История живописи в Италии: художественная литература
Год издания: 2025
Издательство: Директ-Медиа
Переводчик:
Кузмин М.А.
Объем (стр.):
508
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга находится в тематической коллекции:
Леонардо да Винчи и таинственное время гениев
Один из самых выдающихся французских писателей XIX века, Анри Мари Бейль, писавший под псевдонимом «Стендаль» свою литературную деятельность начал в Италии, после ухода с военной службы. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет одну из своих первых книг «История живописи в Италии» (1817 г.), в которой отражены его мысли об истоках и условиях зарождения живописи в Венеции, Флоренции и Риме. Автор прослеживает ее дальнейшее развитие в Италии и рассказывает о выдающихся представителях эпох Проторенессанса и Возрождения – художнике и архитекторе Джотто, величайшем итальянском скульпторе, живописце и архитекторе Микеланджело Буанарроти, великом художнике и ученом эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и других, знакомя читателей со стилем разных школ и с творчеством великих мастеров.
| ВСТУПЛЕНИЕ | 4 |
| ФЛОРЕНЦИЯ | 31 |
| ВЕНЕЦИЯ | 35 |
| РИМ | 37 |
| ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ | 42 |
| МИЛАН | 48 |
| НЕАПОЛЬ | 48 |
| ПЬЕМОНТ | 49 |
| ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ | 53 |
| КНИГА ПЕРВАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ШАГИ ИСКУССТВА ОКОЛО 1300 ГОДА (450–1349) | 53 |
| ГЛАВА I. O САМЫХ РАННИХ ПАМЯТНИКАХ ЖИВОПИСИ | 53 |
| ГЛАВА II. НИКОЛО ПИЗАНО | 56 |
| ГЛАВА III. ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТОРЫ | 59 |
| ГЛАВА IV. РАЗВИТИЕ МОЗАИКИ | 60 |
| ГЛАВА V. ПЕРВЫЕ ЖИВОПИСЦЫ | 61 |
| ГЛАВА VI. ПЕРВЫЕ ЖИВОПИСЦЫ (продолжение) | 63 |
| ГЛАВА VII. ЧИМАБУЭ | 67 |
| ГЛАВА VIII. ДЖОТТО | 71 |
| ГЛАВА IX. ДЖОТТО (продолжение) | 72 |
| ГЛАВА X. НАДО УБРАТЬ ПЬЕДЕСТАЛ | 73 |
| ГЛАВА XI. ДЖОТТО (продолжение) | 74 |
| ГЛАВА XII. НЕПОНЯТАЯ КРАСОТА | 76 |
| КНИГА ВТОРАЯ. УСПЕХИ ЖИВОПИСИ. ОТ ДЖОТТО ДО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1349–1466) | 79 |
| ГЛАВА XIII. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ | 79 |
| ГЛАВА XIV. СОВРЕМЕННИКИ ДЖОТТО | 84 |
| ГЛАВА XV. О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВКУСЕ ФРАНЦУЗОВ | 86 |
| ГЛАВА XVI. ШКОЛА ДЖОТТО | 93 |
| ГЛАВА XVII. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВО ФЛОРЕНЦИИ | 100 |
| ГЛАВА XVIII. О СКУЛЬПТУРЕ ВО ФЛОРЕНЦИИ | 104 |
| ГЛАВА XIX. ПАОЛО УЧЧЕЛО И ПЕРСПЕКТИВА | 105 |
| ГЛАВА XX. МАЗАЧЧО | 108 |
| ГЛАВА XXI. МАЗАЧЧО (продолжение) | 111 |
| ГЛАВА XXII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ | 112 |
| ГЛАВА XXIII. О ЖИВОПИСИ ПОСЛЕ МАЗАЧЧО | 116 |
