Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее : сборник научных статей по материалам межвузовской студенческой научно-практической конференции (20–21 марта 2017 г.): материалы конференций
Автор:
Дисциплина:
Дошкольная педагогика
Коррекционная педагогика
Психологическая диагностика и коррекция развития дошкольников
Коррекционная педагогика
Психологическая диагностика и коррекция развития дошкольников
Год издания: 2017
Издательство: Директ-Медиа
Под общей редакцией:
Головчиц Л.А., Микляевой Н.В., Кротковой А.В.
Объем (стр.):
384
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В сборнике представлены статьи участников межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», организованной кафедрой дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета совместно с кафедрой дефектологического образования Череповецкого государственного университета и кафедрой специальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, а также ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
В статьях дается анализ теоретических и практических подходов к коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья; предлагаются новые научно-методические направления формирования междисциплинарных связей общей и специальной педагогики и психологии, методик дошкольного образования; описываются инновационные технологии, касающиеся воспитания и обучения дошкольников в условиях интеграции и инклюзии. Материалы сборника адресованы работникам системы дошкольного образования, преподавателям и студентам педагогических вузов.
Материалы конференции размещены на сайте конференции (http://sovrdetsad.wixsite.com/spdd), а также в системе РИНЦ, прошли проверку на антиплагиат (не менее 75%).
.
В статьях дается анализ теоретических и практических подходов к коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья; предлагаются новые научно-методические направления формирования междисциплинарных связей общей и специальной педагогики и психологии, методик дошкольного образования; описываются инновационные технологии, касающиеся воспитания и обучения дошкольников в условиях интеграции и инклюзии. Материалы сборника адресованы работникам системы дошкольного образования, преподавателям и студентам педагогических вузов.
Материалы конференции размещены на сайте конференции (http://sovrdetsad.wixsite.com/spdd), а также в системе РИНЦ, прошли проверку на антиплагиат (не менее 75%).
.
| СЕКЦИЯ 1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 3 |
| Садовская О. М. Роль семьи в формировании личности «особого» ребенка | 3 |
| Ахмарова М. К., Ворошнина О. Р. Учет особенностей психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития детей с нарушением слуха в рамках консультативной деятельности учителя дефектолога | 6 |
| Музалева А. Ю., Кириллова Л. И. Коррекция отношений в семье при гиперактивности детей | 10 |
| Кравец С. В. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям дошкольной образовательной организации | 14 |
| Медведева В. Л. Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к условиям образовательной организации | 18 |
| Хасянова Д. Р. Развитие двигательной сферы старших дошкольников с нарушениями слуха в свободной деятельности | 22 |
| Дьякова М. А. Особенности овладения основными движениями детьми младшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным слухом | 25 |
| Крючкова С. В., Леханова О. Л. Огранизация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, в условиях ФГОС ДО | 28 |
| Зимина А. А. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в процессе игровой деятельности | 32 |
| Смирнова М. А. Значение музыки в воспитании и обучении детей с нарушениями речи | 36 |
| Ельцова А. С. Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта | 40 |
| Назаркина О. Е. Комплексное сопровождение детей в условиях сурдологического центра | 45 |
| Филатова Ю. С., Хрипункова О. В. Преемственность детского сада и школы в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте введения ФГОС ОВЗ | 50 |
| СЕКЦИЯ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 54 |
| Антонова А. Р. Особенности эмоционального общения детей с нарушениями зрения в период адаптации к ДОУ | 54 |
| Спиридонова Е. А. Особенности невербальных средств общения у детей раннего возраста с растройствами аутистического спектра | 57 |
| Дремина А. В. Развитие эмоционально-личностного общения у дошкольников с системными нарушениями речи | 61 |
| Соколова Е. Е., Лавская Н. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых занятий | 65 |
| Недопекина Ю. В. Формирование личностного общения у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста | 70 |
| Любимова Т. А., Самофал Р. А. Особенности общения дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками | 74 |
| Гришина Е. С. Формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | 78 |
