Дети с нарушениями слуха: методическое пособие
Дисциплина:
Коррекционная педагогика
Медицина
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
Медицина
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
Год издания: 2011
Серия:
Специальная педагогика
Издательство: КАРО
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
240
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П.Янн (Пфальцинститут) в своей книге рассказывают о слухоречевой абилитации детей с нарушенным слухом и описывают современный метод реабилитации глухих и слабослышащих детей. Данный метод основан на развитии речи у слабослышащих и глухих детей, прежде всего, посредством слуха, который ребенку обеспечивают современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Метод предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка с нарушенным слухом. Этот метод включает в себя и обучение специалистов такому подходу.
В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом — диагностика и причины нарушений слуха у детей, устройство слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, методы обучения детей и, кроме того, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.
Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.
Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.
В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом — диагностика и причины нарушений слуха у детей, устройство слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, методы обучения детей и, кроме того, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.
Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.
Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.
| Предисловие | 10 |
| Предисловие директора Пфальцинститута доктора Хилтруд Функ (Франкенталь, Германия) | 14 |
| ГЛАВА 1. Почему ребенок плохо слышит? | 15 |
| Как устроено ухо и что такое слуховая система | 15 |
| Как мы слышим | 18 |
| Типы нарушений слуха | 19 |
| Причины нарушений слуха у детей | 20 |
| Можно ли вылечить ребенка с нарушением слуха | 22 |
| Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или Ранняя абилитация | 24 |
| ГЛАВА 2. Как проверяют слух у детей (диагностика нарушений слуха) | 27 |
| Поговорим о неречевых и речевых звуках | 27 |
| Как звуки распространяются в пространстве | 31 |
| Аудиограмма, или слуховой паспорт | 35 |
| Степени снижения слуха | 37 |
| Что такое диагностика нарушения слуха у ребенка | 39 |
| Объективные методы оценки слуха | 41 |
| Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга | 41 |
| Импедансометрия | 42 |
| Отоакустическая эмиссия | 43 |
| Субъективные методы оценки слуха | 44 |
| Игровая тональная аудиометрия | 44 |
| Как подготовить ребенка к проверке слуха | 47 |
| Обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи | 51 |
| Анкетирование | 54 |
| Скрининговые обследования слуха у детей | 59 |
| ГЛАВА 3. Слуховые аппараты и кое-что еще | 61 |
| Как слышат звуки и речь дети с нарушениями слуха | 61 |
| Что такое слуховой аппарат, и самое главное о нем | 62 |
| Что такое ушной вкладыш | 67 |
| Каким детям и в каком возрасте надо надевать слуховые аппараты | 69 |
| Что такое слухопротезирование и как настраивают слуховые аппараты детям | 70 |
| Как проверяют правильность подбора и настройки слухового аппарата | 72 |
| Как правильно надеть и снять слуховой аппарат | 75 |
| Как приучить ребенка носить слуховые аппараты | 76 |
| Бинауральное и монауральное слухопротезирование | 78 |
| Как ухаживать за слуховым аппаратом | 79 |
| Как ребенок слышит в слуховых аппаратах | 80 |
| Что такое FM-системы | 81 |
| ГЛАВА 4. Кохлеарная имплантация | 85 |
| Что такое кохлеарный имплант и чем он отличается от слухового аппарата | 85 |
| Нужна ли ребенку кохлеарная имплантация | 87 |
| На каком ухе у ребенка лучше проводить операцию | 89 |
| Как проводится операция | 89 |
| Как ребенок восстанавливается после операции | 90 |
| Когда ребенок начинает слышать, понимать речь и говорить после кохлеарной имплантации | 91 |
| Что такое слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами | 92 |
| Какие меры предосторожности надо соблюдать детям с кохлеарными имплантами | 92 |
