О граде Божием: научная литература, Ч. 2. Книга 7-13
Год издания: 2016
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
392
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божьем» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер – Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного – по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413–427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
На протяжении столетий «О граде Божьем» было распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Книга седьмая | 3 |
Предисловие | 3 |
Глава I. Так как очевидно, что в гражданской теологии божества не существует, то следует ли думать, что его можно найти в среде богов избранных | 3 |
Глава II. Кто такие эти боги избранные, и изъяты ли они от исполнения обязанностей богов менее значительных | 5 |
Глава III. Как ничтожно основание, которое можно приводить для выделения некоторых богов, как скоро многим из низших богов предоставляется более почетное управление | 6 |
Глава IV. С богами низшими, которых не позорят никакими ругательствами, поступлено лучше, чем с избранными, которых постыдные безобразия расславляются | 10 |
Глава V. О таинственнейшем учении язычников и о физических основах | 11 |
Глава VI. О мнении Варрона, по которому Бог есть душа мира, содержащего однакоже в своих частях многие души, имеющие природу божественную | 14 |
Глава VII. Разумно ли было Януса и Термина делить на два божества | 15 |
Глава VIII. Ради чего почитатели Януса придумали ему двулицее изображение, и хотят даже представить его четверолицым | 16 |
Глава IX. О власти Иовиса и о сравнении его с Янусом | 17 |
Глава Х. Правильно ли проводится различие между Янусом и Юпитером | 20 |
Глава XI. О прозваниях Юпитера, которые относятся не ко многим богам, а к одному и тому же | 21 |
Глава XII. О том, что Юпитер называется и Пекунией | 23 |
Глава XIII. О том, что из объяснения, которое дается Сатурну и Гению, видно, что и Сатурн и Гений суть Юпитер | 24 |
Глава XIV. Об обязанностях Меркурия и Марса | 25 |
Глава XV. О некоторых звездах, которые у язычников названы именами их богов | 26 |
Глава XVI. Об Аполлоне, Диане и прочих избранных богах, которых считают частями мира | 28 |
Глава XVII. О том, что сам Варрон свое мнение о богах выдавал за сомнительное | 29 |
Глава XVIII. Какая более вероятная причина послужила к усилению языческого заблуждения | 30 |
Глава XIX. О толкованиях, при помощи которых оправдывается почитание Сатурна | 31 |
Глава XX. О культе Елевзинской Цереры | 33 |
Глава XXI. О мерзости культа, совершаемого в честь Либера | 34 |
Глава XXII. О Нептуне, Салации и Венилии | 35 |
Глава XXIII. О земле, которую Варрон считает богиней на том основании, что тот мировой дух, который признается богом, проникает и эту низшую часть своего тела и сообщает ей божественную силу | 36 |
Глава XXIV. О прозваниях Теллуры и их значениях, которые, если бы даже были указанием и на многие вещи, не должны подтверждать мнения о многих богах | 39 |
Глава XXV. Какое толкование дают греческие мудрецы оскоплению Атиса | 42 |
Глава XXVI. О мерзости культа Великой Матери | 43 |
Глава XXVII. Об измышлениях физиологов, которые чтили не истинное божество и не тем культом, каким истинное божество чтить должно | 45 |
Глава XXVIII. О том, что доктрина Варрона о теологии во всех частях своих противоречит сама себе | 47 |
Глава XXIX. О том, что все то, что физиологи относили к миру и его частям, они должны были бы относить к единому истинному Богу | 49 |
Глава XXX. С каким благочестием надлежит отличать Творца от твари, чтобы не чтить стольких богов, сколько существует дел единого Творца | 49 |
Глава XXXI. Кроме общих даров какими в частности благодеяниями Божиими пользуются последователи истины | 51 |
Глава XXXII. О том, что таинство искупления Христова известно было во все прошедшие времена и различными предзнаменованиями проповедуемо было всегда | 51 |
Глава XXXIII. О том, что только христианская религия могла обнаружить хитрость лукавых духов, услаждающихся человеческим заблуждением | 52 |