| Арасланова А. А. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи | 82 |
| Веселкова А. С. Особенности коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития | 86 |
| Корабельникова А. Г. Методы исследования речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | 90 |
| Глухова О. А., Леханова О. Л. Условия развития рефлексии в общении у старших дошкольников с речевыми нарушениями | 94 |
| Никитинская А. А., Леханова О. Л. Феноменологический анализ категории социально-личностного развития в аспекте социализации детей с ограниченными возможностями здоровья | 98 |
| Хасанова Р. Р., Ворошнина О. Р. Учет особенностей коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ | 102 |
| Красикова Д. В. Изучение навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха | 106 |
| Швайковская С. С. Формирование навыков самообслуживания у слепых дошкольников | 110 |
| Гусева Е. А. Нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями | 114 |
| Матвеева М. С. Формирование социально-нравственной модели поведения у детей с нарушениями зрения в условиях доу и семьи | 118 |
| Окладников В. О. Диагностические аспекты формирования духовно-нравственных качеств личности у младших школьников с ЗПР | 121 |
| СЕКЦИЯ 3. ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 124 |
| Сидельникова А. А. Особенности развития слухового восприятия дошкольников с различными нарушениями | 124 |
| Кондратьева Д. П., Ворошнина О. Р. Исследование развития языковой способности неслышащих детей младшего дошкольного возраста | 128 |
| Кленяева Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом | 132 |
| Латышева М. Н. Формирование устной речи у глухих дошкольников | 136 |
| Артемова К. Д., Казанская В. Л. Использование дидактических игр в процессе развития произносительных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха | 139 |
| Кудряшова Ю. А., Курочкина К. А., Леханова О. Л. Особенности понимания русских народных сказок детьми с нарушениями речи | 143 |
| Минькина Н. С. Особенности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи | 147 |
| Умудханова З. С. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях билингвизма | 151 |
| Одинец Л. К., Мерзлякова В. П. Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста (5–6 лет) с общим недоразвитием речи | 155 |
| Цветкова А. А., Кириллова Л. И. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения | 159 |
| Хабирьянова Е. С. Особенности вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с нарушеними эмоционально-волевой сферы | 163 |
| СЕКЦИЯ 4. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 167 |
| Кочережников И. М. Особенности мыслительных операций у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста | 167 |
| Давыдова А. С. Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра | 171 |
| Михайлова Е. С. Развитие образно-логического мышления средствами режиссерской игры у старших дошкольников с нарушениями зрения | 174 |
| Виноградова С. И. Конструирование как средство развития логического мышления у старших дошкольников с ЗПР | 177 |
| Григорьева А. Н. Пространственная ориентировка детей с ограниченными возможностями здоровья | 181 |
| Джумаева О. А. Психолого-педагогические технологии формирования ориентировки в пространстве у слепых дошкольников | 185 |
| Чернова А. В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи | 189 |
| Гадельшина Г. Р., Чумакова И. В. Формирование количественных представлений у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием | 193 |
| СЕКЦИЯ 5. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 197 |
| Петрова И. К. Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушением зрения | 197 |
| Макеева А. А. Формирование эмоционального контакта посредством музыкальной терапии у дошкольников с расстройствами аутистического спектра | 201 |
| Нозадзе И. Р. Изучение эмоционально-речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха | 205 |
| Макарова М. А., Казанская В. Л. Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования | 209 |
| Дьякова Д. С. Развитие эмоциональной сферы у детей с невротическим заиканием в процессе использования арт-терапевтических технологий | 213 |
| Белехова Д. В. Развитие эмоционально-волевой сферы арт-терапевтическими средствами у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | 217 |
| Мачинская Д. А. Развитие общения детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования | 221 |
| Кузнецова Е. А. Взаимосвязь в работе по ознакомлению с природным миром и формированием экологического поведения дошкольников с нарушением зрения | 225 |
| СЕКЦИЯ 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ | 228 |
| Рабинович М. Б. Взаимодействие взрослых с детьми с множественными нарушениями развития | 228 |
