Вечное в русской философии: монография
Год издания: 2017
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
288
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга находится в тематической коллекции:
Россия вне России. Мыслители русской эмиграции
В своей книге русский философ и религиозный мыслитель Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954 гг.) рассуждает о характерных чертах русской философии. Он рассматривает возможные пути выхода из кризиса гуманизма применительно к России. Основываясь на творческом наследии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, автор отмечает немаловажное значение такого явления как “русская стихия”.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I. МНОГООБРАЗИЕ СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА | 12 |
II. ВОЛЬНОСТЬ ПУШКИНА(Индивидуальная свобода) | 34 |
III. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ | 40 |
1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс | 40 |
2. Постановка проблемы свободы и необходимости | 43 |
3. Решение антиномии свободы и необходимости | 46 |
4. Основные категории свободы. Система ценностей | 50 |
IV. МЕТАФИЗИКА СВОБОДЫ | 54 |
1. Закон и Царствие Божие | 54 |
2. Закон и Благодать | 55 |
3. Противоборство плоти и противоборство духа | 56 |
4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие | 58 |
5. Божественный зов, обращенный к свободе | 61 |
6. Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии | 64 |
7. Две свободы: отрицательная и положительная свобода в произволе, и свобода в добре | 66 |
8. Свобода воли и творческий произвол | 74 |
9. Сублимация свободы, как разрешение ее антиномизма | 75 |
10. Христианское решение проблемы свободы | 77 |
11. Истинный смысл сублимации | 78 |
V. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ | 83 |
1. Александр I и Л. Толстой | 83 |
2. Греховность власти в Библии | 84 |
3. Божественность власти | 86 |
4. Антиномия власти | 88 |
5. Ошибочные решения антиномии власти | 89 |
6. Решение антиномии власти | 92 |
7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей | 95 |
VI. ТРАГИЗМ ВОЗВЫШЕННОГО | 100 |
1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм | 100 |
2. Ступени бытия | 103 |
3. Ошибка материализма – спекуляция на понижение | 104 |
4. Пафос профанации | 106 |
5. Профанация и обличение | 109 |
6. Ценность небоскреба и ценность возвышенного | 111 |
7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей | 112 |
8. Трагизм бытия и его относительное преодоление | 115 |
9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма | 118 |
VII. ДВА ПУТИ СПАСЕНИЯ | 123 |
1. Мудрость и символ спасения | 123 |
2. Две установки. Диалектика трагизма | 125 |
3. Сублимация и синтез | 129 |
4. Три вида соотношения противоположностей | 133 |
5. Поток становления и универсальная гармония | 138 |
6. Установка индуизма. Мир, как противоречие | 141 |
7. Освобождение от противоположностей как путь спасения | 143 |
8. Трансцендентность самости | 146 |
9. Пессимизм индусского мировоззрения | 148 |
10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии | 150 |
11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения | 157 |
VIII. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ | 162 |
IX. САМОПОЗНАНИЕ | 170 |
1. Задача самопознания | 170 |
2. Трансцендентность и имманентность самости | 173 |
3. Открытие самости | 174 |
4. Два подхода: Восток и Запад | 175 |
5. Чудо самости | 176 |
6. «Откуда мы и куда идем?» | 178 |
7. Я и ничто | 180 |
8. Аналитическая психология. Я и самость | 181 |
9. Очевидность и непознаваемость самости | 182 |
10. Чувство «человека в себе» | 184 |
11. Самость как постулат | 186 |
12. Богоподобие самости | 187 |
13. Два толкования богоподобия самости | 189 |
14. Зависимость от Абсолютного | 191 |
X. ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ФИЛОСОФИИ И В РЕЛИГИИ | 194 |
1. Сердце как скрытая глубина человека | 194 |
2. Сердце как орган религиозного опыта | 198 |
3. Сердце в индийской мистике | 200 |
4. Христианская любовь и буддийское сострадание | 202 |
5. Два типа индийской мистики | 204 |
XI. ЧТО ТАКОЕ Я САМ | 207 |
1. Богочеловеческая проблема | 207 |
2. Абсурд психологизма | 208 |
3. Тайна творения | 210 |
4. Соизмеримость между человеком и Абсолютным | 211 |
5. Точка зрения христианской антропологии | 212 |
6. Иерархическая структура человека | 214 |
7. Свет сознания и мощь свободы | 218 |
8. Творческая свобода | 220 |
9. Богоподобие человека – всеобъемлюще | 222 |
XII. ПАСКАЛЬ | 226 |
1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума | 226 |
2. Логика сердца. Теория ценностей | 228 |
3. Три ступени персональных ценностей | 231 |
4. Переживание потустороннего. «Пари Паскаля» | 232 |
5. Величие и ничтожество человека | 235 |
XIII. ДЕКАРТ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ | 239 |
1. Основная интуиция Декарта | 239 |
2. Земля объектов и солнце субъекта | 242 |
3. Солипсизм и его преодоление | 244 |
4. Аксиома зависимости | 245 |
5. Иррациональность связи с Абсолютным | 247 |
6. Две части философии Декарта | 249 |
XIV. БЕССМЕРТИЕ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ | 254 |
1. Библия о загробной судьбе человека | 254 |
2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла | 256 |
3. Предрассудок «просвещения» | 257 |
4. Что такое «душа» | 257 |
5. Подсознание не верит в смерть | 259 |
6. Учение о коллективно-бессознательном | 260 |
7. Сознание и Кронос | 261 |
8. Память и история | 263 |
9. «Перевоплощение» и взаимопроницаемость душ | 265 |
10. Кто «перевоплощается» | 267 |
11. Память и тождество лиц в «перевоплощении» | 270 |
12. Космическая память, идея Кармы и идея будущих возможностей развития | 273 |
13. Смысл символа «перевоплощения» | 276 |
14. Бессмертие души и воскресение мертвых | 277 |