Глава XXXIV. О книгах Нумы Помпилия, которые сенат велел сжечь, чтобы не сделать известными изложенные в них причины культа | 53 |
Глава XXXV. О гидромантии, которая, последством некоторых демонских образов, вводила Нуму в заблуждение | 54 |
Книга восьмая | 57 |
Глава I. Об исследовании вопроса относительно натуральной теологии с философами более возвышенного образа мыслей | 57 |
Глава II. О двух родах философов, т. е. италийском и ионическом, и их представителях | 58 |
Глава III. Об учении Сократа | 60 |
Глава IV. О самом главном из учеников Сократа, Платоне, разделившем всю философию на три части | 62 |
Глава V. О том, что о теологии следует рассуждать по преимуществу с платониками, в сравнении с мнениями которых учения всех других философов должны быть ценимы ниже | 64 |
Глава VI. Образ мыслей платоников по той части философии, которая называется физическою | 68 |
Глава VII. Насколько платоники должны считаться гораздо выше прочих философов в логике, т. е. в рациональной философии | 70 |
Глава VIII. О том, что и в нравственной философии платоники удерживают первенство | 71 |
Глава IX. О философии, которая более согласна с истиною веры христианской | 73 |
Глава Х. Насколько возвышается религиозный христианин над философскими теориями | 73 |
Глава XI. Откуда Платон мог приобрести то знание, которое приблизило его к христианской науке | 76 |
Глава XII. О том, что и платоники, хотя о едином и истинном Боге мыслили правильно, однакоже полагали, что жертвы должны быть приносимы многим богам | 78 |
Глава XIII. О мнении Платона, по которому он допускает только богов добрых и любящих добродетели | 79 |
Глава XIV. О мнении тех, которые делят разумные души на три рода: на богов небесных, на демонов воздушных и на людей земных | 81 |
Глава XV. О том, что ни воздушные тела, ни более возвышенные места обитания не дают демонам превосходства над людьми | 83 |
Глава XVI. Мнение платоника Апулея о нравах и деятельности демонов | 85 |
Глава XVII. Следует ли человеку почитать тех духов, от пороков которых он должен освобождаться | 87 |
Глава XVIII. Какова та религия, в которой учат, что люди для того, чтобы приобрести расположение богов добрых, должны заступничеством демонов | 89 |
Глава XIX. О нечестии магического искусства, которое опирается на покровительство демонов | 90 |
Глава XX. Вероятно ли, чтобы боги добрые охотнее вступали в сношения с демонами, чем с людьми | 92 |
Глава XXI. Пользуясь демонами, как вестниками и посредниками, не знают ли боги, что они обманывают их, или желают того | 93 |
Глава XXII. О том, что, вопреки мнению Апулея, почитание демонов должно быть отвергнуто | 96 |
Глава XXIII. Какого был мнения об идолопоклонстве Гермес Трисмегист, и откуда мог знать он о предстоящем уничтожении египетских суеверий | 97 |
Глава XXIV. С какою откровенностью говорит Гермес о заблуждении своих предков, оплакивая однако же уничтожение его | 101 |
Глава XXV. О том, что может быть общего у людей с ангелами | 107 |
Глава XXVI. О том, что вся религия язычников сосредоточивается вокруг культа мертвых | 107 |
Глава XXVII. Об образе почитания, которое христиане воздают мученикам | 111 |
Книга девятая | 114 |
Глава I. На чем остановилось предыдущее рассуждение, и что осталось рассмотреть в данном вопросе | 114 |
Глава III. Что Апулей приписывал демонам, за которыми, не отнимая у них разума, он не признавал никакой добродетели | 115 |
Глава IV. Как думают перипатетики и стоики о волнениях, испытываемых душою | 116 |
Глава V. О том, что страсти, волнующие души христиан, не к пороку влекут, а служат к упражнению добродетели | 120 |
Глава VI. Какими страстями, по сознанию Апулея, волнуются демоны, которые, как он утверждает, служат для людей предстателями пред богами | 122 |
Глава VII. О том, что, по утверждению платоников, поэты обесславили богов, приписавши им борьбу противоположных склонностей, тогда как это – удел демонов, а не богов | 123 |
Глава VIII. Определение платоником Апулеем небесных богов, воздушных демонов и земных людей | 124 |
Глава IX. Может ли посредничество демонов снискать человеку благоволение небесных богов | 126 |
