Открываем мир природы : настольная книга учителя начальных классов: практическое пособие
Автор:
Самкова В. А.
Год издания: 2016
Издательство: Русское слово
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
161
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Один из путей, ведущих к пониманию действительности, — диалог ребёнка с природой. Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь учителю организовать такой диалог.
В первой части книги охарактеризованы приоритетные направления в изучении окружающего мира: формирование умений наблюдать, устанавливать логические связи между наблюдаемыми объектами и явлениями; развитие эколого-эстетического восприятия, художественного и научного воображения.
Вторая часть — это разнообразные задания, направленные на развитие эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер личности ребёнка. Одни задания выполняются непосредственно в природном окружении (во время прогулок, экскурсий, выездов за город), другие — в классе или дома. При этом педагог имеет возможность регулировать уровень сложности предъявляемого детям материала в зависимости от их подготовки, интересов и возможностей.
В Приложение вошли материалы для практического использования, в частности, авторская программа внеурочной деятельности «Я открываю мир», примеры проектов, карточки-задания, карта оценки успешности обучения ребёнка.
Книга адресована учителям начальных классов. Кроме того, она будет полезна педагогам дополнительного образования при проведении занятий в кружках и других детских объединениях, методистам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям.
В книгу включены фрагменты творческих работ учащихся младших классов, принимавших участие во Всероссийском конкурсе детских экологических проектов «Человек на Земле».
В первой части книги охарактеризованы приоритетные направления в изучении окружающего мира: формирование умений наблюдать, устанавливать логические связи между наблюдаемыми объектами и явлениями; развитие эколого-эстетического восприятия, художественного и научного воображения.
Вторая часть — это разнообразные задания, направленные на развитие эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер личности ребёнка. Одни задания выполняются непосредственно в природном окружении (во время прогулок, экскурсий, выездов за город), другие — в классе или дома. При этом педагог имеет возможность регулировать уровень сложности предъявляемого детям материала в зависимости от их подготовки, интересов и возможностей.
В Приложение вошли материалы для практического использования, в частности, авторская программа внеурочной деятельности «Я открываю мир», примеры проектов, карточки-задания, карта оценки успешности обучения ребёнка.
Книга адресована учителям начальных классов. Кроме того, она будет полезна педагогам дополнительного образования при проведении занятий в кружках и других детских объединениях, методистам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям.
В книгу включены фрагменты творческих работ учащихся младших классов, принимавших участие во Всероссийском конкурсе детских экологических проектов «Человек на Земле».
От автора | 8 |
ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА И ДЕТИ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДИАЛОГ ПОЗНАНИЯ | 11 |
1. Ребёнок в мире природы: грани взаимодействия | 12 |
2. Восприятие — основа наших знаний об окружающем мире | 16 |
3. Диалог с природой — ключ к пониманию действительности | 20 |
3.1. Наблюдение как метод познания природы | 22 |
3.2. Как выразить свои впечатления от общения с природой художественными средствами | 26 |
3.3. О некоторых формах организации деятельности младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности | 42 |
ЧАСТЬ 2. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | 51 |
4. Первые шаги по тропинке открытий | 52 |
4.1. О качествах, необходимых каждому исследователю | 52 |
4.2. Твой помощник — «Дневник открытий» | 54 |
4.3. Заповеди друзей природы | 56 |
4.4. Необычные прогулки | 58 |
4.5. «Лесное» настроение | 59 |
5. Природа в наших ощущениях | 60 |
5.1. «Вглядись, и ты увидишь...» | 60 |
5.2. Праздник цвета | 62 |
5.3. Какого цвета лес? | 65 |
5.4. «Тепло» или «холодно»? | 67 |
5.5. Мир полон звуков | 69 |
5.6. «Ти-ши-на!» | 72 |
5.7. Учимся видеть «соответствие звука и «цвета» | 72 |
5.8. Вдохните полной грудью! | 74 |
5.9. «На вкус и цвет...» | 76 |
5.10. «Форма, движение, ритм» + «воображение» | 77 |
5.11. Удивительный музей | 79 |
5.12. Секрет хорошего настроения | 79 |
5.13. Путешествие берёзового листочка и другие удивительные приключения | 80 |
6. Геометрия живой природы | 82 |
6.1. Был ли прав учёный? | 82 |
6.2. Живые организмы и симметрия | 83 |
6.3. Спираль жизни | 86 |
6.4. Учимся различать форму: разнообразие крон деревьев и кустарников | 88 |
6.5. Многообразие листьев растений | 93 |
6.6. Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения | 95 |
6.7. Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников | 96 |
6.8. « А что у вас?» (Игра) | 97 |
6.9. Конкурс знатоков фольклора | 98 |
7. Лес и его обитатели | 100 |
7.1. Наблюдения за растениями леса | 101 |
7.2. Театр на лесной опушке | 104 |
7.3. Мой первый микроскоп | 104 |
7.4. «Белки, сойки и орехи» (Игра) | 106 |
7.5. Кое-что из жизни дождевых червей | 108 |
7.6. Как живёшь, муравей? | 108 |
7.7. Коллекционируем перья | 110 |
7.8. Коллекционируем следы обитателей леса: изготовление гипсовых слепков | 112 |
7.9. Что общего между воздушным змеем, флюгером и анемометром? | 113 |
8. Лесные ремёсла | 116 |
8.1. Русь деревянная | 116 |
8.2. Лес в работах народных умельцев | 118 |
8.3. Лес — источник природных красителей | 121 |
8.4. Лесное меню | 122 |
8.5. Лес — целитель | 123 |
Подведём итоги | 127 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 128 |
Приложение 1. Проекты для младших школьников | 128 |
Проект 1. Достойный пейзаж | 128 |
Проект 2. Моё любимое дерево | 129 |
Проект 3. Игра — это серьёзное занятие | 130 |
Проект 4. Мы ждём вас, птицы! | 132 |
Проект 5. Вторая жизнь ненужных вещей | 133 |
Примерные темы проектов для младших школьников | 134 |
Приложение 2. Программа внеурочных (факультативных) занятий «Я открываю мир» | 136 |
Приложение 3. У. Шиммель. Детям Земли: письмо из дома | 139 |
Приложение 4. Цветовой круг | 141 |
Приложение 5. Диск Бенхэма | 141 |
Приложение 6. Цветовой круг (шаблон для раскрашивания) | 142 |
Приложение 7. Карточки-задания к занятию «А что у вас?» | 143 |
Приложение 8. Карточки-задания к занятию «Театр на лесной опушке» | 144 |
Приложение 9. Пословицы и поговорки | 145 |
Приложение 10. Кладовая здоровья | 146 |
Приложение 11. Карта оценки успешности обучения младших школьников при использовании информационно-развивающих заданий | 157 |
Литература | 159 |