«Русь и вси языци» : аспекты исторических взаимосвязей: историко-археологические очерки: монография
Автор:
Петрухин В. Я.
Год издания: 2011
Серия:
Studia Historica
Издательство: Языки славянской культуры (ЯСК)
Объем (стр.):
383
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В монографии рассматривается широкий спектр культурных взаимосвязей формирующегося древнерусского этноса (руси) с окружающим миром и народами («языками»), начиная с проблем древнейших отношений балто-славянской общности с финно-угорским миром и кончая проблемой отношения русских к иным «языкам» в средневековый период. Взаимосвязи с народами, обитающими в разных областях Евразии, — варягами, хазарами и евреями, протоболгарами, уграми-венграми и зауральской югрой — исследуются как в сфере материальной культуры и искусства, так и в области книжных и фольклорных сюжетов, мифа и обряда.
Предисловие | 9 |
1. Введение. «Русь, чудь и вси языци» | 11 |
I. Предыстория | 21 |
2. Женитьба Громовержца. Балтийско-финские мифологические параллели и проблемы начальной этнической истории балтов, финнов и славян в Восточной Европе | 21 |
3. Существовал ли миф о небесной охоте в карело-финской мифологии? | 27 |
4. Апостол Андрей и новгородская баня | 36 |
II. Историческое пространство | 40 |
5. История пространства и пространство истории | 40 |
6. Перейти Дунай: славянская история и обряды перехода | 48 |
7. Варяги и «предел Симов» | 54 |
8. Трансконтинентальные связи древней Руси и поход Святослава на хазар | 60 |
III. Русь и викинги — Восток и Запад | 67 |
9. Викинги на западе и русь на востоке: в чем различие? | 67 |
10. Похороны руса. Погребения знати эпохи викингов в описании Ибн Фадлана и данных археологии | 73 |
11. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия»? | 90 |
IV. Начальная история русской государственной власти в контексте межэтнических связей | 101 |
12. Репрезентация власти русского князя в древнейший период: Ибн Фадлан о власти русского князя и хазарская традиция | 101 |
13. Русские князья и дружина в IX — начале XI вв.: социальная терминология и этнические связи | 112 |
14. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род | 119 |
V. Начальное летописание: историческая идентификация | 127 |
15. История славян и Руси в контексте библейской традиции: миф и история в «Повести временных лет» | 127 |
16. Пространство и время киевской легенды | 147 |
17. «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в «Повести временных лет» | 157 |
VI. Выбор веры в Восточной и Северной Европе | 162 |
18. «Запона» с «судищем Господним»: к интерпретации текста Начальной летописи | 162 |
19. Олав Трюггвасон и проблемы русско-византийских отношений в период крещения Руси | 171 |
20. Обычай «вторичного» погребения и христианизация языческих правителей в Северной и Восточной Европе: от Саттон-Ху до Киева | 176 |
VII. Язычество в древнерусской книжности | 182 |
21. Были ли «русичи» Дажьбожьими внуками? | 182 |
22. Древнерусский пантеон: итоги и перспективы междисциплинарных исследований | 192 |
23. «Праздник» в средневековой Руси: к проблеме исторической специфики | 200 |
24. Проводы Перуна: древнерусский «фольклор» и византийская традиция | 209 |
VIII. Иные «языци», миграции и генеалогии: от угров до Югры | 216 |
25. Венгры и русь в Поднепровье | 216 |
26. Югра: начало взаимодействия славянского и финно-угорского миров | 222 |
27. Русь из Пруссии: реанимация историографического мифа | 230 |
28. О «рассеянии» мораван: из комментария к новому изданию трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» | 236 |
29. Хазарская дань и славяне: к истории тюрко-славянских отношений в Восточной Европе в IX в. | 240 |
30. К дискуссии о евреях в древней Руси: национальный романтизм и «улыбка чеширского кота» | 249 |
IX. Дохристианское искусство в евразийском контексте | 256 |
31. Подвиги Геракла и священный брак: к истории изобразительных сюжетов «варварского искусства» в 1-м тыс. н. э. | 256 |
32. О скандинавских изобразительных традициях в древнерусском искусстве | 265 |
33. Болгарские амулеты в виде конников: евразийский контекст | 277 |
X. Древние традиции в русской историографии | 288 |
34. Гостомысл: к истории книжного персонажа | 288 |
35. В. Н. Татищев: историографический нарратив — вымысел и реконструкция | 295 |
XI. Перед судом Божьим | 302 |
36. О «нечестивых» народах на Страшном суде: эсхатологический и иконографический мотив | 302 |
37. О древнерусских стереотипах в культуре: отношение к иноверцам и инородцам | 311 |
Указатель этнонимов | 321 |
Указатель имен | 324 |
Источники и литература | 332 |