Дети с нарушениями слуха: методическое пособие
Дисциплина:
Коррекционная педагогика
Медицина
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
Медицина
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
Год издания: 2011
Серия:
Специальная педагогика
Издательство: КАРО
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
240
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П.Янн (Пфальцинститут) в своей книге рассказывают о слухоречевой абилитации детей с нарушенным слухом и описывают современный метод реабилитации глухих и слабослышащих детей. Данный метод основан на развитии речи у слабослышащих и глухих детей, прежде всего, посредством слуха, который ребенку обеспечивают современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Метод предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка с нарушенным слухом. Этот метод включает в себя и обучение специалистов такому подходу.
В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом — диагностика и причины нарушений слуха у детей, устройство слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, методы обучения детей и, кроме того, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.
Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.
Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.
В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом — диагностика и причины нарушений слуха у детей, устройство слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, методы обучения детей и, кроме того, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.
Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.
Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.
Предисловие | 10 |
Предисловие директора Пфальцинститута доктора Хилтруд Функ (Франкенталь, Германия) | 14 |
ГЛАВА 1. Почему ребенок плохо слышит? | 15 |
Как устроено ухо и что такое слуховая система | 15 |
Как мы слышим | 18 |
Типы нарушений слуха | 19 |
Причины нарушений слуха у детей | 20 |
Можно ли вылечить ребенка с нарушением слуха | 22 |
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или Ранняя абилитация | 24 |
ГЛАВА 2. Как проверяют слух у детей (диагностика нарушений слуха) | 27 |
Поговорим о неречевых и речевых звуках | 27 |
Как звуки распространяются в пространстве | 31 |
Аудиограмма, или слуховой паспорт | 35 |
Степени снижения слуха | 37 |
Что такое диагностика нарушения слуха у ребенка | 39 |
Объективные методы оценки слуха | 41 |
Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга | 41 |
Импедансометрия | 42 |
Отоакустическая эмиссия | 43 |
Субъективные методы оценки слуха | 44 |
Игровая тональная аудиометрия | 44 |
Как подготовить ребенка к проверке слуха | 47 |
Обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи | 51 |
Анкетирование | 54 |
Скрининговые обследования слуха у детей | 59 |
ГЛАВА 3. Слуховые аппараты и кое-что еще | 61 |
Как слышат звуки и речь дети с нарушениями слуха | 61 |
Что такое слуховой аппарат, и самое главное о нем | 62 |
Что такое ушной вкладыш | 67 |
Каким детям и в каком возрасте надо надевать слуховые аппараты | 69 |
Что такое слухопротезирование и как настраивают слуховые аппараты детям | 70 |
Как проверяют правильность подбора и настройки слухового аппарата | 72 |
Как правильно надеть и снять слуховой аппарат | 75 |
Как приучить ребенка носить слуховые аппараты | 76 |
Бинауральное и монауральное слухопротезирование | 78 |
Как ухаживать за слуховым аппаратом | 79 |
Как ребенок слышит в слуховых аппаратах | 80 |
Что такое FM-системы | 81 |
ГЛАВА 4. Кохлеарная имплантация | 85 |
Что такое кохлеарный имплант и чем он отличается от слухового аппарата | 85 |
Нужна ли ребенку кохлеарная имплантация | 87 |
На каком ухе у ребенка лучше проводить операцию | 89 |
Как проводится операция | 89 |
Как ребенок восстанавливается после операции | 90 |
Когда ребенок начинает слышать, понимать речь и говорить после кохлеарной имплантации | 91 |
Что такое слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами | 92 |
Какие меры предосторожности надо соблюдать детям с кохлеарными имплантами | 92 |