| ГЛАВА XXIV. ФРА ФИЛИППО | 118 |
| ГЛАВА XXV. МАСЛО ПРИХОДИТ НА СМЕНУ КЛЕЕВЫМ КРАСКАМ | 121 |
| ГЛАВА XXVI. ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ | 123 |
| ГЛАВА XXVII. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА | 126 |
| ГЛАВА XXVIII. О ГИРЛАНДАЙО И О ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ | 128 |
| ГЛАВА XXIX. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ | 132 |
| ГЛАВА XXX. СОСТОЯНИЕ УМОВ | 135 |
| ГЛАВА XXXI. ИТОГИ | 142 |
| ГЛАВА XXXII. ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ШКОЛ | 142 |
| ГЛАВА XXXIII. ИСПЫТАНИЯ ПЕРЕД СТАТУЕЙ ИЗИДЫ | 143 |
| ГЛАВА XXXIV. ХУДОЖНИК | 143 |
| ГЛАВА XXXV. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФЛОРЕНТИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ | 150 |
| ГЛАВА XXXVI. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВО ФЛОРЕНЦИИ | 152 |
| ГЛАВА XXXVII. РАЗНИЦА МЕЖДУ ФЛОРЕНЦИЕЙ И ВЕНЕЦИЕЙ | 153 |
| КНИГА ТРЕТЬЯ. ЖИЗНЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ | 155 |
| ГЛАВА XXXVIII. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ | 155 |
| ГЛАВА XXXIX. ПЕРИОДЫ ЕГО ЖИЗНИ | 157 |
| ГЛАВА XL. ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | 158 |
| ГЛАВА XL. О ТРЕХ СТИЛЯХ ЛЕОНАРДО | 160 |
| ГЛАВА XLII. ЛЕОНАРДО В МИЛАНЕ | 160 |
| ГЛАВА XLIII. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕОНАРДО ПРИ ДВОРЕ ЛОДОВИКО | 162 |
| ГЛАВА XLIV. ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА | 166 |
| ГЛАВА XLV. ЛЕОНАРДО В МОНАСТЫРЕ ДЕЛЛЕ ГРАЦИЕ | 167 |
| ГЛАВА XLVI. ВЫПОЛНЕНИЕ | 170 |
| ГЛАВА XLVII. ИМЕНА ПЕРСОНАЖЕЙ | 172 |
| ГЛАВА XLVIII. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» | 173 |
| ГЛАВА XLIX. СЛЕДЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛЕОНАРДО ДЛЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» | 173 |
| ГЛАВА L | 178 |
| ГЛАВА LI. НЕСЧАСТНАЯ СУДЬБА ЭТОЙ КАРТИНЫ | 181 |
| ГЛАВА LII | 183 |
| ГЛАВА LIII. ВЫДЕРЖКА ИЗ ДНЕВНИКА СЭРА В. И | 185 |
| ГЛАВА LIV. ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ | 189 |
| ГЛАВА LV | 190 |
| ГЛАВА LVI. ЛЕОНАРДО СНОВА В ТОСКАНЕ | 194 |
| ГЛАВА LVII. НЕУДАЧИ ЛЕОНАРДО | 198 |
| ГЛАВА LVIII. ЛЕОНАРДО В РИМЕ | 201 |
| ГЛАВА LIX. ЛЕОНАРДО И РАФАЭЛЬ | 204 |
| ГЛАВА LX | 206 |
| ГЛАВА LXI. ЗАНЯТИЯ ЛЕОНАРДО АНАТОМИЕЙ | 207 |
| ГЛАВА LXII. ИДЕОЛОГИЯ ЛЕОНАРДО | 210 |
| ГЛАВА LXIII | 214 |
| ГЛАВА LXIV | 216 |
| ГЛАВА LXV | 217 |
| ГЛАВА LXVI. О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ НАМ ЧТО-НИБУДЬ НРАВИТСЯ, МЫ СПОСОБНЫ ЦЕНИТЬ В ЭТОМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАМ НРАВИТСЯ | 219 |
| КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ | 229 |
| ГЛАВА LXVII. ИСТОРИЯ КРАСОТЫ | 229 |
