Психология: учебник : в 3 книгах. Книга 2. Психология образования
Автор:
Немов Р. С.
Дисциплина:
Психология
Психология личности
Возрастная и педагогическая психология
Педагогическая психология
Психология личности
Возрастная и педагогическая психология
Педагогическая психология
Год издания: 2007
Издательство: Владос
Объем (стр.):
609
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Вторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы психодиагностики, психологическая служба в системе образования, психология педагогической деятельности. Заканчивается книга словарем — предметным указателем основных педагогических понятий.
Предисловие | 3 |
Часть I. Возрастные особенности развития детей | 6 |
Раздел 1. Психология возрастного развития | 6 |
Глава 1. Предмет, проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития | 6 |
Предмет возрастной психологии | 7 |
Проблемы психологии возрастного развития | 9 |
Методы исследования в возрастной психологии | 12 |
Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка | 18 |
Глава 2. Теория детского развития | 18 |
Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка | 19 |
Основные понятия и общие вопросы развития | 25 |
Периодизация возрастного развития | 33 |
Развитие детского мышления | 38 |
Глава 3. Психическое развитие ребенка младенческого возраста | 59 |
Врожденные формы психики и поведения | 60 |
Двигательная активность ребенка | 62 |
Восприятие и память у младенцев | 65 |
Речь и мышление младенца | 71 |
Глава 4. Познание и поведение в раннем возрасте | 79 |
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет | 80 |
Развитие речи у детей раннего возраста | 83 |
Появление предметной и игровой деятельности | 88 |
Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста | 92 |
Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте | 97 |
Предметная деятельность и игра | 98 |
Восприятие, внимание и память дошкольника | 101 |
Воображение, мышление и речь | 107 |
Психологическая характеристика готовности к обучению в школе | 117 |
Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника | 126 |
Психологические особенности начального этапа обучения | 127 |
Познавательное развитие детей младшего школьного возраста | 129 |
Умственное развитие младшего школьника | 131 |
Трудовая и учебная деятельность младшего школьника | 133 |
Глава 7. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте | 138 |
Общая характеристика ситуации познавательного развития | 139 |
Совершенствование психических процессов | 141 |
Развитие общих и специальных способностей | 142 |
Развитие мышления | 143 |
Раздел 3. Формирование личности ребенка | 148 |
Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка | 148 |
Место детства в становлении личности | 149 |
Роль социальных факторов в развитии личности | 155 |
Общение с людьми и его влияние на развитие личности | 159 |
Основные теории и направления развития личности в детстве | 162 |
Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста | 178 |
Личностные новообразования младенчества | 179 |
Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет | 181 |
Речь и становление личности | 185 |
Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста | 187 |
Глава 10. Развитие личности в дошкольном возрасте | 192 |
Усвоение нравственных норм | 193 |
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения | 195 |
Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника | 200 |
Психологические новообразования дошкольного возраста | 203 |
Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте | 208 |
Развитие мотивации достижения успехов | 209 |
Становление самостоятельности и трудолюбия | 212 |
Усвоение правил и норм общения | 214 |
Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста | 216 |
Глава 12. Личность подростка | 221 |
Ситуация личностного развития в подростковом возрасте | 221 |
Формирование волевых качеств | 224 |
Развитие деловых качеств личности | 226 |
Достижения психического развития подростков | 229 |
Глава 13. Становление личности в ранней юности | 235 |
Формирование и развитие морали | 235 |
Становление мировоззрения | 238 |
Нравственное самоопределение | 241 |
Основные черты психологии старшего школьника | 244 |
Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений | 248 |
Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми | 249 |
Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте | 255 |
Взаимоотношения подростков | 257 |
Отношения с людьми в ранней юности | 261 |
Часть II. Психологические основы обучения и воспитания | 268 |
Раздел 4. Психология научения | 268 |
Глава 15. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии | 268 |