ГЛАВА 5. Как общаются и обучаются дети с нарушенным слухом | 93 |
Как общаются люди с нарушенным слухом | 93 |
Методы обучения детей с нарушенным слухом | 99 |
Где обучаются дети с нарушенным слухом | 107 |
ГЛАВА 6. Почему для ребенка важны слух и речь. Главные правила обучения ребенка с нарушенным слухом | 111 |
Что нужно, чтобы ребенок понимал речь и говорил | 111 |
Условия, необходимые для развития речи у маленьких детей с нарушениями слуха | 114 |
Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом | 115 |
ГЛАВА 7. Развиваем умение общаться | 124 |
Учимся общаться глазами и не только | 125 |
Список естественных жестов, которые можно использовать при общении с малышом | 131 |
ГЛАВА 8. Учимся слушать и понимать речь | 135 |
До слухопротезирования | 135 |
После слухопротезирования | 136 |
Как помочь ребенку быстрее научиться слышать с СА | 137 |
Почему так важно научить ребенка слышать окружающие звуки | 140 |
Развитие восприятия речи, или Что такое языковая система | 146 |
Понимаем речь на слух и слухозрительно | 148 |
Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста с нарушенным слухом должен знать (понимать) после 12—18 месяцев использования СА или КИ | 149 |
Что такое фонематический слух и как его развивать у ребенка с нарушенным слухом | 150 |
Целенаправленные занятия в форме игры | 151 |
Слушаем музыку — развиваем слух и навыки общения | 159 |
Ключевые этапы слухового и речевого развития ребенка со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом | 161 |
ГЛАВА 9. Учимся говорить | 163 |
Что надо уметь, чтобы говорить | 163 |
Как развиваются произносительные навыки у детей с нормальным и нарушенным слухом | 164 |
Развиваем голос и звукопроизношение | 166 |
Как вызвать голос и звуки речи у малыша | 166 |
Эмоциональное возбуждение и голос | 167 |
Голос как средство общения | 168 |
Подражание видимой артикуляции и слухозрительное восприятие речи | 170 |
Опора на осязательные (тактильные) ощущения | 170 |
Подражание звукам разных животных и звукам окружающей среды | 171 |
Речевые ритуалы | 173 |
Пение | 173 |
Пальчиковые игры | 174 |
Фонетическая ритмика | 177 |
Артикуляционная гимнастика и массаж | 178 |
Использование чтения | 181 |
Дактилирование | 181 |
Сопряженная речь | 182 |
Как помочь ребенку правильно произносить число слогов в слове/фразе и произносить слова слитно в речи | 182 |
Опять языковая система | 183 |
Первые слова и фразы | 185 |
Развитие грамматически правильной речи | 188 |
ГЛАВА 10. Развиваем моторику, внимание, мышление, память | 191 |
Почему у ребенка надо развивать моторику, внимание, мышление и... | 191 |
Помоги мне это сделать самому! | 193 |
Как развивать у ребенка моторику, зрительное восприятие, осязание, мышление в домашних условиях (и вне дома) | 196 |
Развиваем моторику | 196 |
Развиваем обоняние | 198 |
Развиваем вкусовые ощущения | 198 |
Развиваем зрительное восприятие | 198 |
Развиваем осязание | 198 |
Развиваем мышление | 198 |
Предметы домашнего обихода, которые можно использовать для обучения маленького ребенка с нарушенным слухом | 202 |
ГЛАВА 11. Психологические и социальные проблемы | 206 |
Психологическая помощь родителям и семье | 206 |
Трудный ребенок: советы родителям | 208 |
О ваших отношениях с ребенком | 215 |
Социальные вопросы | 217 |
Инвалидность | 217 |
Родители всех стран, объединяйтесь, или Ассоциации родителей детей с нарушенным слухом | 219 |
Приложения | 222 |
Приложение 1. Словарь основных терминов и понятий | 222 |
Приложение 2. Жесты глухих, которые помогут общаться с глухим малышом | 227 |
Приложение 3. План коррекционной работы по развитию общих представлений и речи по теме «Лето, цветы» у детей с нарушениями слуха в детском саду | 230 |
Приложение 4. Что должен делать ребенок в разном возрасте | 235 |
Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка от рождения до 5 лет | 235 |
Возраст 7—12 месяцев | 235 |
Возраст 1—1,5 года | 236 |
Возраст 1,5—2 года | 236 |
Возраст 2—3 года | 237 |
Возраст 3—4 года | 238 |
Возраст 4—5 лет | 239 |
Полезные книги | 240 |