Педагогическая психология: учебное пособие
Год издания: 2021
Издательство: ФЛИНТА
Объем (стр.):
320
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии рассматриваются история возникновения и развития педагогической психологии, ее современное состояние, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности. Структура книги соответствует Государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология».
Для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений.
Для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений.
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | 7 |
1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии | 7 |
1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии | 20 |
1.3. Методы исследования в педагогической психологии | 21 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 25 |
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ | 27 |
2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения | 27 |
2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития | 31 |
2.3. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях развивающего обучения | 40 |
2.3.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова | 40 |
2.3.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова | 43 |
2.3.3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина | 53 |
2.4. Современные направления обучения | 61 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 83 |
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 89 |
3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности | 89 |
3.2. Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности | 93 |
3.3. Операционально-познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) | 102 |
3.4. Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) | 110 |
3.5. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности | 120 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 127 |
Глава 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ | 130 |
4.1. Сущность научения и его виды | 130 |
4.2. Современные зарубежные теории научения | 131 |
4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении | 148 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 158 |
Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ | 160 |
5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания | 160 |
5.2. Психологические аспекты воспитания | 163 |
5.2.1. Процесс воспитания и социализация личности ребенка | 163 |
5.2.2. Процесс воспитания и формирования личности ребенка | 166 |
5.2.3. Взаимосвязь воспитания и обучения | 169 |
5.3. Структура воспитательного процесса | 170 |
5.3.1. Цели и содержание воспитания | 170 |
5.3.2. Методы и средства воспитания | 173 |
5.3.3. Особенности организации семейного воспитания | 177 |
5.3.4. Достигнутые результаты в процессе воспитания | 181 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 185 |
Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ | 187 |
6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя | 187 |
6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения | 189 |
6.2.1. Педагогическая направленность. Типы педагогических центраций личности учителя, по А.Б. Орлову | 190 |
6.2.2. Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя | 195 |
6.2.3. Педагогические способности | 207 |
6.2.4. Педагогическая компетентность | 214 |
6.3. Педагогическая деятельность | 222 |
6.3.1. Общая характеристика и структура педагогической деятельности | 222 |
6.3.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности | 227 |
6.4. Педагогическое общение | 230 |
6.4.1. Понятие и функции педагогического общения | 230 |
6.4.2. Педагогическая коммуникация | 232 |
6.4.3. Социальная педагогическая перцепция | 238 |
6.4.4. Взаимодействие и влияние в педагогическом общении | 243 |
6.4.5. Условия эффективного педагогического общения | 248 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 251 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 255 |