Предмет психологии воспитания и обучения | 269 |
Проблемы педагогической психологии | 273 |
Методы педагогической психологии | 278 |
Глава 16. Теоретическое введение в научение | 284 |
Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность | 285 |
Теория учебной деятельности | 292 |
Соотношение научения и развития | 301 |
Современные концепции научения | 303 |
Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте | 318 |
Начальный этап научения | 319 |
Сочетание разных форм научения | 320 |
Особенности научения детей младенческого возраста | 321 |
Научение в раннем возрасте | 325 |
Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников | 330 |
Совершенствование восприятия, памяти и мышления | 331 |
Обучение речи, чтению и письму | 337 |
Подготовка к учению в школе | 343 |
Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста | 345 |
Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте | 350 |
Организация обучения детей в младших классах школы | 351 |
Обучение младших школьников в домашних условиях | 355 |
Игровая и учебная деятельность у младших школьников | 358 |
Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости | 360 |
Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы | 366 |
Становление теоретического интеллекта | 367 |
Совершенствование практического мышления | 369 |
Профессионализация трудовых умений и навыков | 371 |
Развитие общих и специальных способностей | 373 |
Раздел 5. Психология воспитания | 377 |
Глава 21. Теоретические вопросы воспитания | 377 |
Цели воспитания | 377 |
Средства и методы воспитания | 379 |
Институты воспитания | 384 |
Теории воспитания | 386 |
Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания | 393 |
Общение и воспитание | 394 |
Коллектив и развитие личности | 397 |
Семья и воспитание | 402 |
Формирование и изменение социальных установок | 410 |
Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте | 416 |
Первые шаги в воспитании | 417 |
Начало формирования социально важных качеств личности | 419 |
Нравственное воспитание детей в первые годы жизни | 424 |
Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы | 426 |
Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте | 429 |
Становление характера ребенка | 430 |
Воспитание в домашнем труде | 433 |
Воспитание в играх | 436 |
Воспитание в учении | 439 |
Глава 25. Воспитание подростков и юношей | 445 |
Воспитание старшеклассников в школе | 446 |
Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми | 449 |
Воспитание через средства массовой информации и культуры | 451 |
Самовоспитание подростков и юношей | 453 |
Глава 26. Психология педагогической оценки | 460 |
Средства стимулирования обучения и воспитания детей | 461 |
Педагогическая оценка как средство стимулирования | 467 |
Условия эффективности педагогической оценки | 470 |
Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка | 473 |
Глава 27. Основы психодиагностики | 477 |
Теоретические вопросы практической психодиагностики | 478 |
Особенности применения различных психодиагностических методик | 484 |
Психодиагностика познавательного развития и способностей детей | 491 |
Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений | 500 |
Глава 28. Психологическая служба в системе образования | 506 |
Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования | 506 |
Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога | 514 |
Этический кодекс практического психолога | 519 |
Часть III. Психология педагогической деятельности | 527 |
Раздел 6. Психология педагога | 527 |
Глава 29. Личность педагога | 527 |
Место педагога в современном обществе | 528 |
Психологические требования к личности педагога | 529 |
Общие и специальные способности педагога | 532 |
Индивидуальный стиль деятельности педагога | 537 |
Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности | 541 |
Организация психологического самообразования педагога | 542 |
Психология педагогической саморегуляции | 542 |
Элементы психокоррекции в деятельности педагога | 545 |
Аутотренинг в работе педагога | 553 |
Раздел 7. Педагогическое руководство | 558 |
Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами | 558 |
Обучение детей общению и взаимодействию с людьми | 559 |
Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах | 563 |
Организация детской групповой деятельности | 566 |
Развитие личности в детских группах и коллективах | 568 |
Глава 32. Руководство педагогическим коллективом | 572 |
Стиль и методы руководства коллективом | 573 |
Организация работы коллектива | 576 |
Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива | 578 |
Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива | 581 |
Словарь основных психологических понятий | 586 |