О Граде Божием: научная литература, Ч. 4. Книга 19-22
Год издания: 2016
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
336
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божьем» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер – Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413–427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
На протяжении столетий «О граде Божьем» было распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Книга девятнадцатая | 3 |
Глава I. О том, что по вопросу о конце благ и зол, возбужденному философами, по основательному суждению Варрона, возможны двести восемьдесят восемь сект | 3 |
Глава II. Как Варрон, отвергнув все различия, которые представляют собой не секты, а вопросы, пришел к трем определениям высочайшего блага, из которых однакоже следует выбрать одно | 9 |
Глава III. Какую из трех сект, занимающихся вопросом о высочайшем человеческом благе, решает избрать Варрон, следуя мнению древней Академии в том виде его, как оно формулировано Антиохом | 12 |
Глава IV. Что христиане думают о высочайшем благе и о величайшем зле в противоположность философам, утверждавшим, что высочайшее благо находится в них самих | 15 |
Глава V. О жизни общественной, которая, будучи весьма желательной, часто разрушается множеством получаемых оскорблений | 23 |
Глава VI. О погрешности человеческих судов, когда бывает неизвестна истина | 25 |
Глава VII. О различии языков, производящем рознь в человеческом обществе, и о бедствии войн, даже называемых справедливыми | 27 |
Глава VIII. О том, что дружба добрых спокойною быть не может в виду неизбежных тревог, внушаемых опасностями настоящей жизни | 28 |
Глава IX. О дружбе святых ангелов, которая в этом мире не может быть ощутительною для человека по причине хитрости демонов, с которыми встретились считающие для себя обязательным почитание многих богов | 30 |
Глава Х. Какую выгоду получат святые от победы над искушениями этой жизни | 31 |
Глава XI. О блаженстве вечного мира, в котором для святых конец, т. е. истинное совершенство | 32 |
Глава XII. О том, что даже свирепость ведущих войну и всякие человеческие беспокойства желают достигнуть мирного конца, без стремления к которому не существует никакой природы | 34 |
Глава XIII. О всеобщем мире, который при всяких возмущениях не может по закону природы не сохраняться в большей или меньшей мере, пока на праведном суде не получит каждый по распоряжению то, что заслужил по произволению | 39 |
Глава XIV. О порядке и законе, небесном ли то или земном, по которому и господствование имеет вид попечения о человеческом общении, и попечения вид служения ему | 42 |
Глава XV. О естественной свободе, и о рабстве, первою причиною которого есть грех; потому что человек с дурной волей, хотя не составляет собственности другого человека, есть уже раб своей похоти | 44 |
Глава XVI. О справедливости прав господствования | 46 |
Глава XVII. В чем небесное общество соблюдает мир с земным градом, и в чем разногласит с ним | 48 |
Глава XVIII. Как велико различие между нерешительностью новой Академии и твердостию веры христианской | 50 |
Глава XIX. О внешнем образе жизни и правах народа христианского | 51 |
Глава XX. О том, что сограждане святых в течении настоящей жизни блаженны надеждою | 53 |
Глава XXI. Существовала ли когда-нибудь Римская республика соответственно тем определениям Сципиона, какие приводятся в диалоге Цицерона | 53 |
Глава XXII. Истинный ли тот Бог, которому служат христиане, которому одному надлежит приносить жертвы | 57 |
Глава XXIII. Какие ответы, по словам Порфирия, давали о Христе оракулы богов | 57 |
Глава XXIV. Как следовательно нужно определить понятие народа и республики, чтобы сказать, что эти названия правильно усвояли себе не только римляне, но и другие царства | 65 |
Глава XXV. Там не может быть истинных добродетелей, где нет истинной религии | 66 |
Глава XXVI. О мире чуждого Богу народа, которым пользуется для благочестия народ Божий, пока странствует в этом мире | 67 |
Глава XXVII. О мире служащих Богу, полное безмятежие которого не может быть достигнуто в этой временной жизни | 68 |
Глава XXVIII. Какой в конце концов предстоит исход нечестивым | 70 |
Книга двадцатая | 72 |
Глава I. О том, что хотя Бог судит во всякое время, но в настоящей книге будет идти речь собственно о Его последнем суде | 72 |
Глава II. О несообразностях участи человеческой, о которых нельзя сказать, чтобы им не был присущ суд Божий, хотя проследить этот суд нет возможности | 74 |
Глава III. Что говорил Соломон в книге Екклесиаста о том, что в этой жизни обще и добрым, и злым | 76 |
Глава IV. О том, что намереваясь говорить о последнем суде Божием, приведем сперва свидетельства ветхого, а потом нового завета | 78 |
Глава V. Какими изречениями Господа Спасителя возвещается имеющий быть в конце века суд божественный | 79 |
Глава VI. Что такое первое воскресение, и что – второе | 83 |
