Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 5 класса общеобразовательных организаций: методическое пособие
Автор:
Соловьева Ф. Е.
Год издания: 2018
Серия:
ФГОС. Инновационная школа
Класс:
5 класс
Издательство: Русское слово — учебник
Под редакцией:
Меркина Г.С.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
345
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Методическое пособие создано к учебнику по литературе для 5 класса Г.С. Меркина. Оно разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, отвечает современному направлению изучения литературы и будет полезно не только начинающим, но и опытным педагогам.
Уроки литературы в 5 классе | 3 |
Урок 1. Книга — твой друг | 9 |
Урок 2. Миф «Олимп» | 12 |
Уроки 3—4. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 15 |
Урок 5. Загадки | 18 |
Урок 6. Пословицы и поговорки | 23 |
Урок 7. Литературная игра | 28 |
Урок 8. Анализ письменных работ | 31 |
Урок 9. «Царевна-лягушка» | 32 |
Урок 10. «Падчерица» | 36 |
Урок 11. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению | 40 |
Урок 12. Анализ письменных работ | 47 |
Урок 13. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | 47 |
Урок 14. «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам» | 50 |
Урок 15. Анализ письменных работ | 53 |
Урок 16. Из басен народов мира. Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград» | 53 |
Урок 17. Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...» | 58 |
Урок 18. Басни И.А. Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского Ворон и Лисица», А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса», И.А. Крылова «Ворона и Лисица» | 61 |
Урок 19. И.А. Крылов «Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» | 70 |
Урок 20. Русская басня в XX в. | 74 |
Урок 21. Анализ письменных работ | 77 |
Урок 22. Краткие сведения об А.С. Пушкине | 77 |
Урок 23. А.С. Пушкин «Няне» | 81 |
Урок 24. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 87 |
Урок 25. Черты сходства и различия народной волшебной и литературной сказок | 92 |
Урок 26. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (Отрывок) | 96 |
Урок 27. А.С. Пушкин «Зимняя дорога» | 99 |
Урок 28. Поэзия XIX в. о родной природе | 102 |
Урок 29. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | 113 |
Урок 30. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве | 117 |
Урок 31. Средства художественной выразительности в стихотворении | 119 |
Урок 32. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю. Лермонтова | 124 |
Урок 33. Анализ письменных работ | 130 |
Урок 34. Краткие сведения о Н.В. Гоголе | 130 |
Урок 35. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 135 |
Урок 36. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 140 |
Урок 37. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя | 145 |
Урок 38. И.С. Тургенев «Муму» | 148 |
Урок 39. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 151 |
Урок 40. Герасим и Муму | 155 |
Урок 41. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе „Муму”» (Герасим и Муму) | 159 |
Урок 42. Анализ сочинений | 161 |
Урок 43. Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык» | 162 |
Урок 44. Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта | 170 |
Урок 45. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения | 173 |
Урок 46. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения | 177 |
Урок 47. Н.А. Некрасов «Тройка» | 181 |
Урок 48. Анализ письменных работ | 185 |
Урок 49. Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа | 185 |
Урок 50. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену | 190 |
Урок 51. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа | 194 |
Урок 52. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого „Кавказский пленник”?». Художественная идея рассказа | 197 |
Урок 53. Анализ письменных работ | 199 |
Урок 54. А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Семья Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова | 200 |
Урок 55. А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа | 204 |
Урок 56. А.П. Чехов «Пересолил» | 210 |
Урок 57. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни | 213 |
Урок 58. Анализ сочинений | 215 |
Урок 59. И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина | 215 |
Урок 60. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» | 219 |
Урок 61. И.А. Бунин «В деревне» | 222 |
Урок 62. И.А. Бунин «Подснежник» | 224 |
Урок 63. Краткие сведения о Л.Н. Андрееве | 228 |
Урок 64. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города в рассказе | 230 |
Урок 65. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе | 232 |
Урок 66. А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе | 235 |
Урок 67. Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа | 237 |
Урок 68. Анализ письменных работ | 241 |
Урок 69. Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного блока. Блоковские места | 241 |
Урок 70. А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | 245 |
Урок 71. С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове | 247 |
Урок 72. С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | 250 |
Урок 73. С.А. Есенин «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 253 |
Урок 74. А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе | 257 |
Урок 75. А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка (беды и радость, злое и доброе начало в мире) | 260 |
Урок 76. А.П. Платонов «Цветок на земле» | 263 |
Урок 77. П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе | 268 |
Урок 78. П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова | 271 |
Урок 79. П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа | 273 |
Урок 80. Анализ письменных работ | 277 |
Урок 81. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе | 277 |
Урок 82. Рассказ Н.Н. Носова «Три охотника». Тема, система образов | 280 |
Урок 83. Анализ письменных работ | 283 |
Уроки 84—85. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 283 |
Урок 86. Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе | 288 |
Урок 87. Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе | 290 |
Урок 88. Анализ письменных работ | 292 |
Урок 89. Родная природа в произведениях писателей XX в. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» | 292 |
Урок 90. В.И. Белов «Весенняя ночь» | 295 |
Урок 91. В.Г. Распутин «Век живи — век люби» | 297 |
Уроки 92—93. Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» (Отрывок) | 300 |
Урок 94. Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве | 304 |
Урок 95. Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность | 308 |
Урок 96. М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена | 312 |
Урок 97. Роман «Приключения Тома Сойера» (Отрывок). Мир детства и мир взрослых | 316 |
Урок 98. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) | 320 |
Уроки 99—100. Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека | 323 |
Урок 101. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе | 325 |
Урок 102. Дж. Лондон «Сказание о Кише» | 329 |
Уроки 103—104. А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Леннеберги» | 332 |
Урок 105. Заключительный урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения | 334 |
Список литературы | 336 |