Психология: учебник : в 3 книгах. Книга 2. Психология образования
Автор:
Немов Р. С.
Дисциплина:
Психология
Психология личности
Возрастная и педагогическая психология
Педагогическая психология
Психология личности
Возрастная и педагогическая психология
Педагогическая психология
Год издания: 2007
Издательство: Владос
Объем (стр.):
609
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Вторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы психодиагностики, психологическая служба в системе образования, психология педагогической деятельности. Заканчивается книга словарем — предметным указателем основных педагогических понятий.
| Предисловие | 3 |
| Часть I. Возрастные особенности развития детей | 6 |
| Раздел 1. Психология возрастного развития | 6 |
| Глава 1. Предмет, проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития | 6 |
| Предмет возрастной психологии | 7 |
| Проблемы психологии возрастного развития | 9 |
| Методы исследования в возрастной психологии | 12 |
| Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка | 18 |
| Глава 2. Теория детского развития | 18 |
| Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка | 19 |
| Основные понятия и общие вопросы развития | 25 |
| Периодизация возрастного развития | 33 |
| Развитие детского мышления | 38 |
| Глава 3. Психическое развитие ребенка младенческого возраста | 59 |
| Врожденные формы психики и поведения | 60 |
| Двигательная активность ребенка | 62 |
| Восприятие и память у младенцев | 65 |
| Речь и мышление младенца | 71 |
| Глава 4. Познание и поведение в раннем возрасте | 79 |
| Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет | 80 |
| Развитие речи у детей раннего возраста | 83 |
| Появление предметной и игровой деятельности | 88 |
| Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста | 92 |
| Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте | 97 |
| Предметная деятельность и игра | 98 |
| Восприятие, внимание и память дошкольника | 101 |
| Воображение, мышление и речь | 107 |
| Психологическая характеристика готовности к обучению в школе | 117 |
| Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника | 126 |
| Психологические особенности начального этапа обучения | 127 |
| Познавательное развитие детей младшего школьного возраста | 129 |
| Умственное развитие младшего школьника | 131 |
| Трудовая и учебная деятельность младшего школьника | 133 |
| Глава 7. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте | 138 |
| Общая характеристика ситуации познавательного развития | 139 |
| Совершенствование психических процессов | 141 |
| Развитие общих и специальных способностей | 142 |
| Развитие мышления | 143 |
| Раздел 3. Формирование личности ребенка | 148 |
| Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка | 148 |
| Место детства в становлении личности | 149 |
| Роль социальных факторов в развитии личности | 155 |
| Общение с людьми и его влияние на развитие личности | 159 |
| Основные теории и направления развития личности в детстве | 162 |
| Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста | 178 |
| Личностные новообразования младенчества | 179 |
| Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет | 181 |
| Речь и становление личности | 185 |
| Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста | 187 |
| Глава 10. Развитие личности в дошкольном возрасте | 192 |
| Усвоение нравственных норм | 193 |
| Эмоционально-мотивационная регуляция поведения | 195 |
| Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника | 200 |
| Психологические новообразования дошкольного возраста | 203 |
| Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте | 208 |
| Развитие мотивации достижения успехов | 209 |
| Становление самостоятельности и трудолюбия | 212 |
| Усвоение правил и норм общения | 214 |
| Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста | 216 |
| Глава 12. Личность подростка | 221 |
| Ситуация личностного развития в подростковом возрасте | 221 |
| Формирование волевых качеств | 224 |
| Развитие деловых качеств личности | 226 |
| Достижения психического развития подростков | 229 |
| Глава 13. Становление личности в ранней юности | 235 |
| Формирование и развитие морали | 235 |
| Становление мировоззрения | 238 |
| Нравственное самоопределение | 241 |
| Основные черты психологии старшего школьника | 244 |
| Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений | 248 |
| Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми | 249 |
| Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте | 255 |
| Взаимоотношения подростков | 257 |
| Отношения с людьми в ранней юности | 261 |
| Часть II. Психологические основы обучения и воспитания | 268 |
| Раздел 4. Психология научения | 268 |
| Глава 15. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии | 268 |
| Предмет психологии воспитания и обучения | 269 |