| ГЛАВА LXVIII. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | 229 |
| ГЛАВА LXIX. ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОДРАЖАТЬ ПРИРОДЕ | 229 |
| ГЛАВА LXX. ГДЕ МОЖНО НАЙТИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ | 230 |
| ГЛАВА LXXI. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ У ДИКАРЕЙ | 230 |
| ГЛАВА LXII. ДИКАРИ ПРИ ВСЕЙ ИХ ГРУБОСТИ УМЕЮТ ПРАВИЛЬНО РАССУЖДАТЬ | 231 |
| ГЛАВА LXXIII. СВОЙСТВА БОГОВ | 232 |
| ГЛАВА LXXIV. БОГИ УТРАЧИВАЮТ ГРОЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА | 233 |
| ГЛАВА LXXV. ЗАКОН КОЛИЧЕСТВА ВНИМАНИЯ | 234 |
| ГЛАВА LXXVI. УДИВИТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ, – ТОЧНО КОПИРОВАТЬ ПРИРОДУ НЕ СЛЕДУЕТ | 234 |
| ГЛАВА LXXVII. ВЛИЯНИЕ ЖРЕЦОВ | 235 |
| ГЛАВА LXXVIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 235 |
| ГЛАВА LXXIX. БЛАГ БОГ ИЛИ ЗОЛ | 235 |
| ГЛАВА LXXX. СКОРБЬ ХУДОЖНИКА | 236 |
| ГЛАВА LXXXI. ЖРЕЦ ЕГО УТЕШАЕТ | 237 |
| ГЛАВА LXXXII. ОН ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ УДАЛЯЕТСЯ ОТ ПРИРОДЫ | 237 |
| КНИГА ПЯТАЯ. ОБ АНТИЧНОЙ КРАСОТЕ (продолжение) | 239 |
| ГЛАВА LXXXIII. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛЬНАЯ КРАСОТА | 239 |
| ГЛАВА LXXXIV. О ХОЛОДНОСТИ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА | 240 |
| ГЛАВА LXXXV. ТОРС БОЛЕЕ ГРАНДИОЗНЫЙ, ЧЕМ ТОРС ЛАОКООНА | 241 |
| ГЛАВА LXXXVI. НЕДОСТАТОК, КОТОРОГО НЕ ЗНАЛА АНТИЧНОСТЬ | 242 |
| ГЛАВА LXXXVII. О СРЕДСТВАХ СКУЛЬПТУРЫ | 243 |
| ГЛАВА LXXXVIII | 248 |
| ГЛАВА LXXXIX. СКУЛЬПТОР | 250 |
| ГЛАВА ХС. ТРУДНОСТЬ ЖИВОПИСИ И ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА | 251 |
| ГЛАВА XCI. ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ | 253 |
| ГЛАВА XCII. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА | 256 |
| ГЛАВА XCIII. О САНГВИНИЧЕСКОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ | 258 |
| ГЛАВА XCIV. О ХОЛЕРИЧЕСКОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ | 262 |
| ГЛАВА XCV. ТРИ СУЖДЕНИЯ | 264 |
| ГЛАВА XCVI. О ФЛЕГМАТИЧЕСКОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ | 266 |
| ГЛАВА XCVII. О МЕЛАНХОЛИЧЕСКОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ | 276 |
| ГЛАВА XCVIII. ТЕМПЕРАМЕНТЫ АТЛЕТИЧЕСКИЙ И НЕРВНЫЙ | 280 |
| ГЛАВА XCIX. ТЕМПЕРАМЕНТЫ АТЛЕТИЧЕСКИЙ И НЕРВНЫЙ (продолжение) | 287 |
| ГЛАВА С. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА | 290 |
| ГЛАВА CI. КАК ПРЕВЗОЙТИ РАФАЭЛЯ | 295 |
| ГЛАВА СII. ЛИЧНАЯ ПОЛЬЗА И СИМПАТИЯ | 300 |
| ГЛАВА CIII. О МУЗЫКЕ | 300 |
| ГЛАВА CIV. КТО ПРАВ | 301 |
| ГЛАВА CV. О ВОСТОРГЕ | 302 |
| ГЛАВА CVI. ЛЮДИ ВСЕГДА ЗНАЮТ ТО, ЧЕГО НЕ ЗНАТЬ СМЕШНО | 302 |
| ГЛАВА CVII. УМЕНИЕ СМОТРЕТЬ | 303 |
