О Граде Божием: научная литература, Ч. 1. Книга 1-6
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божьем» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер – Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413–427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
На протяжении столетий «О граде Божьем» было распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Книга первая | 3 |
Предисловие | 3 |
Глава I. О врагах имени Христова, которых варвары при опустошении Рима пощадили ради Христа | 4 |
Глава II. О том, что никогда никакие войны не были ведены так, чтобы победители щадили побеждаемых ради богов тех, кого победили | 6 |
Глава III. Как неразумно верили римляне, будто им могут приносить пользу боги пенаты, не могшие уберечь Трои | 7 |
Глава IV. Об убежище Юноны в Трое, которое никого не спасло от греков, и о базиликах апостолов, которые защитили от варваров всех, кто в них искал убежища | 9 |
Глава V. Мнение Цезаря об общем обычае врагов, разрушающих город | 10 |
Глава VI. О том, что и сами римляне не брали никаких городов так, чтобы в храмах их щадили побежденных | 11 |
Глава VII. О том, что всё, что при разрушении Рима совершилось жестокого, случилось по обычаю войны; а что делалось снисходительного, то произошло от могущества имени Христа | 12 |
Глава VIII. О благополучии и злополучиях, которые по большей части общи и добрым, и злым | 13 |
Глава IX. О причинах, по которым и добрые, и злые одинаково подвергаются бедствиям | 15 |
Глава Х. О том, что с потерею вещей временных святые ничего не теряют | 19 |
Глава XI. О конце временной жизни, продолжительнее она или короче | 22 |
Глава XII. О погребении человеческих тел, и о том, что лишение погребения христиан ничего у них не отняло | 23 |
Глава XIII. Какая причина погребения тел святых | 25 |
Глава XIV. О пленении святых, которые никогда не имели недостатка в божественных утешениях | 27 |
Глава XV. О Регуле, представляющем собою пример того, что плен должен быть переносим даже добровольно ради религии; хотя такой плен и не мог принести пользы этому чтителю богов | 28 |
Глава XVI. Может ли душевная добродетель скверниться насилиями, которыми подвергались в плену святые девственницы без их на то соизволения | 30 |
Глава XVII. О добровольной смерти из опасения наказания или бесчестия | 31 |
Глава XVIII. О чужом насильственном сладострастии, которое вынуждена бывает терпеть в обессиленном теле душа | 32 |
Глава XIX. О Лукреции, убившей себя по причине нанесенного ей бесчестия | 34 |
Глава XX. Нет ни одного авторитета, который бы давал христианам в каком-либо случае право на самоубийство | 38 |
Глава XXI. Об умерщвлении людей, которое не относится к преступлению человекоубийства | 40 |
Глава XXII. Добровольная смерть ни в каком случае не может относиться к величию души | 41 |
Глава XXIII. Как смотреть на пример Катона, который умертвил себя, не перенося победы Цезаря | 42 |
Глава XXIV. Тою добродетелью, которою превзошел Катона Регул, гораздо более превосходят христиане | 43 |
Глава XXV. Не следует избегать греха посредством греха | 45 |
Глава XXVI. Как надобно смотреть на дела, которые совершить непозволительно, когда оказывается, что они были совершаемы святыми | 46 |
Глава XXVII. Следует ли прибегать к самоубийству во избежание греха | 48 |
Глава XXVIII. Почему Бог попустил сладострастию врагов совершить грех над телами воздержниц | 50 |
Глава XXIX. Что должна отвечать христианская семья неверным на укор, что Христос не освободил её от неистовства врагов | 52 |
Глава XXX. В каких постыдных благополучиях желали бы утопать те, которые жалуются на христианские времена | 53 |
Глава XXXI. С какою постепенностью развращения возрастала в римлянах страсть к господствованию | 54 |
Глава XXXII. Об учреждении театральных представлений | 55 |
Глава XXXIII. О пороках римлян, которых не исправило разорение отечества | 56 |
Глава XXXIV. О милосердии Божием, положившем границы истреблению Рима | 57 |
