Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учебное пособие
Автор:
Юртаев С. В.
Год издания: 2025
Издательство: ФЛИНТА
Объем (стр.):
239
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Настоящее пособие содержит сведения о научных основах языкового образования и речевого развития учащихся. Оно знакомит читателя с факторами этого педагогического процесса. Кроме того, аккумулирует в себе методические рекомендации по интеллектуально-речевому развитию школьников.
Материалы пособия предназначены для тех, кто готовится стать учителем начальной школы, кто уже преподает, специалистам-филологам.
| Предисловие | 5 |
| Введение | 8 |
| Раздел 1. Научные основы языкового образования и речевого развития учащихся | 12 |
| Глава 1. Теория дидактических факторов | 12 |
| Вопросы и задания | 16 |
| Список литературы | 17 |
| Глава 2. Теория языка | 17 |
| §1. Сущность языка | 17 |
| §2. Функции языка | 19 |
| §3. Свойства языка | 21 |
| §4. Структурно-системный характер языка | 23 |
| §5. Единицы языка – речи | 30 |
| Вопросы и задания | 34 |
| Список литературы | 34 |
| Глава 3. Факторы языкового образования и речевого развития | 35 |
| §1. Содержание языкового образования. Становление, структура, детерминизация содержания языкового образования | 35 |
| §2. Современное состояние содержания языкового образования | 44 |
| §3. Особенности усвоения учащимися языковых понятий | 53 |
| §4. Исходные теоретические положения | 56 |
| §5. Методы изучения языковой теории | 77 |
| §6. Учебники как средства преподавания | 89 |
| §7. Урок введения языкового понятия | 106 |
| §8. Оптимизация учебного процесса | 117 |
| Вопросы и задания | 120 |
| Список литературы | 122 |
| Раздел 2. Интеллектуально-речевое развитие учащихся | 124 |
| Глава 1. Усвоение лексического строя речи | 124 |
| §1. Работа над прямым и переносным значением слов | 124 |
| §2. Работа над синонимами | 129 |
| §3. Работа над омонимами | 131 |
| §4. Работа над антонимами | 133 |
| Вопросы и задания | 133 |
| Список литературы | 133 |
| Глава 2. Овладение фонетико-графическим строем речи | 134 |
| §1. Значение и задачи работы | 134 |
| §2. Пропедевтическая работа | 135 |
| §3. Формирование представлений о звуках и буквах на уроках русского языка | 136 |
| §4. Логопедическая работа | 142 |
| §5. Работа по овладению нормами орфоэпии | 143 |
| Вопросы и задания | 146 |
| Список литературы | 146 |
| Глава 3. Изучение элементов морфемики, словообразования | 147 |
| §1. Формирование понятий морфемики | 147 |
| §2. Речевое развитие школьников при изучении темы «Состав слова» | 154 |
| Вопросы и задания | 159 |
| Список литературы | 159 |
| Глава 4. Осмысление и совершенствование грамматического строя речи | 160 |
| §1. Имя существительное | 160 |
| §2. Имя прилагательное | 171 |
| §3. Местоимение | 178 |
| §4. Глагол | 180 |
| §5. Предлог | 189 |
| §6. Словосочетание | 190 |
| §7. Предложение | 195 |
| Вопросы и задания | 202 |
| Список литературы | 203 |
| Раздел 3. Диагностика речевого развития учащихся | 204 |
| Глава 1. Аспекты изучения речевого развития: краткий исторический очерк | 204 |
| Глава 2. О критериях речевого развития в науке | 221 |
| Глава 3. Требования к оценке письменных творческих работ учащихся | 225 |
| Глава 4. Методы оценки речевого развития учащихся на уроках русского языка | 227 |
| §1. Учет речевых ошибок в сочинениях учащихся | 227 |
| §2. Языковые задания | 229 |
| §3. Тесты | 232 |
| Вопросы и задания | 236 |
| Список литературы | 237 |