Глава Х. О том, что, по мнению Плотина, люди менее несчастны в смертном теле, чем демоны в теле бессмертном | 128 |
Глава XI. О мнении платоников, что души людей по смерти тел становятся демонами | 129 |
Глава XII. О трех противоположностях, которыми, по мнению платоников, различается природа демонов и людей | 129 |
Глава XIII. Если демоны не блаженны с богами, и не злополучны с людьми, то каким образом они могут занимать средину между богами и людьми, не имея с теми и другими общения | 131 |
Глава XIV. Могут ли быть люди, как существа смертные, истинно блаженными | 134 |
Глава XV. О посреднике между Богом и людьми, человеке Христе Иисусе | 135 |
Глава XVI. Основательно ли сказано платониками, будто небесные боги, устраняясь от заразы земной, не входят в общение с людьми, которые снискивают благосклонность богов при помощи демонов | 137 |
Глава XVII. Для приобретения блаженной жизни, состоящей в общении с высшим благом, человеку нужен не такой посредник, как демон, а такой, каков единственно Христос | 141 |
Глава XVIII. О том, что, предлагая свое посредничество как путь к Богу, лживые демоны стараются только отвратить людей от пути истины | 142 |
Глава XIX. О том, что наименование демонов и у самых чтителей их не принимается в смысле чего-то доброго | 143 |
Глава XX. О свойствах знания, которое делает демонов гордыми | 144 |
Глава XXI. В какой мере Господь благоволил дать узнать себя демонам | 145 |
Глава XXII | 146 |
Глава XXIII | 147 |
Книга десятая | 150 |
Глава I. Что блаженную жизнь как ангелам, так и людям сообщает Бог единый, это признают и платоники; но требуется исследовать, желают ли ангелы, которым платоники за это-то именно и считают нужным воздавать божественное почитание, – желают ли они, чтобы жертвы приносились одному только Богу, или же и им самым | 150 |
Глава II. Что думал платоник Плотин о высшем озарении | 154 |
Глава III. Об истинном богопочитании, от которого платоники, хотя мыслили Бога творцом вселенной, отклонились, воздавая почести ангелам, добрым ли то, или злым | 155 |
Глава IV. Жертва приличествует одному только истинному Богу | 158 |
Глава V. Бог жертв не требует, но благоволил, чтобы они совершались в знак того, чего Он требует | 158 |
Глава VI. Об истинной и совершенной жертве | 161 |
Глава VII. Любовь к нам святых Ангелов такова, что они желают, чтобы мы были чтителями не их, а единого истинного Бога | 163 |
Глава VIII. О чудесах, которыми Бог при посредстве услуг ангельских благоволил сопровождать Свои обетования для подкрепления веры благочестивых | 164 |
Глава IX. О непозволительных в культе демонов искусствах, о которых рассуждает платоник Порфирий, иное в них одобряя, а иное как будто порицая | 166 |
Глава Х. О теургии, которая обещает ложное очищение души при помощи призывания демонов | 168 |
Глава XI. О письме Порфирия к египтянину Анебонту, в котором просит уяснить ему различие между демонами | 170 |
Глава XII. О чудесах, которые совершает истинный Бог через посредство святых ангелов | 175 |
Глава XIII. О невидимом Боге, который часто являлся видимым, не так, как Он есть, а как в состоянии были видеть Его те, кому Он являлся | 176 |
Глава XIV. О почитании единого Бога не только за вечные, но и за временные благодеяния, так как в Его промыслительной власти находится все | 177 |
Глава XV. О служении святых ангелов, когда являются они орудием провидения Божия | 178 |
Глава XVI. От тех ли ангелов надлежит ожидать блаженной жизни, которые требуют божественных почестей себе, или же от тех, которые учат служить религией не себе, а единому Богу | 179 |
Глава XVII. О Ковчеге Завета и чудесных знамениях, которые совершены были силою свыше для подтверждения авторитета закона и обетований | 183 |
Глава XVIII. Против тех, которые говорят, что не следует верить священным книгам относительно чудес, которыми воспитывался народ Божий | 185 |
Глава XIX. Какой смысл видимых жертв, которые истинная религия учит приносить единому истинному и невидимому Богу | 187 |
Глава XX. О высочайшей и истинной жертве, которою содеялся сам Посредник между Богом и людьми | 188 |