| Татарникова Н. Д. О дифференцированном подходе к организации сопровождения детей с нарушением слуха в условиях центра реабилитации | 232 |
| Бочарова Е. С. Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ в педагогической системе Марии Монтессори | 236 |
| Знаменская А. М. Особенности формирования полоролевой идентификации у детей с комплексными нарушениями развития | 240 |
| Арсланова Д. В., Московкина А. Г. Использование арт-терапии в процессе комплексной реабилитации детей-сирот с тяжелыми и множественными нарушениями развития в практике лечебной педагогики | 243 |
| Лапицкая Ю. Д. Развитие коммуникативных навыков у слепоглухих дошкольников с помощью предметного календаря | 247 |
| Горелова Я. С. Развитие навыков самоконтроля над устной речью у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития | 251 |
| СЕКЦИЯ 7. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 255 |
| Чудесникова Т. А. Учет особенностей социального интеллекта у детей с ОВЗ как фактор реализации индивидуального подхода к дошкольникам | 255 |
| Елина Д. Д., Пахолкина Т. М., Задумкина Е. А. Дети с ОВЗ как субъект социально-коммуникативного развития в условиях музейной среды | 260 |
| Казанцева О. А. Использование театрализованных игр и игровых упражнений с целью развития и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | 264 |
| Петрова Н. Р., Ворошнина О. Р. Учет особенностей развития чувства комического у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в работе учителя-дефектолога | 268 |
| Биденко Э. А. Цикл занятий «эмоции и чувства в мире кино» как один из способов социализации детей с нарушениями слуха | 272 |
| Агзамова Л. Р. Использование системы PECS в процессе формирования учебного поведения у учащихся первых классов с расстройствами аутистического спектра | 276 |
| Разуваева Е. И. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР посредством игровых компьютерных технологий | 279 |
| Берсеньева Л. А. Инновационные технологии в формировании элементарных навыков письма и чтения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | 283 |
| СЕКЦИЯ 8. ДЕТИ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 287 |
| Пантюхина Д. Ю., Хрипункова О. В. Теоретические аспекты инклюзивного образования в трудах отечественных ученых | 287 |
| Якушева А. О. Индивидуальный подход к детям с нарушением зрения в условиях инклюзивной группы | 292 |
| Пирогов Е. О. Особенности развития общения детей с нарушенным и нормальным интеллектом в условиях инклюзивной группы | 295 |
| Крайнова М. А. Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной группе ДОУ | 298 |
| Чермашенцева П. А. Формирование у дошкольников с ОВЗ социальной готовности адаптироваться к школе в условиях упражнений инклюзии | 302 |
| Селезнева Е. В. Проблема включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования | 304 |
| Клявлина А. В. Изучение возможностей восприятия устной речи обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование совместно со слышащими сверстниками | 308 |
| Мамонтова А. С. Обучение русскому языку учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования | 312 |
| Ли С. С. Влияние изобразительной деятельности на развитие детей в условиях инклюзивного обучения | 315 |
| Перепелкина Н. В. Изучение возможностей приобщения к музыкальной культуре обучающихся с нарушенным слухом школьного возраста в условиях инклюзивного образования | 321 |
| Удрас А. Э. Способы развития творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования | 325 |
| Дьякова А. Ю., Букина И. А. Специфика работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования | 329 |
| Матвеева С. В., Букина И. А. Организация инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения | 333 |
| СЕКЦИЯ 9. ПРОФИЛАКТИКА И ПРОПЕДЕВТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ | 337 |
| Чернявская Ю. В. Проблема готовности к школе дошкольников с ЗПР | 337 |
| Захарова М. А. Особенности общения неслышащих учащихся 1–2 классов | 341 |
| Алексеева К. А. Формирование готовности к обучению письму у старших дошкольников с ОНР | 345 |
| Хохлова М. И. Графо-моторные навыки у дошкольников с задержкой психического развития | 348 |
| Евсеенко А. И. Современные научные подходы к определению понятия «графомоторные навыки» | 352 |
| Хмельницкая Л. А. Специфика проявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста | 355 |
| Гришина Ю. А. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | 359 |
| Зибаева Д. В. Логопедическое воздействие при обучении чтению младших школьников с общим недоразвитием речи на внеклассных занятиях по художественной литературе | 363 |
| Белова И. Н. Возможности кружковой работы в коррекции нарушений речи | 366 |
| Крестова К. Ю. Изучение профессиональных интересов у старшеклассников с нарушениями слуха | 370 |






