Жанры школьных сочинений : теория и практика написания: учебно-методическое пособие
Автор:
Мещеряков В. Н.
Год издания: 2020
Издательство: ФЛИНТА
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
328
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Автор пособия, профессор В.Н. Мещеряков, размышляет о том, что такое речеведение, как оно «прорастает» в текст (в том числе и в текст школьных сочинений) и как теория текста позволяет сделать обучение сочинению в школе управляемым.
Для учащихся средних общеобразовательных школ, учителей, преподавателей подготовительных курсов и колледжей, студентов-словесников.
Для учащихся средних общеобразовательных школ, учителей, преподавателей подготовительных курсов и колледжей, студентов-словесников.
Введение. Речеведческие основы развития речи в школе | 3 |
Глава I. Текст. Общая характеристика | 10 |
1. Понятие о тексте | 10 |
2. Виды текстов. Понятие о жанре | 11 |
2.1. Моноперспективные и полиперспективные тексты | 11 |
2.2. Непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные тексты | 15 |
2.3. Еще несколько классификаций текстов | 22 |
3. Единицы текста | 24 |
3.1. Абзац | 25 |
3.1.1. Общие сведения об абзаце | 25 |
3.1.2. Виды связи предложений в абзаце | 50 |
3.1.3. Схемы абзацев текста | 51 |
3.1.4. Функции абзацев | 60 |
3.1.5. Структура абзаца | 66 |
3.1.6. Обобщение содержания знаний об абзацах | 72 |
3.2. Предложение | 72 |
3.2.1. Предложения, адекватные абзацам | 73 |
3.2.2. Предложения, служащие «строительным материалом» для сверхфразовых единств | 75 |
4. Речемыслительные операции (РМО) и действия (РМД) | 79 |
4.1. Общее понятие о РМД и РМО | 79 |
4.2. Три блока РМО и РМД, известные в практике текстообразования | 85 |
4.3. Перечни РМО, входящие в различные РМД | 93 |
4.4. Формы речевой реализации РМО | 96 |
Глава II. Текст как объект речевой деятельности. Чтение | 109 |
1. Текст — чтение — виды текстовой информации | 109 |
2. Фактуальная информация | 110 |
3. Тематическая информация | 111 |
4. Концептуальная информация | 113 |
5. Жанрово-компонентная информация | 127 |
6. Целостность текста | 130 |
7. Структурно-партитурная информация | 138 |
Глава III. Текст как предмет речевой деятельности (школьные сочинения). Фазы речевой деятельности | 145 |
1. Предтекстовые этапы работы над сочинением | 146 |
1.1. Фазы ориентировки в условиях речевой деятельности | 146 |
1.2. Определение типов сочинений | 147 |
1.3. Теоретические (литературоведческие) знания, необходимые для раскрытия темы сочинения | 153 |
1.3.1. Образ литературного героя | 153 |
1.3.2. Тема: «Идейное содержание...» | 155 |
1.3.3. Темы сочинений, предполагающие знание ряда категорий из области социологии искусства | 157 |
1.4. Осмысление темы (выделение аспекта и предмета обсуждения) | 160 |
1.5. Формулирование главной мысли сочинения (формы реализации категории информативности текста) | 164 |
1.6. Формулирование тезисов сочинения (формы реализации категории информативности текста) | 170 |
1.6.1. Два пути формулирования тезисов | 170 |
1.6.2. Выделение опорных понятий-терминов | 171 |
1.6.3. Соотношение понятий-терминов идеи сочинения с детализирующими их вопросами | 173 |
1.7. Продумывание хода мысли в сочинении (формы реализации категории целостности текста) | 186 |
1.8. Моделирование текстов сочинений | 190 |
1.9. Приемы моделирования текстов школьных сочинений | 194 |
2. Текстовый этап работы над сочинением | 206 |
2.1. Начало сочинения | 206 |
2.1.1. Сущностные характеристики текстовых зачинов | 206 |
2.1.2. Типы зачинов | 208 |
2.1.3. Обобщение сведений о зачинах | 231 |
2.1.4. Функции текстовых зачинов | 232 |
2.2. Средняя часть сочинения | 245 |
2.2.1. Ход мысли в сочинении | 245 |
2.2.2. Пересказывание | 249 |
2.2.3. Авторский план как средство реализации коммуникативной направленности текста | 297 |
2.3. Концовка сочинения | 317 |
2.3.1. Функции и типы концовок | 317 |
2.3.2. Структура концовки | 321 |
Заключение | 324 |