О граде Божием: научная литература, Ч. 3. Книга 14-18
Год издания: 2016
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
384
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божьем» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер – Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413–427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
На протяжении столетий «О граде Божьем» было распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Книга четырнадцатая | 3 |
Глава I. Неповиновение первого человека неизбежно ввергло бы во вторую смерть всех людей, если бы многих не спасла благодать Божия | 3 |
Глава II. О жизни плотской, под которою нужно разуметь жизнь, слагающуюся из пороков не только телесных, но и душевных | 4 |
Глава III. Побуждение к греху возникло из души, а не из плоти, и повреждение, образовавшееся от греха, не грех, а наказание | 6 |
Глава IV. Что значит жить по человеку, и что – по Богу | 9 |
Глава V. О том, что мнение платоников о природе тела и души более терпимо, чем мнение манихеев; но и платоники заслуживают упрека за то, что причины пороков приписывают природе плоти | 11 |
Глава VI. О качестве человеческой воли, которым определяются дурные и добрые расположения души | 13 |
Глава VII. О том, что слова: любовь (amor) и расположение (dilectio) употребляются в священном Писании безразлично, и в добрую, и в другую сторону | 14 |
Глава VIII. О трех волнениях, которые стоики допускали в душе мудрого, за исключением страдания или грусти, которой не должна была испытывать доблесть душевная | 17 |
Глава IX. О волнениях душевных, доброе расположение к которым проявляется в жизни праведных людей | 21 |
Глава Х. Следует ли думать, что первые люди, живя в раю, не подвергались никаким душевным волнениям прежде, чем согрешили | 28 |
Глава XI. О падении первого человека, природа в котором создана доброю, и не может быть восстановлена никем, кроме Творца его | 29 |
Глава XII. О свойствах первого греха, совершенного человеком | 33 |
Глава XIII. О том, что в преступлении Адамовом злому делу предшествовала злая воля | 34 |
Глава XIV. О гордости преступления, которая была хуже самого преступления | 36 |
Глава XV. О справедливости возмездия, которое получили первые люди за свое неповиновение | 37 |
Глава XVI. О дурной похоти, название которой, хотя соответствует многим порокам, усвояется по преимуществу постыдным телесным движениям | 39 |
Глава XVII. О наготе первых людей, которую они нашли после греха гнусною и постыдною | 40 |
Глава XVIII. О стыде совокупления, не только публичного, но и супружеского | 42 |
Глава XIX. О том, что части (души) гневная и похотливая имеют такие испорченные движения, что их необходимо сдерживать уздою мудрости; чего при здравом состоянии природы до греха не было | 43 |
Глава XX. О пустейшем бесстыдстве циников | 44 |
Глава XXI. О благословении на размножение человеческого рода до греха, которого преступление не отняло, но к которому присоединилась болезнь похоти | 45 |
Глава XXII. О брачной связи, изначала Богом установленной и благословенной | 46 |
Глава XXIII. Было ли бы в раю рождение, если бы никто не согрешил; или и там проводилось бы учение о чистоте в противодействие похоти | 47 |
Глава XXIV. О том, что, оставаясь невинными и по праву повиновения продолжая обитать в раю, люди пользовались бы детородными членами для рождения детей так же, как и прочими, по свободному произволению воли | 49 |
Глава XXV. Об истинном блаженстве, которым не владеет настоящая жизнь | 51 |
Глава XXVI. Нужно полагать, что счастливые обитатели рая могли выполнять обязанности деторождения без постыдного желания | 52 |
Глава XXVII. О грешниках, ангелах и людях, развращенность которых не расстраивает планов провидения Божия | 54 |