| Проблемы педагогической психологии | 273 |
| Методы педагогической психологии | 278 |
| Глава 16. Теоретическое введение в научение | 284 |
| Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность | 285 |
| Теория учебной деятельности | 292 |
| Соотношение научения и развития | 301 |
| Современные концепции научения | 303 |
| Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте | 318 |
| Начальный этап научения | 319 |
| Сочетание разных форм научения | 320 |
| Особенности научения детей младенческого возраста | 321 |
| Научение в раннем возрасте | 325 |
| Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников | 330 |
| Совершенствование восприятия, памяти и мышления | 331 |
| Обучение речи, чтению и письму | 337 |
| Подготовка к учению в школе | 343 |
| Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста | 345 |
| Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте | 350 |
| Организация обучения детей в младших классах школы | 351 |
| Обучение младших школьников в домашних условиях | 355 |
| Игровая и учебная деятельность у младших школьников | 358 |
| Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости | 360 |
| Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы | 366 |
| Становление теоретического интеллекта | 367 |
| Совершенствование практического мышления | 369 |
| Профессионализация трудовых умений и навыков | 371 |
| Развитие общих и специальных способностей | 373 |
| Раздел 5. Психология воспитания | 377 |
| Глава 21. Теоретические вопросы воспитания | 377 |
| Цели воспитания | 377 |
| Средства и методы воспитания | 379 |
| Институты воспитания | 384 |
| Теории воспитания | 386 |
| Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания | 393 |
| Общение и воспитание | 394 |
| Коллектив и развитие личности | 397 |
| Семья и воспитание | 402 |
| Формирование и изменение социальных установок | 410 |
| Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте | 416 |
| Первые шаги в воспитании | 417 |
| Начало формирования социально важных качеств личности | 419 |
| Нравственное воспитание детей в первые годы жизни | 424 |
| Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы | 426 |
| Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте | 429 |
| Становление характера ребенка | 430 |
| Воспитание в домашнем труде | 433 |
| Воспитание в играх | 436 |
| Воспитание в учении | 439 |
| Глава 25. Воспитание подростков и юношей | 445 |
| Воспитание старшеклассников в школе | 446 |
| Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми | 449 |
| Воспитание через средства массовой информации и культуры | 451 |
| Самовоспитание подростков и юношей | 453 |
| Глава 26. Психология педагогической оценки | 460 |
| Средства стимулирования обучения и воспитания детей | 461 |
| Педагогическая оценка как средство стимулирования | 467 |
| Условия эффективности педагогической оценки | 470 |
| Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка | 473 |
| Глава 27. Основы психодиагностики | 477 |
| Теоретические вопросы практической психодиагностики | 478 |
| Особенности применения различных психодиагностических методик | 484 |
| Психодиагностика познавательного развития и способностей детей | 491 |
| Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений | 500 |
| Глава 28. Психологическая служба в системе образования | 506 |
| Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования | 506 |
| Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога | 514 |
| Этический кодекс практического психолога | 519 |
| Часть III. Психология педагогической деятельности | 527 |
| Раздел 6. Психология педагога | 527 |
| Глава 29. Личность педагога | 527 |
| Место педагога в современном обществе | 528 |
| Психологические требования к личности педагога | 529 |
| Общие и специальные способности педагога | 532 |
| Индивидуальный стиль деятельности педагога | 537 |
| Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности | 541 |
| Организация психологического самообразования педагога | 542 |
| Психология педагогической саморегуляции | 542 |
| Элементы психокоррекции в деятельности педагога | 545 |
| Аутотренинг в работе педагога | 553 |
| Раздел 7. Педагогическое руководство | 558 |
| Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами | 558 |
| Обучение детей общению и взаимодействию с людьми | 559 |
| Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах | 563 |
| Организация детской групповой деятельности | 566 |
| Развитие личности в детских группах и коллективах | 568 |
| Глава 32. Руководство педагогическим коллективом | 572 |
| Стиль и методы руководства коллективом | 573 |
| Организация работы коллектива | 576 |
| Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива | 578 |
| Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива | 581 |
| Словарь основных психологических понятий | 586 |