Глава VII. Что пишется в Апокалипсисе Иоанна о двух воскресениях и о тысяче лет, и какие относительно этого могут быть разумные соображения | 86 |
Глава VIII. О наложении уз на диавола и об освобождении его | 91 |
Глава IX. Что такое тысячелетнее царствование святых со Христом, и чем оно отличается от вечного царствования | 95 |
Глава Х. Что отвечать тем, которые думают, что воскресение применимо только к телам, а не к душам | 101 |
Глава XI. О Гоге и Магоге, которых освобожденный перед концом века диавол возбудит к преследованию церкви Божией | 102 |
Глава XII. Идет ли речь об окончательной казни нечестивых, когда говорится, что сошел огонь с неба и пожрал их | 104 |
Глава XIII. Следует ли время антихристова гонения полагать в число тысячи лет | 105 |
Глава XIV. Об осуждении диавола с его сторонниками, и снова о телесном воскресении всех мертвых и о суде последнего воздаяния | 107 |
Глава XV. Кто эти мертвецы, которых дало море, или отдали смерть и ад на суд | 110 |
Глава XVI. О новом небе и о новой земле | 112 |
Глава XVII. О прославлении Церкви без конца после конца | 113 |
Глава XVIII. Что предсказал о последнем суде Божием апостол Петр | 115 |
Глава XIX. Что писал апостол Павел фессалоникийцам, и о явлении антихриста, за временем которого последует день Христов | 117 |
Глава XX. Что говорил тот же апостол о воскресении мертвых в первом послании к тем же солунянам | 121 |
Глава XXI. Что говорил о воскресении мертвых и о воздаянии суда пророк Исаия | 125 |
Глава XXII. Какого рода будет исхождение святых для того, чтобы видеть казни злых | 132 |
Глава XXIII. Что пророчествовал Даниил о гонении антихриста, о суде Божием и царствии святых | 133 |
Глава XXIV. Какие пророчества о конце этого века и о последнем суде Божием заключаются в псалмах Давидовых | 136 |
Глава XXV. О пророчестве Малахии, в котором возвещается последний суд Божий и говорится, что очищение некоторых должно совершаться посредством очистительных наказаний | 141 |
Глава XXVI. О жертвах, которые будут приносить святые, – что так будут угодны Богу, как были угодны в дни древние и в лета прежние | 143 |
Глава XXVII. Об отделении добрых от злых, как отличительной особенности последнего суда | 146 |
Глава XXVIII. О том, что закон Моисеев должен быть понимаем в духовном смысле, чтобы плотское понимание его не привело к достойному осуждения ропоту | 147 |
Глава XXIX. О пришествии до суда Илии, проповедь которого, раскрывая иудеям тайны Писания, обратит их ко Христу | 149 |
Глава XXX. О том, что в книгах Ветхого Завета не достаточно ясно указывается на лицо Христа, когда говорится о будущем судии — Боге; но из некоторых свидетельств, где говорит Господь Бог, видно несомненно, что Он именно Христос | 150 |
Книга двадцать первая | 158 |
Глава I. О порядке исследования, по которому сперва должна идти речь о вечном наказании осужденных с диаволом, а потом о вечном блаженстве святых | 158 |
Глава II. Могут ли тела гореть вечно в огне | 159 |
Глава III. Последователен ли вывод, что за телесным страданием следует уничтожение плоти | 160 |
Глава IV. О естественных примерах, рассмотрение которых показывает, что тела могут оставаться живыми и среди мучений | 163 |
Глава V. Сколько есть таких явлений, причины которых знать мы не можем, и однако несомненно, что они истинны | 167 |
Глава VI. О том, что не все чудеса естественны, но весьма многие измышлены человеческой фантазией, а весьма многие произведены искусством демонов | 171 |
Глава VII. О том, что последним основанием веры в чудесные явления служит всемогущество Творца | 174 |
Глава VIII. Нет противоречий природы, если в каком-нибудь предмете, природа которого известна, оказывается нечто отступающее от того, что было известно | 177 |
Глава IX. О геене и свойстве вечных мучений | 182 |
Глава Х. Может ли огонь геенский, если он огонь материальный, своим прикосновение жечь злых духов, т. е. нематериальных демонов | 185 |
Глава XI. Согласно ли со справедливостью, чтобы время мучений было продолжительнее, чем время грехов | 187 |
Глава XII. О великости прародительского преступления, за которое все, обретающиеся вне благодати Спасителя, повинны вечному мучению | 189 |
Глава XIII. Против мнения тех, которые полагают, что мучениям после смерти грешники подвергаются в целях очищения | 190 |
Глава XIV. О временных мучениях настоящей жизни, которым подвержен человеческий род в своем теперешнем состоянии | 192 |
Глава XV. О том, что все дело благодати Божией, извлекающей нас из глубины древнего злополучия, имеет отношение к новому порядку будущего века | 193 |
Глава XVI. Под какими законами благодати находятся возрожденные всех возрастов | 195 |
Глава XVII. О тех, по мнению которых никакие мучения людей не будут продолжаться вечно | 197 |
Глава XVIII. О тех, по мнению которых никто из людей не будет осужден на страшном суде ради ходатайства святых | 198 |
Глава XIX. О тех, которые полную безнаказанность за грехи сулят даже еретикам, ради приобщения Тела Христова | 200 |
