Образ и культ. История образа до эпохи искусства: монография
Автор:
Бельтинг Х.
Год издания: 2002
Издательство: Прогресс-Традиция
Объем (стр.):
540
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга находится в тематической коллекции:
Леонардо да Винчи и таинственное время гениев
Ханс Бельтинг (р. 1935) – ведущий немецкий культуролог и искусствовед, профессор истории искусств и теории арт-медиа в Государственной школе художественного творчества в Карлсруэ. Автор книг «Конец истории искусства» (1985), «Немцы и их искусство. Тяжелое наследие» (1992) и других работ по культурологии, эстетике и искусствознанию. Византия, средневековый Запад, современная теория искусства – главные ракурсы его исследовательского интереса. Монография «Образ и культ. История образа до эпохи искусства» (1990) – его наиболее капитальное и известное сочинение. Проводя работу, с одной стороны, культуролога-эстетика, а с другой – историка-медиевиста, он исследует проблему соотношения изотворчества с теологией и литургикой «до эпохи искусства» (то есть до окончательного обособления последнего от культа). В книге с разных точек зрения рассматриваются значения средневекового религиозного образа, историческое развитие его смысла и его роли в социальном контексте.
Исследование профессора Бельтинга, сочетающее богатый философский материал с живописнейшей историко-художественной конкретикой, представляет значительный общегуманитарный интерес. На русском языке издается впервые.
Исследование профессора Бельтинга, сочетающее богатый философский материал с живописнейшей историко-художественной конкретикой, представляет значительный общегуманитарный интерес. На русском языке издается впервые.
1. Введение | 13 |
а) Сила образов и бессилие теологов | 13 |
б) Образ и воспоминание | 22 |
в) «Захват власти» теологами и самопознание искусстве нового времени | 28 |
2. Икона в современном восприятии и в зеркале ее истории | 31 |
а) Афонское «Наставление в живописном искусстве» и романтизм | 31 |
б) Новое открытие иконы в России | 34 |
в) Итальянская станковая живопись как наследница восточной иконы | 36 |
г) Открытия в Риме и на Синае | 39 |
д) Проблемы, связанные с историей иконы. Пробелы в истории форм | 40 |
3. Почему образы? Образ и религиозная практика в поздней античности | 45 |
а) Образ Богоматери в Византии. Типы икон и их место в истории | 45 |
б) Возникновение образа Девы Марии. Богоматерь и мать богов | 48 |
в) Изображения богов и иконы | 53 |
г) Почему образы? | 58 |
4. Небесные чудотворные образы и земные портреты. Икона, писанная евангелистом Лукой, и «нерукотворный» образ в Риме и на Востоке | 65 |
а) Нерукотворные образы Христа и «контактные» реликвии | 69 |
б) Иконы, писанные евангелистом Лукой, и идея портрета | 76 |
в) Реликвия и икона в частной и общественной жизни | 78 |
г) Ранние культовые образы в папском Риме | 82 |
д) Одигитрия в Константинополе | 97 |
5. Погребальный портрет у римлян и портрет святых у христиан | 99 |
а) Языческий и христианский культ образа | 99 |
б) Происхождение образов святых | 101 |
в) Культовый и вотивный образы | 105 |
г) Погребальные портреты и иконы | 110 |
д) Идеализм и реализм в античном портретном изображении | 119 |
6. Античное изображение императора и проблема христианского культа образа | 123 |
а) Почитание изображения императора | 123 |
б) Личность императора и его право на изображение | 126 |
в) Штандарт и крест как основание образа | 128 |
г) Образ Христа в государственной иконографии | 131 |
7. Почитание образа, пропаганда и теология в поздней античности | 137 |
а) Настенные иконы в римской церкви Санта-Мария Антиква | 138 |
б) Ранние иконы в Риме и проблема их стиля | 145 |
в) Икона и политика при папском дворе | 149 |
г) Каноны изображений и типы стиля на ранних иконах | 152 |
д) Икона и политика при императорском дворе: монеты с изображением Христа | 159 |
е) Иконы и теологические споры | 164 |
8. Церковь и образ. Учение об образе в церковной традиции и иконоборчество (726–843) | 169 |
а) Образ в христианстве | 169 |
б) Византийское иконоборчество в VIII веке | 171 |
в) Учение об образе и его традиция | 176 |