Глава XXVIII. О свойствах двух градов, земного и небесного | 55 |
Книга пятнадцатая | 57 |
Глава I. Два ряда человеческого племени, расходящегося с самого начала в противоположные стороны | 57 |
Глава II. О сынах плоти и сынах обетования | 59 |
Глава III. О бесплодии Сарры, которую благодать Божия сделала способною к деторождению | 61 |
Глава IV. О враждебных столкновениях и мире в земном граде | 62 |
Глава V. О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима | 63 |
Глава VI. О болезнях, которыми в наказание за грех подвержены и граждане Града Божия во время странствования в этой жизни, но от которых они излечиваются при помощи Божией | 65 |
Глава VII. О причине и об упорстве злодейства Каина, которого от задуманного преступления не отклонили даже слова Божии | 67 |
Глава VIII. Какое было мнение о том, что Каин основал город в самом начале человеческого рода | 71 |
Глава IX. О долголетии людей и о более обширных размерах человеческого тела до потопа | 74 |
Глава Х. О разнице в числах лет, которая оказывается между еврейскими и нашими кодексами | 76 |
Глава XI. О годах Мафусала, который представляется пережившим потоп четырнадцатью годами | 77 |
Глава XII. О мнении тех, которые полагают, что люди первых времен не могли быть настолько долговечны, как о них пишется | 79 |
Глава XIII. Должно ли относительно счисления лет предпочитать еврейские кодексы семидесяти толковникам | 82 |
Глава XIV. О равенстве годов, которые и в прежние века протекали в такие же периоды времени, как и теперь | 86 |
Глава XV. Вероятно ли, что люди первых времен воздерживались от брачного сожития до того возраста, в котором, как передается, они рождали сыновей | 88 |
Глава XVI. О праве брачном, которое при первых супружествах было иное, чем при последующих | 92 |
Глава XVII. О двух отцах и родоначальниках, происшедших от одного родителя | 96 |
Глава XVIII. О том, что выражено в Авеле, Сифе и Еносе, относящегося, очевидно, к Христу и Его телу, т. е. Церкви | 98 |
Глава XIX. О том смысле, какой имеет преложение Еноха | 99 |
Глава XX. О том, что потомство Каина поканчивается в восьмом поколении от Адама; в числе же потомков от того же отца, Адама, Ной оказывается десятым | 100 |
Глава XXI. По какой причине после упоминания об Енохе, который был сыном Каина, продолжено повествованиие о всем его роде до потопа, после же упоминания об Еносе, сыне Сифа, сделано отступление назад к началу человеческого бытия | 106 |
Глава XXII. О падении сыновей Божиих, увлекшихся любовью к чужеродным женам; за что уже все, кроме восьми человек, заслужено подверглись гибели в потопе | 108 |
Глава XXIII. Следует ли верить, что ангелы, существа духовные, были увлечены любовью к красивым женам и вступили с ними в браки, от которых произошли гиганты | 110 |
Глава XXIV. Как нужно понимать сказанное Богом о тех, которые должны были погибнуть от потопа: «Будут же дние их лет сто двадесять» | 115 |
Глава XXV. О гневе Божием, который не нарушает Его неизменяемого спокойствия никаким возбуждением | 116 |
Глава XXVI. О том, что ковчег, который повелено было сделать Ною, во всех отношениях служит образом Христа и Церкви | 117 |
Глава XXVII. О ковчеге и потопе, и о том, что нельзя согласиться ни с теми, которые видят в этом одну историю, без аллегорического значения, ни с теми, которые считают все это за одни только образы, отвергая историческую действительность | 120 |
Книга шестнадцатая | 125 |
Глава I. Встречаются ли после потопа от Ноя до Авраама какие-либо семейства, живущие по Богу | 125 |
Глава II. Какой пророческий прообраз был дан в лице сыновей Ноя | 126 |
Глава III. О поколениях трех сыновей Ноя | 129 |
Глава IV. О разности языков, и о начале Вавилона | 133 |