Глава XXXV. О тайных сынах церкви между нечестивыми и о ложных христианах внутри церкви | 58 |
Глава XXXVI. О каких предметах надлежит говорить в дальнейшем рассуждении | 59 |
Книга вторая | 61 |
Глава I. О пределе, до которого обязательно вести рассуждение | 61 |
Глава II. О том, что сказано в первой книге | 62 |
Глава III. О том, что надлежит обращаться к истории, из которой открывается, какие несчастия выпали на долю римлян в то время, когда они почитали богов, прежде чем распространилась христианская религия | 64 |
Глава IV. О том, что чтители богов никогда не получали от своих богов никаких предписаний о добродетельной жизни, и в виде культа им совершали всевозможные мерзости | 65 |
Глава V. О мерзостях, которыми чтили мать богов её поклонники | 66 |
Глава VI. Боги языческие никогда не делали священным учения о добродетельной жизни | 68 |
Глава VII. Открытия философские, не имеющие авторитета божественного, бесполезны, как скоро всякий, имеющий наклонность к порокам, следует скорее тому, что делали боги, чем тому, что утверждали люди | 69 |
Глава VIII. О сценических играх, на которых боги не оскорбляются, а умилостивляются тем, что выставляются на показ их бесчестные поступки | 71 |
Глава IX. Древние римляне считали нужным ограничить поэтический произвол, который греки, следуя образу мыслей богов, желали оставить свободным | 72 |
Глава Х. С каким искусством вредить демоны хотели, чтобы относительно них рассказывались ложные или действительные преступления | 73 |
Глава XI. Об актерах, допущенных у греков к отправлению государством на том основании, что было бы со стороны людей несправедливостью презирать умилостивителей богов | 74 |
Глава XII. О том, что римляне, воспрещая поэтам свободу слова по отношению к людям и дозволяя её по отношению к богам, были о себе лучшего мнения, нежели о богах | 76 |
Глава XIII. Римляне должны были бы понять, что их боги, требовавшие себе почитания, состоящего в мерзких играх, не достойны божеских почестей | 77 |
Глава XIV. О том, что Платон, в своем идеальном государстве не дававший места поэтам, был лучше тех богов, которые пожелали, чтобы их чествовали театральными играми | 79 |
Глава XV. О том, что римляне ввели у себя некоторых богов не по разумным побуждениям, а из лести | 82 |
Глава XVI. О том, что если бы боги сколько-нибудь заботились о справедливости, то римляне должны бы скорее от них получить правила жизни, чем заимствовать законы от других людей | 82 |
Глава XVII. О похищении сабинянок и других несправедливостях, которые творились в римском государстве и в восхваляемые времена | 83 |
Глава XVIII. Что передает история Саллюстия о римских нравах, которые то были обуздываемы страхом, то приходили в распущенность при уверенности в безопасности | 85 |
Глава XIX. О развращении римской республики ранее уничтожения Христом почитания богов | 88 |
Глава XX. Каким желали бы наслаждаться счастьем и какою жизнью жить те, которые винят времена христианской религии | 90 |
Глава XXI. Каково было мнение Цицерона о римской республике | 91 |
Глава XXII. Римские боги нисколько не заботились о том, чтобы республика не погибла от развращения нравов | 95 |
Глава XXIII. Различие во временном благосостоянии зависит не от благоволения или ненависти демонов, а от определений истинного Бог | 97 |
Глава XXIV. О действиях Суллы, в которых помощниками ему явились демоны | 99 |
Глава XXV. До какой степени лукавые духи подстрекают людей к постыдным делам, когда в своем примере дают им на совершение злодеяний как бы божественное уполномочение | 102 |
Глава XXVI. О тайных демонских наставлениях, относящихся к доброй нравственности, параллельно тому, как открыто в их религиозных установлениях люди учились всякому распутству | 104 |
Глава XXVII. С каким вредом для общественного порядка римляне совершали для умилостивления богов свои непристойные игры | 106 |
Глава XXVIII. О спасительности христианской религии | 107 |
Глава XXIX. Увещание к римлянам оставить культ богов | 108 |
