Телеобучение: монография
Автор:
Карпенко О. М.
Год издания: 2008
Издательство: Современный гуманитарный университет
Объем (стр.):
799
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Монография посвящена описанию исследований, разработки, внедрения и опыта применения «телеобучения» – новой методологии обучения, базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий, которая уверенно входит в практику деятельности разнообразных учебных заведений различных форм и уровней. При этом телеобучение охватывает не только способы передачи информации, но и дидактику, организацию, управление учебным процессом, экономику, законодательство и множество других аспектов трансформации образования в быстро развивающемся обществе.
Материалы монографии являются результатом научных исследований в различных областях знаний: экономики и социологии образования, психологии обучения, когнитивной нейрологии, юридических аспектов образовательной деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные инновации, положения и утверждения, изложенные в монографии, прошли проверку на экспериментальной площадке крупного вуза – Современной гуманитарной академии и поэтому могут использоваться при модернизации и реформировании сферы образования, а также инновационном развитии других отраслей народного хозяйства.
Материалы монографии являются результатом научных исследований в различных областях знаний: экономики и социологии образования, психологии обучения, когнитивной нейрологии, юридических аспектов образовательной деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные инновации, положения и утверждения, изложенные в монографии, прошли проверку на экспериментальной площадке крупного вуза – Современной гуманитарной академии и поэтому могут использоваться при модернизации и реформировании сферы образования, а также инновационном развитии других отраслей народного хозяйства.
Участие в подготовке материалов и текстов | 8 |
Предисловие | 10 |
Глава 1. Общественный прогресс и глобальные изменения | 11 |
1.1. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий | 11 |
1.2. Развитие этносов | 15 |
1.3. Численность студентов | 22 |
1.4. Влияние глобализации | 36 |
1.5. Переход к обществу знаний | 42 |
1.6. Мировая тенденция возрастания спроса на высшее образование | 57 |
1.7. Концепция развития всеобщего и непрерывного образования | 62 |
Выводы | 67 |
Глоссарий | 67 |
Литература | 69 |
Глава 2. Современные особенности людей как субъектов образования | 73 |
2.1. Изменения мозга и интеллектуальных способностей человека | 73 |
2.2. Биохимическая энергия человека и ее роль в современном обществе | 77 |
2.3. Человеческий капитал и его роль в национальном богатстве | 81 |
2.4. Человеческий потенциал | 101 |
Выводы | 112 |
Глоссарий | 113 |
Литература | 115 |
Глава 3. Высшее образование как производительная отрасль экономики | 117 |
3.1. Экономическая эффективность образования для государства | 117 |
3.1.1. Вклад отрасли высшего образования в экономику через реализацию образовательных услуг на внутреннем и внешнем рынках | 117 |
3.1.2. Вклад образования в экономику через увеличение производства | 122 |
3.2. Экономическая эффективность образования для личности | 136 |
Выводы | 144 |
Глоссарий | 146 |
Литература | 147 |
Глава 4. Когнитивная нейрология и психология обучения | 149 |
4.1. Мозг и обучение. Основы когнитивной нейрологии | 149 |
4.1.1. Основные вопросы дидактики к нейрологии | 149 |
4.1.2. Принципы организации мозга | 150 |
4.1.3. Дифференциальная психофизиология | 159 |
4.1.4. Гипотетическая модель когнитивной функции мозга | 170 |
4.1.5. Модель пофазового усвоения знаний | 175 |
4.1.6. Фундаментальные проблемы когнитивной нейрологии | 179 |
4.2. Интеллектуальные способности как предикторы успешного обучения | 187 |
4.2.1. Основные вопросы психологии интеллекта | 187 |
