Три русских лирических размера: монография
Автор:
Бейли Д.
Год издания: 2010
Издательство: Языки славянской культуры (ЯСК)
Перевод с английского:
Савиной Е.А.
Объем (стр.):
583
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли.
На основе предварительного освоения народно-песенной текстологии и акцентуации изучается поэтический ритм трех стихотворных форм с дактилическим окончанием в текстах традиционных лирических песен. Достаточно полно анализируются размеры 5+5. четырехстопный хорей, а также связанный с ними двухударный акцентный стих. Предлагается историческая эволюция этих трех типов народного стиха в текстах, записанных примерно с середины XVIII века до середины XX века, в ряде случаев в контексте сравнительной славянской метрики. Кроме того, выделяется типология всех русских народно-песенных размеров с дактилическим окончанием.
Сборник адресован филологам, стиховедам и лингвистам, этномузыковедам и фольклористам, а также всем интересующимся русской народной поэзией.
На основе предварительного освоения народно-песенной текстологии и акцентуации изучается поэтический ритм трех стихотворных форм с дактилическим окончанием в текстах традиционных лирических песен. Достаточно полно анализируются размеры 5+5. четырехстопный хорей, а также связанный с ними двухударный акцентный стих. Предлагается историческая эволюция этих трех типов народного стиха в текстах, записанных примерно с середины XVIII века до середины XX века, в ряде случаев в контексте сравнительной славянской метрики. Кроме того, выделяется типология всех русских народно-песенных размеров с дактилическим окончанием.
Сборник адресован филологам, стиховедам и лингвистам, этномузыковедам и фольклористам, а также всем интересующимся русской народной поэзией.
От автора | 11 |
Сокращения и символы | 18 |
Глава I. Введение | 20 |
Глава II. Ритмические признаки трех русских народных лирических размеров | 31 |
Глава III. Акцентуация в языке народных песен | 58 |
III.1. Введение | 58 |
III.2. Основные ритмические модели и словосочетания, содержащие прилагательное и существительное | 72 |
III.3. Формы глаголов | 96 |
III.4. Отрицательная частица не | 112 |
III.5. Наречия и наречные выражения | 114 |
III.6. Выражения с числительными | 118 |
III.7. Предлоги | 120 |
III.8. Прилагательные | 124 |
III.9. Полногласие | 128 |
III.10. Местоимения | 129 |
III.11. Другие варианты ударения | 133 |
III.12. Классы народно-песенной акцентуации и критерии их определения | 140 |
III.13. Теории акцентуации в народно-песенном стихе | 150 |
III.14. Анализ акцентуации в словесном тексте трех песен | 156 |
III.15. Заключение | 161 |
Глава IV. Силабическое урегулирование в народных песнях | 163 |
IV.1. Введение | 163 |
IV.2. Протяжная песня | 169 |
IV.3. Уменьшительно-ласкательные и увеличительные производные | 176 |
IV.4. Атрибутивные прилагательные | 181 |
IV.5. Глагольные формы | 187 |
IV.6. Полногласие и неполногласие | 190 |
IV.7. Вставные гласные; интенсифицирующие приставки раз- и пре- | 194 |
IV.8. Наполнительные частицы и принцип замещения | 197 |
IV.9. Повторение предлогов | 201 |
IV.10. Стяжение и элизия | 204 |
IV.11. Другие типы вариантов | 207 |
IV.12. Исправления, касающиеся слоговой организации | 211 |
IV.13. Слоговое урегулирование в двух песнях | 215 |
IV.14. Заключение | 217 |
Глава V. Народно-песенный размер 5 + 5 | 219 |
V.1. История изучения и актуальные проблемы | 219 |
V.2. Критерии отбора текстов: чистый текстовый аналог | 224 |
V.3. Ритмический анализ | 232 |
V.4. Фразировка и соблюдение цезуры | 240 |
V.5. Жанровые признаки | 259 |
V.6. Заключение | 267 |
Глава VI. Четырех-стопный хорей с дактилическим окончанием в свадебных песнях | 269 |
VI.1. Исторический фон | 269 |
VI.2. Критерии отбора текстов | 274 |
VI.3. Ритмический анализ | 278 |
VI.4. Фразировка | 286 |
VI.5. Жанры свадебных песен | 296 |
VI.6. Заключение | 299 |
Глава VII. Двухударный акцентный стих с дактилическим окончанием | 306 |
VII.1. Введение и предыстория | 306 |
VII.2. Чистый текстовый аналог | 310 |
VII.3. Ритмический анализ | 313 |
VII.4. Слоговое варьирование и расширение строки | 322 |
VII.5. Жанровые признаки | 331 |
VII.6. Заключение | 336 |
Глава VIII. Типология русских народных размеров с дактилическим окончанием | 337 |
VIII.1. История изучения и теории | 337 |
VIII.2. Критерии отбора и чистый текстовый аналог | 340 |
VIII.3. Метрическая типология | 343 |
VIII.4. Ритмический анализ | 350 |
VIII.5. Наполнительные частицы и частица да | 364 |
VIII.6. Жанровые признаки | 369 |
VIII.7. Заключение | 371 |
Глава IX. Заключение | 374 |
Приложения | 383 |
1. Источники песен по размерам | 383 |
2. Текстологические исправления | 397 |
3. Ритмический анализ I | 405 |
4. Ритмический анализ II | 411 |
Краткий словарь народно-песенной акцентуации | 414 |
Принятые сокращения для периодических изданий, словарей и справочников | 451 |
Словари и справочники | 453 |
Литература | 456 |
Собрания народных песен | 507 |
Указатели | 536 |
1. Список цитированной народно-песенной акцентуации | 536 |
2. Список цитированных песен | 552 |
3. Предметный указатель | 562 |
4. Именной указатель | 572 |
Библиография работ Джеймса Бейли | 577 |