Книга третья | 111 |
Глава I. О тех бедствиях, которых боятся одни дурные люди, и которые всегда терпел мир, пока чтил богов | 111 |
Глава II. Имели ли причины допустить разрушение Илиона эти боги, которых одинаково чтили и римляне и греки | 112 |
Глава III. Богов не могло оскорбить прелюбодеяние Париса, потому что, по рассказам, оно часто случалось и между ними самими | 113 |
Глава IV. О мнении Варрона, считавшего полезным, чтобы люди выдумывали, будто они рождены от богов | 115 |
Глава V. Нет доказательств, что боги наказали прелюбодеяние Париса, если не отмстили за прелюбодеяние матери Ромула | 115 |
Глава VI. О братоубийстве Ромуловом, за которое боги не отмстили | 116 |
Глава VII. О разрушении Илиона, уничтоженного Фимбрией, вождем Мариевым | 118 |
Глава VIII. Следовало ли вверять Рим на сохранение богам илионским | 119 |
Глава IX. Следует ли думать, будто тот мир, которым отличалось царствование Нумы, был дарован богами | 120 |
Глава Х. Следовало ли желать, чтобы государство римское разрасталось посредством таких жестоких войн, когда оно могло быть и спокойным, и безопасным, следуя той политике, посредством которой усилилось при Нуме | 121 |
Глава XI. О статуе Аполлона кумского, плач которой был признан за указание поражения греков, которым помочь Аполлон не мог | 124 |
Глава XII. О множестве богов, которое римляне добавили себе сверх установленных Нумою, и которое однако же ничем им не пособило | 125 |
Глава XIII. На основании какого права и на каких условиях римляне с Юпитером в свое благоволение | 126 |
Глава XIV. О нечестивом характере войны, которую римляне начали против альбанцев, и о победе, одержанной страстью господства | 129 |
Глава XV. Какова была жизнь и кончина римских царей | 133 |
Глава XVI. О первых консулах у римлян, из которых один изгнал из отечества другого, и вслед за тем после зверского отцеубийства погиб в Риме, получив рану от раненого сердца | 137 |
Глава XVII. Какими бедствиями после первых лет консульства была терзаема римская республика, не получавшая помощи от богов, которых чтила | 139 |
Глава XVIII. Сколько поражений потерпели римляне во время пунических войн, ожидая напрасно помощи от богов | 145 |
Глава XIX. О бедствиях второй пунической войны, которых истощили силы той и другой стороны | 148 |
Глава XX. О бедственном конце сагунтян, которым не оказали помощи римские боги, когда они погибали из-за римлян | 150 |
Глава XXI. Как неблагодарен был Рим к своему освободителю Сципиону и каковы были его нравы в тот период, в который Саллюстий изображает его наилучшим | 152 |
Глава XXII. Об эдикте Митридата, которым он повелел умертвить всех римских граждан, какие найдутся в пределах Азии | 155 |
Глава XXIII. Об эдикте Митридата, которым он повелел умертвить всех римских граждан, какие найдутся в пределах Азии | 156 |
Глава XXIV. О гражданском раздоре, возбужденном возмущениями Гракхов | 156 |
Глава XXV. О храме Согласия, построенном по определению сената на месте мятежей и убийств | 157 |
Глава XXVI. О различных войнах, последовавших за построением храма Согласию | 159 |
Глава XXVII. О гражданской войне Мария и Суллы | 160 |
Глава XXVIII. Какова была победа Суллы, явившаяся мстительницею за жестокость Мария | 161 |
Глава XXIX. Сравнение вторжения готов с теми поражениями, которые римляне терпели как от галлов, так и от зачинщиков гражданских войн | 163 |
Глава XXX. О непрерывном следовании одной за другою множества, и самых тяжких, войн до пришествия Христова | 164 |
Глава XXXI. О том, что недопускаемые к почитанию богов бесстыдно винят за настоящие несчастья Христа, как скоро такие великие бедствия случались в то время, когда боги почитались | 165 |
Книга четвертая | 168 |
Глава I. О чем рассуждалось в первой книге | 168 |
Глава II. О чем рассуждалось в первой книге | 169 |
Глава III. Следует ли считать обширность империи, которая создается исключительно только войнами, одним из благ людей или мудрых или счастливых | 171 |