Глава XXI. Об образе власти, данной демонам к прославлению святых чрез перенесение ими страданий – святых, которые побеждают воздушных духов не умилостивлением их, а верностью к Богу | 189 |
Глава XXII. Откуда святые получают власть над демонами и откуда истинное очищение сердца | 191 |
Глава XXIII. О началах, от которых по учению платоников зависит очищение души | 192 |
Глава XXIV. О едином и истинном Начале, которое одно очищает и обновляет человеческую природу | 193 |
Глава XXV. Все святые, жившие и во времена закона, и в предшествовавшие ему века, оправдывались таинством и верою во Христа | 195 |
Глава XXVI. О непоследовательности Порфирия, колеблющегося между признанием истинного Бога и почитанием многих богов | 198 |
Глава XXVII. О нечестии Порфирия, которым он превзошел даже заблуждения Апулея | 199 |
Глава XXVIII. Какими убеждениями был ослеплен Порфирий, что не мог узнать истинной мудрости, т. е. Христа | 202 |
Глава XXIX. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа, которое стыдится признать нечестие платоников | 204 |
Глава XXX. Что из учения Платона Порфирий отверг, и что своим разногласием с ним исправил | 208 |
Глава XXXI. Против аргумента платоников, на основании которого они утверждают, что душа совечна Богу | 211 |
Глава XXXII. О всеобщем пути к душевному спасению, которого Порфирий, худа ища, не нашел, и который открывается только благодатию Христовою | 212 |
Книга одиннадцатая | 220 |
Глава I. Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного | 220 |
Глава II. О познании Бога, понятие о Котором люди приобретают только через Посредника между Богом и людьми — человека Иисуса Христа | 221 |
Глава III. О важности канонического Писания, произведения Духа Святаго | 223 |
Глава IV. О мире, что он и мир временный и в то же пору сотворен не по вновь принятому божественному решению, так как бы Бог после пожелал того, чего прежде не желал | 224 |
Глава V. Не следует представлять бесконечного пространства времени прежде мира, как не следует представлять бесконечного пространства места вне мира | 226 |
Глава VI. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времен и одно не предшествовало другому | 229 |
Глава VII. О свойстве первых дней творения, о которых говорится, что они, прежде чем сотворено было солнце, имели вечер и утро | 230 |
Глава VIII. Что и как нужно разуметь под покоем Божиим, которым Он почил в седьмой день после шести дней творения | 231 |
Глава IX. Что должно думать о творении Ангелов согласно с свидетельствами свящ. Писания | 232 |
Глава Х. О простой и неизменяемой Троице единого Бога – Отца и Сына и Святаго Духа, у которого не иное — свойство и не иное – сущность | 235 |
Глава XI. Следует ли думать, что участниками того блаженства, которым всегда от начала своего пользовались святые ангелы, были так же и те духи, которые не устояли в истине | 238 |
Глава XII. Сравнение блаженства праведных, не обладающих еще наградою божественного обетования, с блаженством первых людей в раю до падения | 240 |
Глава XIII. Все ли ангелы сотворены равно блаженными, но так, что падшие не могли знать, что они падут, а устоявшие получили предведение о своем постоянстве только после падения падших | 241 |
Глава XIV. О том обороте речи, который употреблен о диаволе, что он во истине не стоит, потому что истины нет в нем | 243 |
Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил» | 244 |
Глава XVI. О степенях и различии тварей, иначе определяемых с точки зрения пользы, и иначе – с точки зрения разумного порядка | 245 |
Глава XVII. О том, что порок злобы не в натуре, но против натуры, для которой причиною греха служит не Создатель, а воля | 246 |
Глава XVIII. О красоте вселенной, которая по устроению Божию делается еще прекраснее от сопоставления противоположностей | 247 |
Глава XIX. Как по-видимому следует разуметь слова Писания: и разлучи Бог между светом и между тьмою | 248 |
Глава XX. О том, что сказано после отделения света от тьмы: «И увидел Бог свет, что он хорош» | 249 |
Глава XXI. О вечном и неизменяемом знании и воле Бога, по которым Ему все сотворенное так же нравилось прежде творения, как по сотворении | 250 |