Глава V. О схождении Господа для смешения языка занимавшихся постройкой башни | 136 |
Глава VI. В каком смысле нужно понимать разговор, который ведет Бог с ангелом | 137 |
Глава VII. Все ли роды бессловесных животных даже на отдаленнейших от земли островах произошли из числа тех, которые сохранены были в ковчеге от истребления потопом | 139 |
Глава VIII. От племени ли Адама или сыновей Ноя произошли некоторые странные породы людей | 140 |
Глава IX. Следует ли верить, будто низшую часть земли, противоположную той, на которой живем мы, занимают антиподы | 143 |
Глава Х. О потомстве Сима, в поколении которого Град Божий по прямой линии доводится до Авраама | 144 |
Глава XI. О том, что первоначально в употреблении человеческом был тот язык, который получил название еврейского от Евера, в семействе которого он и сохранился, когда последовало различие в языках | 147 |
Глава XII. Об эпохе Авраама, с которого начинается новый порядок святой преемственности | 151 |
Глава XIII. Какая могла быть причина тому, что при переселении Фары, когда, оставив халдеев, он перешел в Месопотамию, не упоминается вовсе о сыне его Нахоре | 152 |
Глава XIV. О летах Фары, который окончил жизнь свою в Харране | 153 |
Глава XV. О времени обетования Аврааму, вследствие которого он по заповеди Божией вышел из Харрана | 154 |
Глава XVI. О порядке и свойстве обетований Божиих, высказанных Аврааму | 157 |
Глава XVII. О трех знаменитейших царствах языческих, из коих одно, т. е. Ассирийское, превосходило другие своим могуществом уже в то время, когда Авраам родился | 158 |
Глава XVIII. О вторичном обращении Божием к Аврааму с речью, в которой обещается ему и семени его земля Ханаанская | 160 |
Глава XIX. Об охранении Богом в Египте целомудрия Сары, которую Авраам назвал не женою своею, а сестрою | 160 |
Глава XX. О разлучении Лота с Авраамом, которое было решено между ними с сохранением взаимного расположения | 161 |
Глава XXI. О третьем обетовании Аврааму, по которому Бог обещал ему и семени его землю Ханаанскую во веки | 161 |
Глава XXII. О победе, одержанной Авраамом над врагами Содомлян, когда он и Лота освободил из плена, и получил благословение от священника Мелхиседека | 163 |
Глава XXIII. О слове Божием ко Аврааму, которым обещано ему, что потомство его размножится также, как многочисленные звезды; равно и о том, что он был уже оправдан верою, когда еще не принимал обрезания | 164 |
Глава XXIV. О значении жертвы, которую повелено было принести Аврааму, когда он настойчиво желал удостовериться в том, чему веровал | 165 |
Глава XXV. О служанке Сарры, Агари, которую сама Сарра пожелала сделать наложницею Авраама | 169 |
Глава XXVI. Об удостоверении Божии, данном Аврааму, при чем Бог обещал ему, уже старцу, сына от неплодной Сарры, объявил его отцом народов и верность обетования запечатлел таинством обрезания | 170 |
Глава XXVII. О мужестком поле, – о том, что если не будет обрезан он в восьмой день, потребится душа его, как разорившая завет Божий | 173 |
Глава XXVIII. О перемене имен Авраама и Сарры, которые, будучи неспособны одна по неплодию, а другой по старости, к рождению, получили дар плодородия | 175 |
Глава XXIX. О трех мужах, или ангелах, в образе которых Господь явился Аврааму у дуба Мамврийского | 177 |
Глава XXX. Об изведении Лота из Содома и об истреблении последнего огнем; об Авимелехе, вожделение которого не могло повредить целомудрию Сарры | 179 |
Глава XXXI. О рождении по обетованию Исаака, которому имя дано от смеха обоих родителей | 180 |
Глава XXXII. О послушании и вере Авраама, высказавшихся в принесении им на заклание сына, и о смерти Сарры | 180 |
Глава XXXIII. О Ревекке, внучке Нахора, взятой Исааком в жену | 183 |