4.2.2. Проблема измерения интеллекта в современной психологии | 203 |
4.2.3. Среда или наследственность: проблема детерминации интеллектуальных способностей человека | 215 |
4.2.4. Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | 231 |
4.2.5. Интеллект и креативность в практике современного образования | 241 |
4.2.6. Вклад образования в развитие интеллекта | 242 |
4.3. Квантификация знаний и умений | 249 |
Выводы | 259 |
Глоссарий | 263 |
Литература | 269 |
Глава 5. Количественные подходы к оценке процессов обучения | 273 |
5.1. Процессы усвоения учебного материала | 273 |
5.1.1. Обучаемость и особенности ее оценки при телеобучении | 273 |
5.1.2. Темповая характеристика учебной деятельности как фактор обучаемости | 295 |
5.1.3. Типология обучаемости на основе темповых особенностей психических процессов | 298 |
5.1.4. Уровни усвоения знаний | 310 |
5.1.5. Квантификация объема усвоенного учебного материала | 314 |
5.1.6. Структура учебного процесса на основе пофазовой модели обучения | 323 |
5.1.7. Балансовый метод | 330 |
5.2. Изучение накопления знаний людьми в течение жизни | 336 |
5.2.1. Бюджет учебного времени и стратегии обучения | 336 |
5.2.2. Исследование нормативных и реальных бюджетов учебного времени у разных возрастных групп | 339 |
5.2.3. Исследование реальных затрат времени на обучение (при активном отношении к обучению) взрослым населением | 341 |
5.2.4. Математическая модель накопления знаний в течение жизни | 350 |
Выводы | 356 |
Глоссарий | 358 |
Литература | 361 |
Глава 6. Телекоммуникации и виртуальные среды | 365 |
6.1. Принципиальные подходы к разработке образовательной телекоммуникационной сети распределенного вуза | 365 |
6.2. Базовые вопросы создания образовательной телекоммуникационной сети распределенного вуза | 369 |
6.2.1. Определение способа связи, обеспечивающего работу сети | 369 |
6.2.2. Первый этап развития образовательной сети – использование односторонней спутниковой связи. Информационно-спутниковая образовательная технология | 376 |
6.2.3. Второй этап развития образовательной сети – использование двусторонней спутниковой связи. Система «Платон» | 387 |
6.3. Планирование сети и разработка модели локальной сети удаленного центра доступа | 402 |
6.3.1. Определение топологии учебной локальной вычислительной сети | 404 |
6.3.2. Архитектура локальной сети центра доступа | 408 |
6.3.3. Виртуальные образовательные среды в сети центра доступа | 411 |
6.4. Создание общих информационных ресурсов | 425 |
6.4.1. Образовательный контент | 428 |
6.4.2. Программное обеспечение для работы с образовательным контентом в распределенной сети | 435 |
Выводы | 442 |
Глоссарий | 443 |
Литература | 447 |
Глава 7. Научное обоснование параметров дидактического и материального обеспечения образовательной среды телеобучения | 451 |
7.1. Практическая дидактика | 451 |
7.2. Образовательная технология телеобучения | 456 |
7.3. Организационные параметры учебного процесса | 459 |
7.4. Стандартизация образовательного процесса | 466 |
7.5. Формирование и контроль профессиональных компетентностей студентов | 478 |
7.6. Технологический расчет минимальной потребности учебных и общих площадей распределенного вуза | 491 |
7.7. Формула технологического баланса и прямой расчет образовательных технологических ресурсов | 513 |
Выводы | 524 |
Глоссарий | 525 |
Литература | 531 |
Глава 8. Библиотечные технологии в телеобучении | 533 |
8.1. Исторические этапы развития библиотек | 533 |
8.1.1. Возникновение и развитие вузовских библиотек | 533 |
8.1.2. Трансформация вузовских библиотек в условиях формирования информационного общества | 536 |
8.2. Новые технологии в библиотеках в условиях информационного общества | 543 |
8.2.1. Формирование библиотечных фондов и обеспечение доступа к информационным ресурсам | 543 |