Глава XXII. О тех, которым кое-что не нравится в мире, прекрасно созданном благим Творцом, и которые думают, что существует некоторая злая природа | 252 |
Глава XXIII. О заблуждении, в котором укоряется учение Оригена | 254 |
Глава XXIV. О божественной Троице, которая по всему творению рассеяла признаки своей троичности | 257 |
Глава XXV. О делении системы философии на три части | 259 |
Глава XXVI. Об образе высочайшей Троицы, который в известной мере находится в природе человека, даже еще не сделавшегося блаженным | 261 |
Глава XXVII. О бытии и знании, и о любви к тому и другому | 262 |
Глава XXVIII. Должны ли мы любить самую любовь, которою мы любим и бытие и знание, чтобы более приблизиться к образу Божественной Троицы | 265 |
Глава XXIX. О знании святых ангелов, которым они познают Троицу в самом божестве Ее и созерцают причины вещей прежде в идее творящего, чем в самых делах Творца | 267 |
Глава XXX. О совершенстве шестеричного числа, которое первое составляется из сложения своих частей | 268 |
Глава XXXI. О дне седьмом, на который падает полнота и покой | 270 |
Глава XXXII. О мнении тех, которые утверждают, что творение ангелов предшествовало творению мира | 271 |
Глава XXXIII. О двух различных и несходных обществах ангелов, которые вполне прилично разумеются под именами света и тьмы | 272 |
Глава XXXIV. О том, что некоторые думают, будто при сотворении тверди под именем разделенных вод разумеются ангелы, и о том, что некоторые считают воды не сотворенными | 275 |
Книга двенадцатая | 277 |
Глава I. О единстве природы добрых и злых ангелов | 277 |
Глава II. Нет никакой сущности противной Богу, так как Тому, кому свойственно высочайшее и постоянное бытие, вполне противоположным представляется только то, что не имеет бытия | 280 |
Глава III. О врагах Божиих не по природе, но по противной воле, которая, вредя им самим, причиняет вред доброй природе, так как пороки не составляют то, что не вредит | 281 |
Глава IV. О природе бессловесных или неодушевленных, не составляющей дисгармонии в своем роде и порядке с красотою вселенной | 282 |
Глава V. О том, что Творец достоин хвалы во всяком виде и образе природы | 284 |
Глава VI. Что служит причиной блаженства добрых ангелов, и какая причина злополучия ангелов злых | 285 |
Глава VII. Не следует доискиваться причины, производящей злую волю | 288 |
Глава VIII. О превратной любви, по которой воля от неизменяемаго Блага отступает к благу изменяемому | 289 |
Глава IX. Святые ангелы, имея Творца природы, имеют ли в Нем же и виновника доброй воли обильное влияние в них любви Духом Святым | 290 |
Глава Х. О ложности той истории, которая приписывает прошедшим временам многия тысячи лет | 293 |
Глава XI. О тех, которые хотя не считают настоящий мир вечным, но или признают бесчисленное множество миров, или думают, что один и тот же мир, по истечении известного круга веков, постоянно возрождается и разрушается | 295 |
Глава XII. Что следует отвечать ссылающимся на то, что первое создание человека произошло поздно | 296 |
Глава XIII. О кругообращении веков, образующих собою известные периоды, в которые, по мнению некоторых философов, все возвращается к тому же порядку и в том же виде | 298 |
Глава XIV. О временном создании рода человеческого, которое совершилось не по новому Божию совету и не по изменяемой воле Божией | 301 |
Глава XV. Чтобы представлять Бога, который был от века, и Господом от века, следует ли предполагать, что всегда была тварь, над которой Он господствовал; и каким образом можно назвать сотворенным от века то, что не может быть совечным | 302 |
Глава XVI. Как следует понимать то, что человеку обещана Богом жизнь вечная прежде времен вечных | 306 |
Глава XVII. Что относительно неизменяемого решения или воли Божией утверждает здравая вера вопреки умозаключениям тех, кои полагают, что дела Божии, повторяясь от вечности, постоянно возвращаются через те же кругообращения веков | 307 |
Глава XVIII. Против тех, которые говорят, что бесконечное не может быть понято даже божественным ведением | 310 |