Глава IV. Насколько государства, чуждые справедливости, подобны разбойническим шайкам | 174 |
Глава V. О былых гладиаторах, могущество которых было подобно царскому достоинству | 174 |
Глава VI. О жадности царя Нина, который первый начал воевать с соседями, чтобы распространить свое господство | 176 |
Глава VII. Помогают ли боги земным царствам в их расширении и оставляют ли их своей помощью при ослаблении | 177 |
Глава VIII. При помощи каких богов, по мнению римлян, государство их увеличилось и сохранялось, если они верят, что каждому в отдельности из их богов вверено охранение только отдельных предметов | 179 |
Глава IX. Можно ли приписывать обширность и долговременное существование римской империи Юпитеру, который почитается его поклонниками богом высочайшим | 181 |
Глава Х. Какими представлениями руководствовались те, которые к различным частям мира приставили различных богов | 182 |
Глава XI. О многих богах, которых языческие ученые защищают, говоря, что все эти боги один и тот же Юпитер | 185 |
Глава XII. О мнении тех, которые Бога представляли душою мира, а мир — телом Бога | 188 |
Глава XIII. О тех, которые утверждают, то только разумные животные суть части единого Бога | 189 |
Глава XIV. Приписывать распространение государств Юпитеру – несообразность: если есть, как они думают, богиня Победа, то ее одной должно быть достаточно для этого дела | 190 |
Глава XV. Прилично ли добрым людям желать расширения царствования | 190 |
Глава XVI. Почему римляне, назначив для каждой вещи и каждого явления отдельных богов, храм Покоя решили поставить за городскими воротами | 192 |
Глава XVII. Если верховная власть принадлежит Юпитеру, следует ли чтить богиню Победу | 193 |
Глава XVIII. На каком основании почитающие Счастье и Фортуну богинями различают их | 193 |
Глава XIX. О фортуне женской | 195 |
Глава XX. О том, что добродетель и веру язычники почтили храмами и культами, обходя прочие блага, — которые следовало бы чтить подобным же образом, если им божество приписывалось правильно | 196 |
Глава XXI. О том, что неразумеющие даров Божиих должны бы были, по крайней мере, довольствоваться Добродетелью и Счастием | 197 |
Глава XXII. Об искусстве почитать богов, которое сообщено римлянам Варроном, как сам он хвалится этим | 199 |
Глава XXIII. О Счастии, которому римляне, чтители многих богов, долгое время не воздавали божеских почестей, хотя оно одно могло бы заменить собою всех | 200 |
Глава XXIV. Какими доводами оправдывают язычники то, что в числе богов чтут божественные дары | 204 |
Глава XXV. О почитании единого только Бога, который хотя и неведом по имени, но признается подателем счастья | 205 |
Глава XXVI. О театральных играх, исполнения которых требовали себе боги от своих чтителей | 206 |
Глава XXVII. О театральных играх, исполнения которых требовали себе боги от своих чтителей | 208 |
Глава XXVIII. Было ли полезно римлянам почитать богов для установления и распространения их государства | 210 |
Глава XXIX. О ложности того предзнаменования, которым указывалось, по их мнению, на крепость и незыблемость римского государства | 211 |
Глава XXX. Каких были мыслей о богах самые поклонники их | 213 |
Глава XXXI. О мнениях Варрона, который, отвергши народные предрассудки, хотя и не дошел до познания истинного Бога, однако полагал, что надлежит почитать единого Бога | 215 |
Глава XXXII. Ради какого рода пользы правители желали, чтобы у подчиненных им народов оставались ложные религии | 217 |
Глава XXXIII. О том, что времена всех царей и царств определены судом и властию истинного Бога | 218 |
Глава XXXIV. Об иудейском царстве, которое было основано единым и истинным Богом и сохраняемо Им дотоле, пока иудеи были верными истинной религии | 219 |
Книга пятая | 221 |
Предисловие | 221 |
Глава I. Государство римское и все вообще царства не суть дело случая, и не зависят от положения звезд | 221 |
Глава II. Об одинаковом и различном состоянии здоровья близнецов | 224 |