г) Образ и знак, икона и крест | 181 |
9. Церковное пространство по окончании иконоборчества. Новая политика в отношении образов и ее применение | 191 |
а) Восстановление икон и роль императорского двора | 191 |
б) Патриарх Фотий в церкви Св. Софии | 194 |
в) Новые изобразительные программы в придворных церквах | 198 |
г) Учение об образе и программы изображений | 200 |
д) Литургия и образы в церковном пространстве | 202 |
10. Паломники, императоры и братства. Места почитания икон в Византии и Венеции | 213 |
а) Императоры | 214 |
б) Братства и процессии | 218 |
в) Паломничество и сакральная топография собора Св. Софии | 222 |
г) Собор Сан-Марко в Венеции и его иконы | 225 |
11. «Подлинный портрет» Христа. «Соревнование» легенд и образов | 237 |
а) «Подлинник» нерукотворного образа, посланного царю Авгарю, и легенда о нем | 239 |
б) Нерукотворный образ в Константинополе и новая эстетика идеального портрета | 243 |
в) «Вероника» как его соперница в Риме | 248 |
12. Иконостас и роль иконы в литургии и в личном благочестии | 257 |
а) Церковное пространство и расположение образов | 259 |
б) Крест, Евангелие и икона в церковном ритуале | 262 |
в) Вкладные иконы как проявление личного благочестия ктитора и объекты его поминовениям | 264 |
г) Алтарные преграды как иконостас | 271 |
д) Образ Церкви в зеркале минейных и житийных икон | 284 |
13. «Вдохновенная живопись». Поэзия и риторика в «иконах нового типа» XI и XII веков | 297 |
а) «Иконы нового типа» | 297 |
б) Эстетика, этика и богословие | 298 |
в) Константы в системе риторики и изменяющееся общество | 303 |
г) Парадоксы Распятия и реальность изображения | 307 |
д) Трактаты и поэзия, переданные средствами живописи. Повествовательная структура четырех праздничных икон | 311 |
е) Новые изображения Богоматери и их повествовательное значение | 320 |
14. Статуи, сосуды и знаки. Образ и реликвия в западном средневековье | 337 |
а) Другие предпосылки на Западе | 337 |
б) Распятие и тронные статуи как образцы пластического образа | 339 |
в) Соединение реликвии с образом | 343 |
г) Теологическая эстетика? | 346 |
д) Легенды о «подлинниках» и различие между образом и личностью | 348 |
15. Икона в городской жизни Рима | 353 |
а) Икона и церковные учреждения в эпоху Высокого средневековья | 353 |
б) Старая икона в новой роли: Мадонна как заступница римлян | 357 |
в) Борьба за истинный образ Мадонны | 362 |
г) Копирование «подлинника» и августовская процессия | 366 |
16. «Маньера грека». Привозные иконы на Западе | 371 |
а) Происхождение с Востока: идея и действительность | 371 |
б) Императорский двор в Праге и его иконы | 375 |
в) «Иммиграция» икон в Италию | 381 |
г) Икона работы евангелиста Луки в исторических легендах эпохи Возрождения | 384 |
17. Норма и свобода: итальянские иконы в эпоху коммун | 391 |
а) Восток и Запад в сравнении: что есть образ? | 391 |
б) Внедрение новых иконографических типов | 398 |
в) Икона и моленный образ. Язык жестов | 405 |
г) «Maniera greca» и «dolce stil nuovo». Дуччо и икона | 412 |
18. Мадонны Сиены. Образ в городской жизни и в алтаре | 421 |
а) Праздничные образы нищенствующих орденов в Пизе | 422 |
б) Образы Девы Марии братств Сиены и Флоренции | 429 |
в) Алтарный образ | 444 |
г) Созданный Дуччо синтез двух типов образа в алтаре Сиенского собора | 451 |
19. Диалог с образом. Эпоха частного образа в позднем средневековье | 457 |
а) Мистика и образ в практике молитвы | 459 |
б) Моленный образ и драгоценности в придворной культуре | 468 |
в) Состязание изобразительных средств живописи и печатной графики | 474 |
г) Архаизмы и цитирование форм в эстетике культового образа | 484 |
д) Створчатый алтарь как «сцена» репрезентативного образа | 494 |
е) Паломничество к «Прекрасной Марии» в Регенсбурге | 503 |
20. Религия и искусство. Кризис образа на заре нового времени | 509 |
а) Критика образа и иконоборчество в эпоху Реформации | 511 |
б) Образ и слово в новой доктрине | 516 |
в) Образ и искусство живописи в эпоху Возрождения | 523 |
г) Спор вокруг «Сикстинской Мадонны» Рафаэля | 532 |
д) Искусство как способ демонстрации образа в католической реформе | 538 |