Основы социологии семьи: учебно-методическое пособие
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Данное пособие дает целостное представление о социологии семьи как самостоятельной отрасли социологии, предмете и взаимосвязи с другими гуманитарными дисциплинами, о современных социологических концепциях семьи, о структуре и функциях семьи, основных типах семейного поведения, о социологическом анализе семьи как эволюционирующей исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений. Учебно-методическое пособие включает материал для освоения учебной программы курса, планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, вопросы для самостоятельной работы, тематику рефератов, эссе, примерные тестовые задания.
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология, для преподавателей вузов, слушателей системы повышения квалификации педагогических кадров, специалистов социальной работы, и всех, интересующихся проблемами семьи и брака.
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ | 9 |
Глава 1. Социология семьи как наука | 9 |
1.1. Предмет социологии семьи | 9 |
1.2. Взаимосвязь социологии семьи с другими науками | 11 |
1.3. Макро- и микросоциология семьи | 14 |
1.4. Социологические методы изучения семьи | 17 |
Ключевые термины | 25 |
Вопросы и задания для самопроверки | 25 |
Глава 2.Становление социологии семьи как науки | 26 |
2.1. Основные этапы развития социологии семьи | 26 |
2.2. Возникновение науки о семье | 26 |
2.3. Вклад ученых в развитие социологии семьи | 31 |
Ключевые термины | 37 |
Вопросы и задания для самопроверки | 37 |
Глава 3. Социология семьи в России | 38 |
3.1. Основные периоды становления социологии семьи в России | 38 |
3.2. Концепции отечественной социологии семьи | 42 |
3.3. Перспективы развития социологии семьи в России | 45 |
Ключевые термины | 47 |
Вопросы и задания для самопроверки | 47 |
Глава 4.Концептуальные подходы к исследованию семьи | 48 |
4.1. Типология теоретических подходов к изучению семьи | 48 |
4.2. Семья в концепции структурного функционализма | 49 |
4.3. Анализ семьи в теории обмена | 51 |
4.4. Семья в теории конфликта | 53 |
4.5. Анализ семьи в теории феминизма | 54 |
4.6. Противостояние парадигм в современной социологии семьи | 55 |
Ключевые термины | 59 |
Вопросы и задания для самопроверки | 60 |
Глава 5. Понятие семьи, ее структура и функции | 61 |
5.1. Проблема определения понятия «семья» | 61 |
5.2. Семья как социальный институт человеческого общества | 63 |
5.3. Семья как малая социальная группа | 66 |
5.4. Функции семьи | 70 |
5.5. Типология семейных структур | 73 |
Ключевые термины | 82 |
Вопросы и задания для самопроверки | 83 |
Глава 6. Жизненный цикл семьи и типы семейного поведения | 85 |
6.1. Понятие жизненного цикла семьи | 85 |
6.2. Классификация этапов жизненного цикла семьи | 86 |
6.3. Основные типы семейного поведения | 90 |
Ключевые термины | 93 |
Вопросы и задания для самопроверки | 93 |
Глава7. Брачность и разводимость | 94 |
7.1. Брачность и брачное поведение | 94 |
7.2. Факторы брачного выбора | 98 |
7.3. Теории брачного выбора | 104 |
7.4. Разводимость и развод | 107 |
Ключевые термины | 111 |
Вопросы и задания для самопроверки | 112 |
Глава 8. Рождаемость и репродуктивное поведение | 113 |
8.1. Рождаемость и воспроизводство населения | 113 |
8.2. Характеристика репродуктивного поведения | 115 |
8.3.Репродуктивный процесс и репродуктивный цикл семьи | 116 |
Ключевые термины | 118 |
Вопросы и задания для самопроверки | 118 |
Глава 9. Смертность и самосохранительное поведение | 120 |
9.1. Обряды перехода и их место в семейном цикле | 120 |
9.2. Смертность как показатель здоровья населения | 125 |
9.3. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни | 131 |
Ключевые термины | 137 |
Вопросы и задания для самопроверки | 138 |
Глава 10. Исторические изменения семьи как социального института | 139 |
10.1. Эволюция семьи, ее структур и функций | 139 |
10.2. Семья в дофамилистический период | 141 |
10.3. Семья в доиндустриальную эру | 142 |
10.4. Семья и индустриализация | 146 |
10.5. Формирование ряда специфических черт современной семьи | 149 |
10.6. Семейный кризис и изменение ценностей семьи | 156 |
Ключевые термины | 161 |
Вопросы и задания для самопроверки | 161 |
Глава 11. Семья и семейная политика | 163 |
11.1. Государственная семейная политика: цели и задачи | 163 |
11.2. Принципы семейной политики | 166 |
11.3. Стратегии укрепления института семьи в России | 173 |
Ключевые термины | 175 |
Вопросы и задания для самопроверки | 175 |
Глава 12. Проблемы современной российской семьи | 176 |
12.1. Особенности функционирования современной семьи в условиях кризиса | 176 |
12.2. Факторы, влияющие на состояние современной семьи | 180 |
12.3. Процесс депопуляции и состояние здоровья населения | 186 |
12.4. Проблемы разработки типологии семей в обществе риска | 190 |
Ключевые термины | 192 |
Вопросы и задания для самопроверки | 192 |
Глоссарий | 193 |
Рекомендуемая литература | 202 |
РАЗДЕЛ II . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 206 |
2.2.1. Содержание разделов дисциплины | 206 |
2.2.2. Планы семинарских и практических занятий | 210 |
2.2.3. Содержание и виды самостоятельной работы студента | 218 |
2.2.4. Тематика и критерии оценки эссе | 222 |
2.2.5. Тематика и критерии оценки реферата | 227 |
2.2.6. Перечень вопросов к дифференцированному зачету | 232 |
2.2.7. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины | 235 |
2.2.8. Требования к организации контроль-коллоквиума | 241 |
2.2.9. Пример разработки тестовых заданий | 247 |