Глава XIX. О веках веков | 311 |
Глава XX. О нечестии тех, кои утверждают, будто души, участвующие в высшем и истинном блаженстве, многократно возвращаются через кругообращения времен к тем же несчастиям и бедствиям | 313 |
Глава XXI. О создании одного первого человека и в нем – рода человеческого | 318 |
Глава XXII. О том, что Бог наперед знал, что первый созданный Им человек согрешит, но вместе с тем предвидел, какое великое множество благочестивых потомков его перейдет, по Его благодати, в общество ангелов | 319 |
Глава XXIII. О природе души человеческой, сотворенной по образу Божию | 320 |
Глава XXIV. Могут ли ангелы быть названы творцами какой-нибудь, хотя бы и малейшей твари | 321 |
Глава XXV. Всякая природа и всякий вид мировой твари есть исключительно дело Божие | 322 |
Глава XXVI. О мнении платоников, которые думали, что хотя ангелы сами сотворены Богом, тем не менее были творцами человеческих тел | 324 |
Глава XXVII. В первом человеке получил начало весь род человеческий, относительно которого Бог предвидел, какая часть его будет удостоена правды и какая осуждена на мучение | 325 |
Книга тринадцатая | 327 |
Глава I. О падении первого человека, произведшем смертность | 327 |
Глава II. О той смерти, которой может подвергнуться душа, имеющая жить вечно, и о той, которой подлежит тело | 327 |
Глава III. Смерть, перешедшая через грех первых людей на всех людей, служит ли и для святых наказанием за грех | 329 |
Глава IV. Почему те, кои по благодати возрождения освободились от греха, не освобождаются от смерти, то есть от наказания за грех | 331 |
Глава V. О том, что как грешники во зло употребляют закон, который добр, так и праведные во благо употребляют смерть, которая зло | 333 |
Глава VI. О зле всеобщей смерти, которым разрушается союз души и тела | 334 |
Глава VII. О смерти, которой невозрожденные подвергаются за исповедание Христа | 334 |
Глава VIII. О том, что для святых принятие первой смерти за истину служит освобождением от второй смерти | 336 |
Глава IX. К умирающим ли, или к умершим следует относить тот момент смерти, в который прекращается чувство жизни | 336 |
Глава Х. О жизни человеческой, которую скорее следует назвать смертию, нежели жизнью | 338 |
Глава XI. Может ли кто-нибудь одновременно быть и живущим и умирающим | 339 |
Глава XII. Какою смертию угрожал Бог первым людям, если они нарушат Его заповедь | 343 |
Глава XIII. Какому наказанию подверглось неисполнение первыми людьми их обязанности | 344 |
Глава XIV. Каким человек был создан Богом и какой участи подпал он по собственному произволу | 344 |
Глава XV. О том, что Адам, совершая грех, сам оставил Бога прежде, чем был оставлен Богом, и что первою смертию души было удаление от Бога | 345 |
Глава XVI. О философах, которые разлучение души с телом не признают наказанием, хотя Платон представляет верховного Бога дающим низшим богам обетование, что они никогда не будут лишены тел | 346 |
Глава XVII. Против тех, которые утверждают, что земные тела не могут быть нетленными и вечными | 349 |
Глава XVIII. О земных телах, которые, по мнению философов, не могут быть на небе, так как все земное естественною тяжестию притягивается де к земле | 352 |
Глава XIX. Против учения тех, которые не верят, что люди были бы бессмертны, если бы не согрешили | 354 |
Глава XX. О том, что плоть святых, успокоивающаяся ныне в надежде, будет восстановлена с лучшими свойствами, нежели каким обладала плоть первых людей до грехопадения | 357 |
Глава XXI. О том, что рай, в котором жили первые люди, правильно можно понимать в духовном смысле, не нарушая истины исторического повествования о телесном месте | 358 |
Глава XXII. О телах святых после воскресения, которые будут духовными, но так, что плоть не превратится в духе | 360 |
Глава XXIII. Что следует понимать под телом душевным и телом духовным, или кто умирающие в Адаме и кто оживотворяемые во Христе | 361 |
Глава XXIV. Как нужно понимать то дуновение, посредством которого «бысть человек в душу живу», и то, которое совершил Господь, говоря: «приимите Дух Свят» | 366 |