Глава XXXIV. Какой смысл в том, что Авраам, по смерти Сарры взял себе в жены Хеттуру | 184 |
Глава XXXV. Какое божественное откровение последовало относительно близнецов, когда они были еще в утробе матери, Ревекки | 185 |
Глава XXXVI. Об откровении и благословении, которое получил Исаак так же, как и его отец, возлюбленный за заслуги отца же | 186 |
Глава XXXVII. О том, что таинственного прообразовали Исав и Иаков | 188 |
Глава XXXVIII. О посылке Иакова в Месопотамию, для взятия себе жены; о видении, бывшем ему на пути во сне; о четырех у него женах вместо одной, которой он искал | 190 |
Глава XXXIX. Почему Иаков получил название еще Израиля | 193 |
Глава XL. Как понимать сказание о том, что Иаков вошел в Египет с семьюдесятью пятью душами, когда большая часть тех, которые упоминаются, родились в последующее время | 194 |
Глава XLI. О благословении, которое Иаков перевел на сына своего, Иуду | 196 |
Глава XLII. О сыновьях Иосифа, которых Иаков благословил пророческим переложением рук своих | 197 |
Глава XLIII. О временах Моисея, Иисуса Навина, Судей, а потом и царей, из которых хотя первым был Саул, но Давид стоит выше всех и по таинству, и по заслугам | 198 |
Книга семнадцатая | 202 |
Глава I. О временах пророков | 202 |
Глава II. В какое время исполнилось обетование Божие о земле Ханаанской, которую плотской Израиль получил в действительное владение | 203 |
Глава III. О трояком смысле пророческих изречений, которые относятся то к земному, то к небесному Иерусалиму, то к тому и другому вместе | 205 |
Глава IV. О преобразовательном изменении Израильского царства и священства, и о пророчествах, изреченных матерью Самуила Анною, представлявшею собой лицо церкви | 208 |
Глава V. О том, что в пророческом духе говорил священнику Илию человек Божий, давая разуметь, что священство, установленное по чину Ааронову, должно упраздниться | 218 |
Глава VI. Об иудейском священстве и царстве, которые, хотя и называются установленными на веки, не сохранились; так что под ними разумеются другие священство и царство, которым обещается вечность | 224 |
Глава VII. О расторжении царства Израильского, которое прообразует собою постоянное отделение Израиля духовного от Израиля плотского | 227 |
Глава VIII. Об обетованиях, данных Давиду в сыне его, которые вовсе не исполнились на Соломоне, но оказываются точнейшим образом исполнившимися на Христе | 231 |
Глава IX. О большом сходстве пророчества о Христе, изложенного в восемьдесят восьмом псалме, с теми обетованями, которые даны в книгах Царств словами пророка Нафана | 234 |
Глава Х. Совершившееся в царстве земного Иерусалима до такой степени противоречит обетованиям Божиим, что дает понять, что истина обетования относится к славе другого Царя и царства | 236 |
Глава XI. О сущности народа Божия, которая через принятие плоти есть во Христе, Едином имевшем власть исторгнуть душу свою из ада | 237 |
Глава XII. От чьего лица нужно представлять идущим настойчивое требование исполнения обещаний, о которых в псалме говорится: «Где суть милости твоя древния, Господи», проч | 239 |
Глава XIII. Можно ли приписать исполнение обетования о мире временам, протекшим под управлением Соломона | 242 |
Глава XIV. О старательности, с какою Давид приводил в порядок псалмы | 243 |
Глава XV. Нужно ли, соответственно последовательному ходу этого исследования, приводить все пророчества о Христе и о Церкви, какие излагаются в псалмах | 245 |
Глава XVI. О том, что прямо или в переносном смысле говорится в сорок четвертом псалме относительно Христа и Церкви | 245 |
Глава XVII. О том, что в псалме сто девятом относится к священству Христа, а в псалме двадцать первом к страданиям Его | 250 |
Глава XVIII. О псалме третьем, сороковом, пятнадцатом и шестьдесят седьмом, в которых предсказывается смерть и воскресение Господа | 252 |
