Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности: монография
Автор:
Ассман Я.
Год издания: 2004
Серия:
Studia Historica
Издательство: Языки славянской культуры (ЯСК)
Перевод с немецкого:
Сокольской М.М.
Объем (стр.):
368
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга гейдельбергского египтолога профессора Яна Ассмана посвящена роли, которую играет память о прошлом в построении культурных идентичностей, в том числе политических. Память о прошлом находит свое зримое выражение в письменности, с изобретением которой мир человеческого общежития переживает революционные изменения. Эти процессы получают в книге теоретическое обоснование, а затем рассматриваются на примере трех высоких культур древнего Средиземноморья: Египта, Израиля и Греции.
Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическими подходами к изучению Древнего мира.
Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическими подходами к изучению Древнего мира.
| ПРЕДИСЛОВИЕ | 11 |
| ВВЕДЕНИЕ | 14 |
| Часть первая. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ | 27 |
| Глава первая. ПОМНЯЩАЯ КУЛЬТУРА | 29 |
| Предварительные замечания | 29 |
| I. Социальное конструирование прошлого: Морис Хальбвакс | 35 |
| 1. Индивидуальная и коллективная память | 36 |
| 2. Фигуры воспоминания | 38 |
| a) Отнесенность к пространству и времени | 39 |
| b) Отнесенность к группе | 40 |
| c) Воссоздающий характер | 42 |
| 3. Память versus история | 44 |
| 4. Заключение | 47 |
| II. Формы коллективной памяти о прошлом: Коммуникативная и культурная память | 50 |
| 1. «The Floating Gap»: два Modi Memorandi | 50 |
| 2. Обряд и праздник как первичные формы организации культурной памяти | 59 |
| 3. Ландшафты воспоминания «Мнемотоп» Палестина | 63 |
| 4. Переходные формы | 64 |
| a) Память об умерших | 64 |
| b) Память и традиция | 67 |
| III. Опции культурной памяти о прошлом: «горячая» и «холодная» память о прошлом | 70 |
| 1. Миф о «чувстве истории» | 70 |
| 2. «Горячая» и «холодная» опции | 72 |
| 3. Альянс власти и памяти | 74 |
| 4. Альянс власти и забвения | 76 |
| 5. Документация — контроль или осмысление истории | 77 |
| 6. Абсолютное и относительное прошлое | 79 |
| 7. «Мифомоторика» памяти о прошлом | 83 |
| a) Обосновывающая и контрапрезентная память о прошлом | 83 |
| b) Память о прошлом как сопротивление | 88 |
| Глава вторая. ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА | 93 |
| I. От обрядовой к текстовой когерентности | 93 |
| 1. Повторение и интерпретация | 94 |
| 2. Повторение и воскрешение в памяти | 96 |
| 3. Древние письменные культуры: поток традиции | 98 |
| 4. Канонизация и интерпретация | 100 |
| 5. Повторение и варьирование | 104 |
| II. Канон — к прояснению понятия | 110 |
| 1. История значения слова «канон» в античности | 110 |
| a) Масштаб, правило, критерий | 114 |
| b) Образец, модель | 117 |
| c) Правило, норма | 118 |
| d) Таблица, перечень | 119 |
| 2. Дальнешее развитие значения | 122 |
| a) Канон и кодекс | 123 |
| b) Освящающий принцип: формула единообразия или автономность | 124 |
| c) Освященный набор текстов: канон и классика | 126 |
| 3. Выводы | 130 |
| a) Заострение инвариативности: от точности к святости | 130 |
| b) Укрощение вариативности: связывание и обязывание под знаком разума | 131 |
| c) Заострение границы: поляризация | 133 |
| d) Заострение ценностной перспективы: полагание идентичности | 134 |
| Глава третья. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | 139 |
| I. Идентичность, сознание, рефлексия | 139 |
| 1. Личная и коллективная идентичность | 139 |
| 2. Исходные структуры и интенсифицированные формы | 142 |
| 3. Идентичность, коммуникация, культура | 149 |
| a) Формы символизации идентичности | 149 |
| b) Циркуляция | 150 |
| c) Традиция: ритуальная коммуникация и обрядовая когерентность | 153 |
| II. Этногенез как интенсифицикация исходных структур коллективной идентичности | 154 |
| 1. Интеграция и централизация | 155 |
| 2. Дифференциация и эгалитарность | 163 |
| Часть вторая. ЧАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | 175 |
| Предварительные замечания | 177 |
| Глава четвертая. ЕГИПЕТ И ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВА | 181 |
| I. Основные черты египетской письменной культуры | 181 |
| 1. Мифомоторика интеграции | 181 |
| 2. «Монументальный дискурс»: письмена власти и вечности | 183 |
| 3. Канон и идентичность | 189 |
| II. Храм поздней эпохи как «канон» | 192 |
| 1. Храм и книга | 192 |
| 2. Номос храма | 201 |
| 3. Платон и египетский храм | 206 |
| Глава пятая. ИЗРАИЛЬ И ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЛИГИИ | 213 |
| I. Религия как сопротивление | 213 |
| 1. Возведение «медной стены»: путь Израиля и Египта к ортопрактическому отмежеванию | 214 |
| 2. Исход как фигура воспоминания | 217 |
| 3. «Движение Единый Яхве» как формирующая память общность воспоминания | 217 |
| 4. Религия как сопротивление. Возникновение религии из оппозиции (собственной) культуре | 222 |
| 5. Воскрешение традиции как культурная политика Персии | 225 |
| II. Религия как память о прошлом: Второзаконие как парадигма культурной мнемотехники | 230 |
| 1. Шок забвения. Легенда об основании культурной мнемотехники | 233 |
| 2. Угроза памяти о прошлом и социальные условия забвения | 241 |
| Глава шестая. РОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ ИЗ ДУХА ПРАВА | 247 |
| I. Семиотизация под знаком наказания и спасения | 247 |
| 1. Iustida connectiva | 250 |
| 2. Хеттская историография около 1300 г. до н. э. | 254 |
| 3. Семиотизация истории под знаком спасения | 263 |
| II. Теологизация истории под знаком теологии воли: От «харизматического события» к «харизматической истории» | 267 |
| 1. Знак и чудо: харизматические события как первая ступень теологизации истории | 267 |
| 2. Харизматическая история как вторая ступень теологизации истории | 270 |
| 3. К генеалогии вины | 274 |
| Глава седьмая. ГРЕЦИЯ И ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ МЫСЛИ | 279 |
| I. Греция и следствия письменной культуры | 279 |
| 1. Алфавитная система письма | 279 |
| 2. Система письма и письменная культура | 285 |
| II. Гомер и греческий этногенез | 293 |
| 1. Героическая эпоха как гомеровская память о прошлом | 293 |
| 2. Память о Гомере: классика и классицизм | 298 |
| III. Гиполепсис — письменная культура и эволюция идей в Греции | 302 |
| 1. Формы гиполептической организации дискурса | 304 |
| 2. Гиполептический процесс как превращение авторитета и критики в особые институты | 308 |
| 3. Есть ли у мышления история? История духа как гиполептический процесс | 312 |
| КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ - ПОПЫТКА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ | 317 |
| Литература | 327 |
| Именной указатель | 355 |