| ГЛАВА 5. Как общаются и обучаются дети с нарушенным слухом | 93 |
| Как общаются люди с нарушенным слухом | 93 |
| Методы обучения детей с нарушенным слухом | 99 |
| Где обучаются дети с нарушенным слухом | 107 |
| ГЛАВА 6. Почему для ребенка важны слух и речь. Главные правила обучения ребенка с нарушенным слухом | 111 |
| Что нужно, чтобы ребенок понимал речь и говорил | 111 |
| Условия, необходимые для развития речи у маленьких детей с нарушениями слуха | 114 |
| Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом | 115 |
| ГЛАВА 7. Развиваем умение общаться | 124 |
| Учимся общаться глазами и не только | 125 |
| Список естественных жестов, которые можно использовать при общении с малышом | 131 |
| ГЛАВА 8. Учимся слушать и понимать речь | 135 |
| До слухопротезирования | 135 |
| После слухопротезирования | 136 |
| Как помочь ребенку быстрее научиться слышать с СА | 137 |
| Почему так важно научить ребенка слышать окружающие звуки | 140 |
| Развитие восприятия речи, или Что такое языковая система | 146 |
| Понимаем речь на слух и слухозрительно | 148 |
| Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста с нарушенным слухом должен знать (понимать) после 12—18 месяцев использования СА или КИ | 149 |
| Что такое фонематический слух и как его развивать у ребенка с нарушенным слухом | 150 |
| Целенаправленные занятия в форме игры | 151 |
| Слушаем музыку — развиваем слух и навыки общения | 159 |
| Ключевые этапы слухового и речевого развития ребенка со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом | 161 |
| ГЛАВА 9. Учимся говорить | 163 |
| Что надо уметь, чтобы говорить | 163 |
| Как развиваются произносительные навыки у детей с нормальным и нарушенным слухом | 164 |
| Развиваем голос и звукопроизношение | 166 |
| Как вызвать голос и звуки речи у малыша | 166 |
| Эмоциональное возбуждение и голос | 167 |
| Голос как средство общения | 168 |
| Подражание видимой артикуляции и слухозрительное восприятие речи | 170 |
| Опора на осязательные (тактильные) ощущения | 170 |
| Подражание звукам разных животных и звукам окружающей среды | 171 |
| Речевые ритуалы | 173 |
| Пение | 173 |
| Пальчиковые игры | 174 |
| Фонетическая ритмика | 177 |
| Артикуляционная гимнастика и массаж | 178 |
| Использование чтения | 181 |
| Дактилирование | 181 |
| Сопряженная речь | 182 |
| Как помочь ребенку правильно произносить число слогов в слове/фразе и произносить слова слитно в речи | 182 |
| Опять языковая система | 183 |
| Первые слова и фразы | 185 |
| Развитие грамматически правильной речи | 188 |
| ГЛАВА 10. Развиваем моторику, внимание, мышление, память | 191 |
| Почему у ребенка надо развивать моторику, внимание, мышление и... | 191 |
| Помоги мне это сделать самому! | 193 |
| Как развивать у ребенка моторику, зрительное восприятие, осязание, мышление в домашних условиях (и вне дома) | 196 |
| Развиваем моторику | 196 |
| Развиваем обоняние | 198 |
| Развиваем вкусовые ощущения | 198 |
| Развиваем зрительное восприятие | 198 |
| Развиваем осязание | 198 |
| Развиваем мышление | 198 |
| Предметы домашнего обихода, которые можно использовать для обучения маленького ребенка с нарушенным слухом | 202 |
| ГЛАВА 11. Психологические и социальные проблемы | 206 |
| Психологическая помощь родителям и семье | 206 |
| Трудный ребенок: советы родителям | 208 |
| О ваших отношениях с ребенком | 215 |
| Социальные вопросы | 217 |
| Инвалидность | 217 |
| Родители всех стран, объединяйтесь, или Ассоциации родителей детей с нарушенным слухом | 219 |
| Приложения | 222 |
| Приложение 1. Словарь основных терминов и понятий | 222 |
| Приложение 2. Жесты глухих, которые помогут общаться с глухим малышом | 227 |
| Приложение 3. План коррекционной работы по развитию общих представлений и речи по теме «Лето, цветы» у детей с нарушениями слуха в детском саду | 230 |
| Приложение 4. Что должен делать ребенок в разном возрасте | 235 |
| Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка от рождения до 5 лет | 235 |
| Возраст 7—12 месяцев | 235 |
| Возраст 1—1,5 года | 236 |
| Возраст 1,5—2 года | 236 |
| Возраст 2—3 года | 237 |
| Возраст 3—4 года | 238 |
| Возраст 4—5 лет | 239 |
| Полезные книги | 240 |






