Педагогическая психология: учебное пособие
Автор:
Сударчикова Л. Г.
Год издания: 2020
Издательство: ФЛИНТА
Научный редактор:
Кузьмина Е.Г.
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
320
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Назначение настоящего курса «Педагогическая психология» состоит в том, чтобы вооружить будущего бакалавра педагогики знаниями закономерностей психического развития и формирования личности ребенка в процессе его обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), общеобразовательной и профессиональной школе, умениями самостоятельно определять потенциальные возможности и тенденции развития общих и специальных педагогических способностей, обусловленные целями и потребностями общества в социально полезной деятельности, своевременно изучать причины неуспеваемости и асоциального поведения отдельных учеников, определять наиболее эффективные пути нивелирования этих негативных явлений.
Введение | 6 |
1. Введение в предмет педагогической психологии | |
1.1. Предмет и задачи педагогической психологии | 12 |
1.2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими антропоцентрическими науками | 25 |
1.3. Структура педагогической психологии | 27 |
1.4. Проблемы педагогической психологии | 30 |
1.5. Методы педагогической психологии | 32 |
1.6. История становления и развития педагогической психологии как самостоятельной отрасли человековедения | 39 |
Контрольные вопросы и задания | 49 |
2. Психология научения и учения | |
2.1. Сущность понятия «научение» | 51 |
2.2. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение» | 53 |
2.3. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта жизнедеятельности | 54 |
2.4. Теории научения | 56 |
2.5. Типы научения | 58 |
2.6. Сущность учения | 62 |
2.7. Теории учения в отечественной психологии | 70 |
Контрольные вопросы и задания | 72 |
3. Психология обучения и развития | |
3.1. Сущность процессов обучения и развития | 74 |
3.2. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития | 80 |
3.3. Проблема обучаемости как способности к обучению и ее диагностика | 85 |
3.4. Обучение мышлению. Закономерности формирования умственных действий и интеллектуальных операций у школьников | 95 |
Контрольные вопросы и задания | 98 |
4. Психологические теории обучения | |
4.1. Краткий обзор теорий обучения XX—XXI вв | 101 |
4.2. Традиционное обучение | 104 |
4.3. Проблемное обучение | 108 |
4.4. Программированное обучение | 113 |
4.5. Подходы к пониманию теории развивающего обучения | 118 |
4.6. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова | 120 |
4.7. Дидактическая система развивающего обучения А.Н. Леонтьева — Л.В. Занкова | 122 |
Контрольные вопросы и задания | 123 |
5. Психология учебной деятельности | |
5.1. Понятие «учебная деятельность». Сущность и специфика учебной деятельности | 126 |
5.2. Структура учебной деятельности | 130 |
5.3. Специфика формирования учебной деятельности на разных возрастных этапах обучения | 134 |
5.4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности на младшей ступени школьного обучения | 139 |
Контрольные вопросы и задания | 142 |
6. Психология воспитания | |
6.1. Подходы к трактовке понятия «воспитание» | 145 |
6.2. Цели воспитания | 150 |
6.3. Проблемы психологии воспитания | 151 |
6.4. Виды воспитания | 154 |
6.5. Подходы к воспитанию в антропоцентрических науках | 155 |
6.6. Взаимосвязь воспитания и обучения | 158 |
6.7. Нравственное воспитание | 160 |
Контрольные вопросы и задания | 164 |
7. Психологические основы методов, приемов и видов влияния в воспитании | |
7.1. Понятие, сущность и классификация методов воспитания | 166 |
7.2. Средства и приемы воспитания | 167 |
7.3. Методы и виды влияния в воспитании | 169 |
7.4. Методы самовоспитания и самообразования | 173 |
7.5. Принципы и закономерности воспитания | 175 |
7.6. Основные психологические теории воспитания | 182 |
Контрольные вопросы и задания | 184 |
8. Психология личности и деятельности педагога | |
8.1. Сущность педагогической деятельности | 187 |
8.2. Структура педагогической деятельности | 189 |
8.3. Функции и уровни педагогической деятельности | 195 |
8.4. Личность педагога | 198 |
8.5. Профессиональная «Я-концепция» и самосознание педагога | 202 |
8.6. Профессиональная направленность личности педагога | 204 |
8.7. Мотивация педагогической деятельности | 212 |
Контрольные вопросы и задания | 219 |
9. Педагогические способности и стиль педагогической деятельности | |
9.1. Понятие способностей в психологии | 222 |
9.2. Сущность педагогических способностей. Общая характеристика педагогических способностей | 223 |
9.3. Структура педагогических способностей | 229 |
9.4. Профессионально важные свойства и умения педагога | 234 |
9.5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности | 244 |
Контрольные вопросы и задания | 248 |
10. Психология педагогического общения | |
10.1. Понятие «общение». Междисциплинарный подход к изучению общения | 251 |
10.2. Специфика педагогического общения | 254 |
10.3. Модели педагогического общения | 260 |
10.4. Роль механизмов межличностного восприятия в педагогическом общении | 262 |
10.5. Проявление социально-перцептивных искажений в педагогическом общении | 264 |
10.6. Барьеры и недостатки педагогического общения | 267 |
10.7. Стили педагогического общения | 271 |
10.8. Влияние личностных и профессиональных качеств, умений и навыков педагога на педагогическое общение | 274 |
Контрольные вопросы и задания | 277 |
ГЛОССАРИЙ | 280 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 311 |