8.2.2. Электронные порталы и web-сайты университетских библиотек | 544 |
8.2.3. Электронная доставка информационных ресурсов по межбиблиотечному абонементу | 546 |
8.2.4. Электронная справочная служба библиотеки | 548 |
8.2.5. Доступ к ресурсам библиотек через он-лайновые каталоги | 550 |
8.2.6. Работа с ресурсами Интернет в вузовских библиотеках | 551 |
8.2.7. Электронные (цифровые) библиотеки | 552 |
8.2.8. Вопросы организации доступа пользователей электронных библиотек к произведениям, защищенным авторским правом | 554 |
8.3. Трансформация функций библиотечного работника в современной библиотеке | 559 |
8.3.1. Развитие информационной грамотности пользователей | 559 |
8.3.2. Новые функции библиотечного работника | 561 |
8.3.3. Образовательная деятельность вузовских библиотек | 566 |
8.3.4. Обеспечение работы с ресурсами на иностранных языках | 568 |
8.4. Формирование распределенных информационно-образовательных сред | 576 |
8.4.1. Корпоративные библиотечные сети и консорциумы России | 576 |
8.4.2. Федеральные проекты информационно-образовательных сред | 580 |
8.4.3. Вузовские и региональные информационно-образовательные среды | 586 |
8.5. Телекоммуникационная двухуровневая библиотека (ТКДБ) СГА как распределенная информационно-образовательная среда | 588 |
8.5.1.Структура ТКДБ | 588 |
8.5.2. Специфика контента ТКДБ | 591 |
8.5.3. Виртуальный читальный зал ТКДБ | 594 |
8.5.4. Кадровая структура телекоммуникационной библиотеки вуза | 598 |
8.6. Тренд развития вузовской библиотеки | 605 |
8.6.1. Сравнение экономических показателей традиционных и телекоммуникационных библиотек | 605 |
8.6.2. Развитие современных информационно-образовательных сред | 614 |
Выводы | 620 |
Глоссарий | 622 |
Литература | 623 |
Глава 9. Современные подходы к качеству образования | 625 |
9.1. Эволюция понятия качества и современные подходы к управлению качеством | 625 |
9.2. Оценка качества работы высшего учебного заведения | 631 |
9.3. Менеджмент качества и факторы, определяющие качество образовательной среды | 636 |
9.4. Воспитание и формирование личностного социального капитала | 648 |
9.5. Корпоративная интеллектуальная система информационной поддержки управления качеством на примере СГА | 648 |
9.6. Информационно-интеллектуальная система «Личный компьютер» (ИИС «ЛиК») | 658 |
9.7. Система локальных актов и внутренний аудит качества | 661 |
9.8. Практический пример применения рейтинговой системы оценки качества вузов | 665 |
Выводы | 690 |
Глоссарий | 693 |
Литература | 694 |
Глава 10. Особенности управления персоналом распределенного вуза | 697 |
10.1. Организация работы и управление ППС в распределенном вузе | 697 |
10.2. Управление персоналом в производстве учебных продуктов | 704 |
10.3. Повышение квалификации сотрудников в распределенном вузе | 706 |
10.4. Мотивация сотрудников в распределенном вузе | 726 |
Выводы | 730 |
Глоссарий | 731 |
Литература | 732 |
Глава 11. Оздоровление в образовательном процессе | 733 |
11.1. Образование – фактор здоровья и долголетия | 733 |
11.2. Оздоровление как часть учебного процесса | 737 |
11.3. Реализация технологии оздоровления | 750 |
11.4. Гарантия безопасности инновационных образовательных технологий | 751 |
11.5. Реализация системы сертификации безопасности | 762 |
Выводы | 763 |
Глоссарий | 765 |
Литература | 768 |
Глава 12. Концепция вуза будущего | 769 |
12.1. Вуз 2030 (концепция) | 769 |
12.2. Изменения в инфраструктуре высшего образования | 771 |
12.3. Изменение в дидактике высшего образования | 776 |
12.4. Изменения в законодательном поле высшего образования | 779 |
12.5. Изменения в методах высшего образования | 784 |
12.6. Структура массового вуза-2030 | 787 |
12.7. Решение проблемы малокомплектных школ с использованием технологии телеобучения | 789 |
Литература | 795 |
Краткая биография Карпенко Михаила Петровича | 797 |