| ГЛАВА CVIII. О СТИЛЕ В ПОРТРЕТЕ | 304 |
| ГЛАВА СIХ. О ТОМ, ЧТО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ИСКЛЮЧАЕТ СИМПАТИЮ К ИСКУССТВУ | 307 |
| ГЛАВА CX. ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ | 310 |
| КНИГА ШЕСТАЯ. О НОВОМ ИДЕАЛЕ КРАСОТЫ | 312 |
| ГЛАВА CXI. О ЛЮБЕЗНОМ ЧЕЛОВЕКЕ | 312 |
| ГЛАВА CXII. О ПРИСТОЙНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ГРЕКОВ | 318 |
| ГЛАВА CXIII. О ВЕТРЕНОСТИ И ВЕСЕЛОСТИ В АФИНАХ | 320 |
| ГЛАВА СХIV. О КРАСОТЕ ЖЕНЩИН | 322 |
| ГЛАВА CXV. О ТОМ, ЧТО АНТИЧНАЯ КРАСОТА НЕСОВМЕСТИМА С НОВЫМИ СТРАСТЯМИ | 323 |
| ГЛАВА CXVI. О ЛЮБВИ | 325 |
| ГЛАВА CXVII. У АНТИЧНОСТИ НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С «МАРИАННОЙ» МАРИВО | 326 |
| ГЛАВА CXVIII. С АНТИЧНЫМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ НАМ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ | 327 |
| ГЛАВА CXIX. О СОВРЕМЕННОМ ИДЕАЛЕ | 329 |
| ГЛАВА СХХ. НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ | 329 |
| ГЛАВА CXXI. ПРИМЕР: АНГЛИЙСКАЯ КРАСОТА | 330 |
| ГЛАВА CXXII. РЯД СМЕНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА ПОЛОТЕН | 332 |
| ГЛАВА CXXIII. АНТИЧНАЯ КРАСОТА К ЛИЦУ БОГАМ | 335 |
| ГЛАВА CXXIV. О ТОМ ЖЕ (продолжение) | 336 |
| ГЛАВА CXXV. РЕВОЛЮЦИЯ ДВАДЦАТОГО ВЕКА | 337 |
| ГЛАВА CXXVI. О ЛЮБЕЗНОСТИ У ДРЕВНИХ | 342 |
| ГЛАВА CXXVII. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К СИЛЕ | 345 |
| ГЛАВА CXXVIII. ЧТО ЖЕ ТОГДА ОСТАЕТСЯ У ДРЕВНИХ | 347 |
| ГЛАВА CXXIX. САЛОНЫ И ФОРУМ | 347 |
| ГЛАВА СХХХ. О СДЕРЖАННОСТИ ПРИ МОНАРХИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ | 352 |
| ГЛАВА CXXXI. СПОСОБНОСТЬ НАРОДОВ К НОВОЙ КРАСОТЕ | 353 |
| ГЛАВА СХХХII. ФРАНЦУЗЫ БЫЛЫХ ВРЕМЕН | 362 |
| ГЛАВА CXXXIII. ЧТО БУДЕТ С НОВЫМ ИДЕАЛОМ КРАСОТЫ И КОГДА ОН ВЫРАБОТАЕТСЯ | 363 |
| КНИГА СЕДЬМАЯ. ЖИЗНЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО | 365 |
| ГЛАВА CXXXIV ПЕРВЫЕ ГОДЫ | 365 |
| ГЛАВА CXXXV ОН ВИДИТ АНТИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | 368 |
| ГЛАВА CXXXVI. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СЧАСТЛИВЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЛО ВОСПИТАНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО | 370 |
| ГЛАВА CXXXVII. ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ ПРИ МОНАРХИЧЕСКОМ СТРОЕ | 375 |
| ГЛАВА CXXXVIII. ПОЕЗДКА В ВЕНЕЦИЮ, АРЕСТ В БОЛОНЬЕ | 376 |
| ГЛАВА CXXXIX. ХОТЕЛ ЛИ ОН ПОДРАЖАТЬ АНТИЧНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ | 378 |
| ГЛАВА CXL. ОН НЕ СТРЕМИТСЯ ВЫЗЫВАТЬ К СВОИМ ОБРАЗАМ СИМПАТИЮ, НО ДЕЛАЕТ ИХ ВНУШИТЕЛЬНЫМИ | 380 |
| ГЛАВА CXLI ТРОГАТЕЛЬНОЕ ЗРЕЛИЩЕ | 383 |
| ГЛАВА CXLII. ПРОТИВОРЕЧИЕ | 384 |
| ГЛАВА CXLIII. РАЗЪЯСНЕНИЯ | 385 |