Глава III. Об аргументе, который математик Нигидий в вопросе о близнецах заимствовал от гончарного колеса | 226 |
Глава IV. О близнецах Исаве и Иакове, далеко не похожих друг на друга свойствами своих нравов и деятельности | 227 |
Глава V. Чем доказывается неоспоримо, что математики преподают ложное значение | 228 |
Глава VI. О близнецах разного пола | 230 |
Глава VII. О выборе дня для женитьбы или для посадки и посева чего-либо в поле | 232 |
Глава VIII. О тех, которые именем судьбы называют не положение звезд, а известную связь причин, зависящую от воли Божией | 234 |
Глава IX. О предведении Божием и о собственной воле человека, против определения Цицерона | 236 |
Глава Х. Управляет ли человеческою волею какая-нибудь необходимость | 243 |
Глава XI. О всеобщем провидении Божием, на законах которого основано все | 245 |
Глава XII. Какими нравами древние римляне заслужили, что истинный Бог возвысил их государство, хотя они и не чтили Его | 246 |
Глава XIII. О честолюбии, которое хотя и есть порок, но считается за добродетель, потому что удерживает от бóльших пороков | 253 |
Глава XIV. О том, что следует подавлять любовь к человеческой славе, потому что вся слава праведных в Боге | 255 |
Глава XV. О временной награде, которую воздал Бог добрым римским нравам | 257 |
Глава XVI. О награде, ожидающей святых граждан вечного града, которым не бесполезны примеры доблестей римских | 258 |
Глава XVII. Какую пользу получили римляне от войн, которые вели, и сколько пользы принесли они тем, кого побеждали | 258 |
Глава XVIII. Как далеки должны быть христиане от хвастовства чем бы то ни было, сделанным из любви к вечному отечеству, если римляне столько сделали ради человеческой славы и земного гражданства | 261 |
Глава XIX. Чем различаются между собою страсть к славе и страсть к господству | 267 |
Глава XX. Раболепство добродетелей славе человеческой также постыдно, как и раболепство похоти телесной | 270 |
Глава XXI. Римское царство обязано своим существованием Богу истинному, от которого происходит всякая власть и провидением которого управляется все | 272 |
Глава XXII. Времена и исходы войн зависят от суда Божия | 273 |
Глава XXIII. О войне, во время которой Радагайс, царь готов, чтителей демонов, с огромным войском своим был побежден в течении одного дня | 275 |
Глава XXIV. В чем заключается и насколько верно счастье императоров христианских | 277 |
Глава XXV. О благоденствии, которое подал Бог христианскому императору Константину | 278 |
Глава XXVI. О вере и благочестии великого Феодосия | 279 |
Книга шестая | 284 |
Предисловие | 284 |
Глава I. О тех, которые говорят, что богов они чтут не ради настоящей, а ради вечной жизни | 285 |
Глава II. Каково должно быть мнение о богах Варрона, который вывел на свет такие роды и культы их, что выступил бы по отношению к ним с большею почтительностью, если бы совсем не говорил о них | 289 |
Глава III. Как делит Варрон свои книги, составленные им о древностях вещей человеческих и божеских | 291 |
Глава IV. О том, что по исследованию Варрона у чтителей богов вещи человеческие оказываются более древними, чем вещи божественные | 292 |
Глава V. О трех родах теологии по Варрону, именно – баснословном, естественном и гражданском | 296 |
Глава VI. О теологии мифической, т.е. баснословной и гражданской, против Варрона | 299 |
Глава VII. О сходстве и согласии теологии баснословной с гражданской | 302 |
Глава VIII. О толкованиях, заимствуемых из естественных законов, которые языческие ученые стараются дать своим богам | 305 |
Глава IX. О принадлежащих каждому богу обязанностях | 308 |
Глава Х. О независимом образе мыслей Сенеки, который гораздо сильнее порицает гражданскую теологию, чем Варрон баснословную | 313 |
Глава XI. Каких мыслей Сенека был об иудеях | 317 |
Глава XII. О том, что по раскрытии пустоты языческих богов не возможно сомнение, что вечной жизни не в состоянии подавать те, которые не могут оказывать помощи и в жизни временной | 318 |