. Формирование речевой готовности детей с общим недоразвитием речи к школе в рамках реализации ФГОС ДО | 162 |
Юрьева Е. А. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи | 164 |
Секция 2. Образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОВЗ | 168 |
Алеева Л. А. Особенности прогнозирования младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 168 |
Алексеева К. А. Исследование предпосылок к развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР | 171 |
Байменова К. Р. Изучение способности старших дошкольников с нарушением интеллекта воспринимать и понимать пиктограммы | 174 |
Белова И. Н. Возможности кружковой работы в коррекции нарушений речи | 176 |
Богатырева А. П. Развитие разговорной речи старших дошкольников с нарушением слуха | 180 |
Валентинова А. А. Развитие внимания у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности | 183 |
Виноградова С. И. Конструирование как средство развития наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР | 185 |
Евсеенко А. И. Формирование цветовосприятия и цветовоспроизведения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства | 188 |
Зайцева А. А. Комплексная профилактика развития детей раннего возраста | 191 |
Зинюхина А. В. Применение дидактического пособия «игрокуб» для развития осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи | 193 |
Карасева А. А. Оценка сформированности читательской деятельности у учащихся с нарушением слуха | 196 |
Карпова А. А. Диагностика умения использовать предметы-заместители у дошкольников с ОВЗ | 199 |
Кондратьева Д. П. Формирование речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами дидактической игры в условиях ДОУ | 202 |
Крашенинникова Ю. П. Применение квест-технологий в работе по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи | 205 |
Куликова Д. А. Использование музыкотерапии в процессе диагностики просодической стороной речи у детей с заиканием | 208 |
Лагаева А. И., Савельева Н. Г. Использование техники скрапбукинга в организованной образовательной деятельности по прикладному творчеству с детьми дошкольного возраста с ОВЗ | 210 |
Макеева Д. И., Ухина Н. А. Коррекционная работа по формированию падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием мультимедийных технологий | 212 |
Малахова А. А. Особенности развития связной устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами синквейн-технологии | 215 |
Матвейчук О. И. Профилактика нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи III уровня | 218 |
Махова Ю. В. Подходы к развитию языковой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья | 221 |
Милованова С. А., Савельева Н. Г. О профилактике нарушений голоса у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами мульттерапии | 224 |
Минькина Н. С. Дифференцированный подход к формированию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи | 227 |
Митюшина А. А. Формирование лексико-грамматического компонента речи у дошкольников с задержкой психического развития с использованием современных технологий | 229 |
Мохова М. В. Стимуляция речевого развития младших дошкольников с ТНР | 232 |
Непомнящая А. В. Современные методы коррекции дизартрии при детском церебральном параличе | 235 |
Осипова Е. С. Ухина Н. А. Исследование сформированности чувства ритма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня | 238 |
Пармененкова Е. А. Особенности развития вербальных и невербальных средств коммуникации у детей с глубокими нарушениями зрения | 241 |
Полякова Ю. О. Использование художественной литературы при обучении лингвистическому анализу текста младших школьников с общим недоразвитием речи | 244 |
Рогожникова Е. П. Теоретическое обоснование возможностей дидактической игры в сенсорном развитии детей дошкольного возраста с синдромом Дауна | 247 |
Свеженцева В. А. Комплексная реабилитация послеинсультных больных с моторной афазией пожилого и старческого возраста | 251 |
Солощенко В. А. Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи | 253 |
Струева С. А. Развитие воображения старших дошкольников с нарушением слуха в процессе ручного труда | 256 |
Трофимова В. Э. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр | 259 |
Хасанова Е. А. Комплексно-тематическое планирование как условие реализации индивидуального подхода к детям с ОВЗ в инклюзивной группе | 262 |
Цветкова А. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у дошкольников с нарушением зрения | 265 |
Якушева А. О. Индивидуальный подход к детям с нарушением зрения в условиях инклюзивной группы | 268 |
Секция 3. Проблемы социально-педагогического и социально-психологического сопровождения детей и подростков с ОВЗ | 271 |
Андреева Е. П., Занько В. С., Минакова А. Д. Современные методы профилактики дезадаптивного поведения лиц с РАС в рамках инклюзивной модели образования | 271 |
Артёмкина М. Н. Проблема выбора средств альтернативной коммуникации для детей с аутистическими расстройствами | 274 |
Арутюнян А. Ю. Коррекция отношений в семье при гиперактивности детей | 277 |
Барабанщикова Ю. С. К вопросу о личностно-профессиональном саморазвитии молодых людей с ограниченными возможностями здоровья | 280 |
Бершауэр К. А. Диагностика агрессивного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада | 283 |
Божко Е. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях реабилитационного центра | 286 |
Воронина О. А. Формирование культуры поведения у дошкольников с ЗПР | 290 |
Галактионова Г. М. Участие студентов-волонтеров в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ | 293 |
Герасимова Е. С. Проблемы методического сопровождения педагогов, работающих в условиях инклюзии с детьми, имеющими нарушения зрения | 295 |
Гордиенко О. В. Подготовка учителя русского языка к работе со школьниками, имеющими особые образовательные потребности | 298 |
Жерновая Н. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников «группы риска», как условие успешной социализации | 301 |
Заляева Л. Д., Меньшенин К. А., Никитина А. Л. Особенности речевой среды дома ребенка и их влияние на онтогенез речи воспитанников | 304 |
Ким Ю. А. Изучение проблем социально-бытовой ориентировки детей младшего школьного возраста с РАС | 308 |
Лунина М. В. Модель организации работы учителя-логопеда в условиях инклюзивной группы | 311 |
Макеева А. А. Вербально-поведенческий подход в обучении детей младшего школьного возраста с РАС | 313 |
Манина Н. А. Развитие общения детей старшего дошкольного возраста с заиканием в процессе игровой деятельности | 315 |
Мельникова К. О. Изучение общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в условиях групп комбинированной направленности | 318 |
Мещанова Д. Ю. Особенности рече-коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха | 321 |
Миронова Е. А. Развитие социального поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями | 324 |
Отмашкина А. О. Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе конструктивной деятельности | 326 |
Охотникова В. О. Специфика рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с речевыми нарушениями | 329 |
Плуталова С. А. Значение эмоционально-личностной незрелости в процессе профессиональной ориентации подростков и молодых людей с детским церебральным параличом | 331 |
Савостина Е. С. Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями | 334 |
Садовская О. М. Оптимизация детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи | 337 |
Сайфуллина Н. А. Предикторы формирования девиантного поведения детей с речевой патологией | 340 |
Сальникова Д. А. Особенности социально-коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушенем слуха | 344 |
Серебренникова А. В., Ворошнина О. Р. Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс лиц с ОВЗ | 347 |
Сычкова А. А. Особенности ценностных ориентаций и мотиваций старшеклассников с тяжёлыми нарушениями речи | 349 |
Тимофеева Е. П., Ухина Н. А. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня | 353 |
Тихонова О. А. Роль эмоционального интеллекта в комплексном сопровождении детей с ОНР | 356 |
Халимова Ш. С. Формирование социальных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта | 359 |
Чермашенцева П. А. Развитие социально-личностной готовности к школе детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования | 361 |
Шайдуллина Р. Х. Особенности рече-коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | 364 |