Глава XIX. О псалме шестьдесят восьмом, в котором выставляется на вид упорное неверие иудеев | 255 |
Глава XX. О царствовании и заслугах Давида, и о сыне его Соломоне, и о тех относящихся ко Христу пророчествах, которые находятся или в книгах, присоединяемых к написанным Соломоном, или в тех, которые его несомненно | 256 |
Глава XXI. О царях после Соломона как в Иудее, так и в Израиле | 260 |
Глава XXII. Об Иеровоаме, осквернившем нечестием идолопоклонства подданый ему народ, в котором впрочем Бог не перестал и пророков воздвигать и многих от преступления идолопоклонства оберегать | 261 |
Глава XXIII. О неодинаковом состоянии того и другого еврейского царства, пока оба народа не были в разные времена отведены в плен; о возвращении потом Иуды в свое царство, в последнее время перешедшее во власть римлян | 262 |
Глава XXIV. О пророках, или бывших последними у иудеев, или о таких, которые по свидетельству евангельской истории соприкасались времени рождения Христова | 263 |
Книга восемнадцатая | 265 |
Глава I. О том, что было сказано в предыдущих семнадцати книгах, доведенных до времени Спасителя | 265 |
Глава II. О царях и эпохах земного града, с которыми совпадают хронологические даты о жизни святых, начиная с рождения Авраама | 266 |
Глава III. При каких царях ассирийских и сикионских у столетнего Авраама по обетованию родился Исаак, а у шестидесятилетнего Исаака от Ревекки произошли близнецы Исав и Иаков | 269 |
Глава IV. О временах Иакова и сына его Иосифа | 270 |
Глава V. О царе аргосском Аписе, которого египтяне под именем Сераписа почтили божескими почестями | 271 |
Глава VI. При каких царях аргосском и ассирийском Иаков умер в Египте | 273 |
Глава VII. Во время каких царей умер в Египте Иосиф | 273 |
Глава VIII. Во время каких царей родился Моисей и религия каких богов возникла в то же время | 274 |
Глава IX. Когда построен город афинян и какую причину его названия приводит Варрон | 276 |
Глава Х. Что Варрон передает о названии Ареопага и о потопе Девкалиона | 277 |
Глава XI. Когда Моисей извел народ из Египта, и при каких царях умер преемник Моисея Иисус Навин | 279 |
Глава XII. О культах ложных богов, установленных греческими царями в промежуток времени от исхода Израиля из Египта до смерти Иисуса Навина | 280 |
Глава XIII. Какие басни измышлены в то время, когда евреями начали управлять Судии | 282 |
Глава XIV. О поэтах-теологах | 285 |
Глава XV. О падении Аргосского царства, во время которого Пик, сын Сатурна, первый принял отцовское царство у лавретян | 285 |
Глава XVI. О Диомеде, который после разрушения Трои был причислен к богам и спутники которого, говорят, превращены были в птиц | 287 |
Глава XVII. Что думал Варрон о невероятных превращениях людей | 288 |
Глава XVIII. Что нужно думать о превращениях, которые совершались с людьми видимо искусством демонским | 288 |
Глава XIX. О том, что Эней прибыл в Италию в то время, когда у евреев начальствовал судия Лабдон | 292 |
Глава XX. О преемстве царского сана у израильтян после времен Судей | 293 |
Глава XXI. О царях Лациума, из которых первый Эней и двенадцатый Авентин причислены к богам | 294 |
Глава XXII. О том, что Рим основан был в то время, когда Ассирийское царство прекратилось и когда в Иудее царствовал Иезекия | 295 |
Глава XXIII. О сивилле Эритрейской, которая в числе других сивилл считается за давшую многие совершенно ясные предсказания о Христе | 297 |
Глава XXIV. О том, что в царствование Ромула славились семь мудрецов, что в это время десять колен, называемые Израилем, отведены были в плен Вавилонский, и что Ромул после смерти удостоен был божеской почести | 301 |