| ГЛАВА CXLIV. О ТОМ, ЧТО НЕТ ИСТИННОГО ВЕЛИЧИЯ БЕЗ ЖЕРТВЫ | 387 |
| ГЛАВА CXLV. МИКЕЛАНДЖЕЛО – СЫН СВОЕГО ВЕКА | 388 |
| ГЛАВА CXLVI. КОЛОССАЛЬНЫЙ ДАВИД | 392 |
| ГЛАВА CXLVII. ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ВЕКОВ СНОВА ОБРЕТАЮТ ИСКУССТВО ИДЕАЛИЗАЦИИ | 394 |
| ГЛАВА CXLVIII. ЮЛИИ II | 397 |
| ГЛАВА CXLIX ГРОБНИЦА ЮЛИЯ II | 399 |
| ГЛАВА CL. НЕМИЛОСТЬ | 400 |
| ГЛАВА CLI. ПРИМИРЕНИЕ. КОЛОССАЛЬНАЯ СТАТУЯ В БОЛОНЬЕ | 402 |
| ГЛАВА CLII. ИНТРИГА. ВЕЛИЧАЙШЕЕ НЕСЧАСТЬЕ | 404 |
| ГЛАВА CLIII. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА | 407 |
| ГЛАВА CLIV. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (продолжение) | 410 |
| ГЛАВА CLV. В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТЛИЧИЕ ЕГО ОТ АНТИЧНОСТИ | 412 |
| ГЛАВА CLVI. ХОЛОДНОСТЬ ИСКУССТВА ДО МИКЕЛАНДЖЕЛО | 415 |
| ГЛАВА CLVII. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (продолжение) | 416 |
| ГЛАВА CLVIII. ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ | 420 |
| ГЛАВА СLIХ. ПРИ ЛЬВЕ X МИКЕЛАНДЖЕЛО БЕЗДЕЙСТВУЕТ ДЕВЯТЬ ЛЕТ | 421 |
| ГЛАВА CLX. ВЕЛИЧИЕ И СВОБОДА ФЛОРЕНЦИИ ПРИ ПОСЛЕДНЕМ ИЗДЫХАНИИ | 425 |
| ГЛАВА CLXI. СТАТУИ В САН-ЛОРЕНЦО | 429 |
| ГЛАВА CLXII. ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПУ УЖАСА | 430 |
| ГЛАВА CLXIII. ОПАСНОСТЬ ДРУЖБЫ С ГОСУДАРЯМИ | 433 |
| ГЛАВА CLXIV «МОИСЕЙ» В САН-ПЬЕТРО-ИН-ВИНКОЛИ | 435 |
| ГЛАВА CLXV «МОИСЕЙ» (продолжение) | 436 |
| ГЛАВА CLXVI. ХРИСТОС В САНТА-МАРИЯ-СОПРА-МИНЕРВА. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ VITTORIA | 437 |
| ГЛАВА CLXVII. ОТЗЫВ МИКЕЛАНДЖЕЛО О ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ | 438 |
| ГЛАВА CLXVIII. СТРАШНЫЙ СУД | 438 |
| ГЛАВА CLXIX «СТРАШНЫЙ СУД» (продолжение) | 445 |
| ГЛАВА CLXX. «СТРАШНЫЙ СУД» (продолжение) | 448 |
| ГЛАВА CLXXI. СУЖДЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ О МИКЕЛАНДЖЕЛО | 449 |
| ГЛАВА CLXXII. ВЛИЯНИЕ ДАНТЕ НА МИКЕЛАНДЖЕЛО | 453 |
| ГЛАВА CLXXIII. «СТРАШНЫЙ СУД» (окончание) | 456 |
| ГЛАВА CLXXIV. ФРЕСКИ В КАПЕЛЛЕ ПАВЛА | 457 |
| ГЛАВА CLXXV. МАНЕРА РАБОТАТЬ | 457 |
| ГЛАВА CLXXVI. КАРТИНЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО | 459 |
| ГЛАВА CLXXVII. МИКЕЛАНДЖЕЛО – ЗОДЧИЙ | 462 |
| ГЛАВА CLXXVIII. ИСТОРИЯ СОБОРА СВ. ПЕТРА | 464 |
| ГЛАВА CLXIX. ГЕНИЙ, ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ | 467 |
| ГЛАВА CLXXX. ХАРАКТЕР МИКЕЛАНДЖЕЛО | 472 |
| ГЛАВА CLXXXI. ХАРАКТЕР МИКЕЛАНДЖЕЛО (продолжение) | 475 |
| ГЛАВА CLXXXII. ОСТРОУМИЕ – ИЗОБРЕТЕНИЕ XVIII ВЕКА | 476 |
| ГЛАВА CLXXXIII. ПОЧЕСТИ, ОКАЗАННЫЕ ПРАХУ МИКЕЛАНДЖЕЛО | 481 |
| ГЛАВА CLXXXIV. МИКЕЛАНДЖЕЛО СНОВА ДОЖДЕТСЯ ПРИЗНАНИЯ | 482 |
| ЭПИЛОГ. ПЯТИДЕСЯТИЧАСОВОЙ КУРС ЖИВОПИСИ | 487 |