Глава XX. О тех, которые обещают помилование не всем, а только возрожденным в кафолической церкви, хотя бы после того они впали во многие преступления и заблуждения | 201 |
Глава XXI. О тех, которые утверждают, что остающиеся в кафолической вере, хотя бы они жили весьма порочно и за это заслуживали бы мучений, будут спасены ради основания веры | 201 |
Глава XXII | 202 |
Глава XXIII. Против мнения тех, по словам которых наказания ни для диавола, ни для людей злых не будут вечны | 204 |
Глава XXIV. Против мнения тех, которые полагают, что на суде Бог пощадит всех виноватых ради молитв святых | 206 |
Глава XXV. Могут ли благодаря таинствам надеяться на освобождение от вечного наказания те, которые крещены у еретиков, и после вследствие дурной жизни делаются худшими, или которые возрождены у кафоликов, но уклоняются в ереси и расколы, или которые хотя и не отклонились от кафоликов, у которых возрождены, но продолжают жить порочно | 214 |
Глава XXVI. Что значит иметь в основании Христа и кому обещается спасение через посредство огня | 217 |
Глава XXVII. Против мнения тех, которые полагают, что им не повредят грехи, в которых они оставались, совершая милостыню | 222 |
Книга двадцать вторая | 232 |
Глава I. О состоянии ангелов и людей | 232 |
Глава II. О вечной и непреложной воле Божией | 234 |
Глава III. Об обетовании вечного блаженства святым и о нескончаемых муках нечестивых | 236 |
Глава IV. Против мудрецов мира сего, по мнению которых земные тела людей не могут быть перенесены в небесные обители | 237 |
Глава V. О воскресении плоти, которому некоторые не верят, хотя верует в него весь мир | 238 |
Глава VI. О том, что Рим своего основателя Ромула сделал богом из любви к нему; Церковь же возлюбила Христа по вере в Него как в Бога | 241 |
Глава VII. О том, что вера во Христа была делом божественной силы, а не человеческого убеждения | 246 |
Глава VIII. О чудесах, которые совершались для того, чтобы мир уверовал во Христа, и не перестают совершаться (ныне), когда мир уже верует | 246 |
Глава IX. О том, что все чудеса, совершаемые мучениками во имя Христово, служат свидетельством веры, которую мученики имели во Христа | 264 |
Глава Х. О том, насколько приличнее чтить мучеников, которые совершают так много чудес, содействуя почитанию истинного Бога, чем демонов, которые производят нечто подобное для того, чтобы их самих считали богами | 265 |
Глава XI. Против платоников, которые на основании естественной тяжести стихий утверждают, что земное тело не может быть на небе | 267 |
Глава XII. Против словоухищрений неверующих, которыми они осмеивают христиан за верование в воскресение плоти | 271 |
Глава XIII. Не подлежат ли воскресению и недоноски, если они входят в число мертвых | 273 |
Глава XIV. В том ли телесном виде воскреснут младенцы, который они имели получить с наступлением возраста | 274 |
Глава XV. Будут ли тела воскресших иметь меру тела Господня | 275 |
Глава XVI. Что надобно разуметь под сообразованием святых с образом Сына Божия | 276 |
Глава XVII. В своем ли поле воскреснут и останутся женские тела | 277 |
Глава XVIII. О муже совершенном, т. е. Христе, и теле Его, т. е. Церкви, которая есть исполнение Его | 279 |
Глава XIX. О том, что телесных недостатков, которые в настоящей жизни противоречат человеческой красоте, в воскресении не будет, когда, при оставшейся естественной субстанции, качество и количество ее совмещаться будут в одну красоту | 280 |
Глава XX. О том, что в воскресении мертвых природа рассеянных таким или иным образом тел должна быть восстановлена в своей целости | 284 |
Глава XXI. О новом состоянии духовного тела, в которое изменится плоть святых | 286 |
Глава XXII. О злополучиях и несчастиях, которым стал человеческий род повинен за прародительское преслушание и от которых никто не освобождается иначе как только благостию Христовою | 287 |
Глава XXIII. О том, что сверх вышеупомянутых зол, одинаково общих и злым, и добрым, относится собственно к подвигу людей праведных | 292 |
Глава XXIV. О тех благах, которыми Творец преисполнил настоящую, осуждению повинную, жизнь | 294 |
Глава XXV. Об упрямстве некоторых, отрицающих воскресение плоти, которому, согласно предсказаниям, верует весь мир | 302 |
Глава XXVI. Каким образом положение Порфирия, что блаженные души освобождены будут от всякого тела, опровергается мнением Платона, по словам которого высший Бог обещал богам, что их никогда не оставят тела | 304 |
Глава XXVII. О противоречии во мнениях Платона и Порфирия, при взаимной уступке в которых ни тот, ни другой не отклонился бы от истины | 306 |
Глава XXVIII. Что для истинной веры в воскресение могли бы сообщить друг другу Платон, Лабеон или Варрон, если бы мнения их соединить в одно суждение | 307 |
Глава XXIX. О свойстве того ведения, которым святые в будущем веке будут зреть Бога | 309 |
Глава XXX. О вечном блаженстве Града Божия и вечной субботе | 317 |