Диагностика одаренности: учебное пособие, Ч. 2
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебное пособие посвящено проблеме выявления и диагностики одаренных детей и талантливой молодежи. Пособие включает методики, которые можно использовать для диагностики интеллектуального, академического, творческого, социального, психомоторного, художественного и мотивационного компонентов одаренности.
Учебное пособие рекомендовано руководящим и педагогическим кадрам образовательных учреждений; педагогам-психологам; студентам психологических и педагогических факультетов; слушателям курсов повышения квалификации в системе образования; родителям и всем тем, кого интересует проблематика одаренных детей и талантливой молодежи.
Приложение 3. Методики выявления академического компонента одаренности | 3 |
3.1. Методика «Интеллектуальная лабильность» | 3 |
3.1.1. Вариант для подростков (12–15 лет) модификация С.Н. Костроминой | 3 |
3.1.2. Вариант для взрослых | 6 |
Приложение 4. Методики выявления творческого компонента одаренности | 11 |
4.1. Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) | 11 |
4.2. Тест творческого мышления П. Торренса | 33 |
4.3. Тест творческого мышления П. Торренса (краткий тест, фигурная форма) | 49 |
4.4. Тест креативности Вильямса | 72 |
4.4.1. Тест дивергентного (творческого) мышления | 73 |
4.4.2. Тест личностных творческих характеристик | 81 |
4.4.3. Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка | 88 |
4.5. Тест «Дорисовывание» | 95 |
4.5.1. Вариант для детей 3–4 лет | 96 |
4.5.2. Вариант для детей 4–7 лет | 96 |
4.5.3. Вариант для детей 7–10 лет | 100 |
4.6. Тест «Назови картинку» | 101 |
4.7. Тест «Что может быть одновременно» | 102 |
4.8. Методика «Предложения» | 103 |
4.9. Методика «Классификация» | 104 |
4.10. Методика «Две линии» | 105 |
4.11. Методика Вартега «Круги» | 105 |
4.12. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» | 107 |
4.13. Методика «Эскизы» | 142 |
4.13.1. Вариант 1 | 142 |
4.13.2. Вариант 2 | 145 |
4.14. Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) | 147 |
4.15. Тест «Творческие способности» (вариант 1) | 150 |
4.16. Тест «Творческие способности» (вариант 2) | 151 |
4.17. Тест «Каковы ваши творческие способности?» | 153 |
4.18. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной) | 156 |
4.18.1. Подростковый вариант | 156 |
4.18.2. Взрослый вариант | 165 |
4.19. Оценка уровня творческого потенциала личности | 176 |
4.20. Методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления» | 178 |
4.21. Опросник для определения уровня креативности | 179 |
Приложение 5. Методики выявления социального компонента одаренности | 181 |
5.1. Социометрия | 181 |
5.2. Методика «Цветовая социометрия» | 210 |
5.3. Диагностика функционального лидерства в малых группах | 216 |
5.4. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) | 221 |
5.5. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) | 229 |
5.6. Самооценка лидерства | 234 |
5.7. Определение социальной креативности личности | 236 |
5.8. Определение уровня лидерского потенциала | 239 |
5.9. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда | 247 |
5.10. Изучение способности к самоуправлению в общении | 253 |
5.11. Социальный интеллект Дж. Гилфорда | 256 |
Приложение 6. Методики выявления психомоторного компонента одаренности | 290 |
6.1. Шкала психомоторного развития по Гриффитс | 290 |
6.2. Шкала психомоторного развития Гезелла | 299 |
6.3. Шкала оценки моторики (Н.И. Озерецкий) | 363 |
6.4. «Мотоскопия» Н.И. Озерецкого | 369 |
6.5. Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка | 376 |
6.6. Диагностика нарушений моторного развития (По Архиповой Е. Ф.) | 381 |
6.7. Экспресс-тестирование психомоторики (Озеров В.П.) | 397 |
6.8. Теппинг-тест Е.П. Ильина. Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям | 403 |
6.8.1. Теппинг-тест (подростковый вариант – 10–15 лет) | 403 |
6.8.2. Теппинг-тест (взрослый вариант) | 406 |
Приложение 7. Методики выявления художественного компонента одаренности | 410 |
7.1. Методика диагностики музыкальной одаренности М.Т. Таллибулиной | 410 |
Приложение 8. Методики выявления мотивационного компонента одаренности | 416 |
8.1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Методика Н.И Гуткиной) | 416 |
8.2. Методика изучения мотивации по Н.Л. Белопольской) | 418 |
8.3. Методика определения мотивов учения | 419 |
8.4. Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе | 426 |
8.5. Методика определения школьной мотивации А.Г. Лускановой | 429 |
8.6. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) | 431 |
8.7. Диагностика структуры учебной мотивации школьника | 432 |
8.9. Структура интересов | 437 |
8.10. Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников | 445 |
8.11. Диагностика эмоциональной направленности личности | 451 |
8.12. Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.) | 454 |
8.13. Опросник изучения познавательной активности учащихся | 456 |
8.14. Методика «Потребность в общении» | 463 |
8.15. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» | 466 |
8.16. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» | 468 |
8.16.1. Вариант 1 | 468 |
8.16.2. Вариант 2 | 470 |
8.17. Методика «Изучение мотивов занятий спортом» | 472 |
8.18. Методика «Мотивы занятий спортом» | 479 |