Глава XXV. Какие философы славились в царствование римского царя Тарквиния Древнего и еврейского Седекии, когда Иерусалим был взят и храм разрушен | 302 |
Глава XXVI. О том, что в то время, когда по истечении семидесяти лет окончился плен иудеев, освободились и римляне от царской власти | 303 |
Глава XXVII. О временах пророков, пророчества которых изложены в книгах, и которые многое говорили о призвании язычников в то время, когда началось Римское государство и окончилось Ассирийское | 304 |
Глава XXVIII. О том, что в пророчествах Осии и Амоса относится к Евангелию Христа | 305 |
Глава XXIX. Что предсказано о Христе и о Церкви Исаиею | 307 |
Глава XXX. Что в пророчествах Михея, Ионы и Иоиля имеет отношение к новому завету | 309 |
Глава XXXI. Какие пророчества о спасении мира во Христе находятся у Авдия, Наума и Аввакума | 310 |
Глава XXXII. О пророчестве, содержащемся в молитве и песне Аввакума | 312 |
Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония | 316 |
Глава XXXIV. О пророчестве Даниила и Иезекииля, относящемся ко Христу и Церкви | 318 |
Глава XXXV. О предсказаниях трех пророков, именно Агея, Захарии и Малахии | 319 |
Глава XXXVI. Об Ездре и Маккавейских книгах | 323 |
Глава XXXVII. О том, что авторитет пророков древнее самых первых зачатков языческой философии | 324 |
Глава XXXVIII. О том, что некоторые писания святых не внесены в церковный канон по причине их крайней древности, из опасения, чтобы по поводу их к истинному не примешалось ложное | 326 |
Глава XXXIX. О еврейской письменности, которая никогда не была чужда еврейскому языку | 328 |
Глава ХL. О лживейшей хвастливости египтян, которые древность своей науки определяют сотнями тысяч лет | 329 |
Глава ХLI. О разногласиях в философских мнениях и о согласии канонических писаний, содержимых Церковью | 330 |
Глава ХLII. По какому домостроительству божественного промысла священные писания ветхого завета переведены были с еврейского языка на греческий, чтобы сделаться известными всем народам | 334 |
Глава ХLIII. Об авторитете семидесяти переводчиков, который по сохранившимся в нем красотам еврейского стиля должен быть предпочитаем всем другим переводам | 335 |
Глава ХLIV. Что нужно думать о погибели ниневитян, наступление которой по еврейскому тексту предвозвещается по истечении сорока дней, а по Семидесяти ограничивается трехдневным сроком | 339 |
Глава ХLV. О том, что по возобновлении храма иудеи перестали иметь пророков и до самого Рождества Христова подвергались постоянным бедствиям, подтверждавшим, что пророками обещано было построение иного храма | 341 |
Глава ХLVI. О рождении нашего Спасителя, вследствие чего Слово стало плотию, и о рассеянии иудеев среди всех народов, как было предсказано пророками | 344 |
Глава ХLVII. Были ли до христианства вне израильского народа такие, которые принадлежали бы к обществу Небесного Града | 346 |
Глава ХLVIII. О том, что пророчество Аггея, предсказавшего, что будет дом Божий славнее, чем прежде, исполнилось не на возобновлении храма, а на Церкви Христовой | 348 |
Глава XLIX. О безразличном увеличении состава Церкви, в которой в настоящем веке к избранным примешиваются многие и отверженные | 349 |
Глава L. О проповеди Евангелия, которая стала славнее и могущественнее вследствие страдания проповедников | 351 |
Глава LI. О том, что кафолическая вера укрепляется и от разномыслий еретических | 352 |
Глава LII. Следует ли думать, как полагают некоторые, что после десяти гонений, которые были, не будет уже ни одного, кроме одиннадцатого, которое имеет быть во время самого антихриста | 355 |
Глава LIII. О времени последнего гонения | 357 |
Глава LIV. О бессмысленнейшей лжи язычников, будто христианская религия будет существовать не свыше трехсот шестидесяти пяти лет | 360 |