Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие
Дисциплина:
Возрастная и педагогическая психология
Педагогика
Педагогическая психология
Психология развития и возрастная психология
Психология
Педагогика
Педагогическая психология
Психология развития и возрастная психология
Психология
Год издания: 2009
Издательство: Педагогическое общество России
Под общей редакцией:
Гамезо М.В.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
512
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины — возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом анализа тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности.
В учебном пособии детально рассмотрены теоретические вопросы, даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме.
Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей всех форм обучения.
В учебном пособии детально рассмотрены теоретические вопросы, даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме.
Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей всех форм обучения.
От авторов | 3 |
Глава I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | 5 |
§ 1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии | 5 |
§ 2. Методы возрастной и педагогической психологии | 10 |
Литература | 24 |
План-задание для самостоятельной работы | 24 |
Глава II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ | 29 |
§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка в зарубежной психологии | 29 |
§ 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке | 54 |
§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии | 63 |
Литература | 75 |
План-задание для самостоятельной работы | 76 |
Глава III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА | 78 |
§ 1. Психология ребенка раннего возраста | 78 |
§ 2. Психологическое развитие в дошкольном возрасте | 83 |
§ 3. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе | 93 |
Литература | 105 |
План-задание для самостоятельной работы | 106 |
Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | 122 |
§ 1. Личность младшего школьника | 122 |
§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника | 127 |
§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника | 132 |
Литература | 142 |
План-задание для самостоятельной работы | 143 |
Глава V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА | 171 |
§ 1. Социальная ситуация развития | 171 |
§ 2. Особенности личности и межличностных отношений | 178 |
§ 3. Особенности учебной деятельности | 186 |
§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников | 191 |
Литература | 194 |
План-задание для самостоятельной работы | 195 |
Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ | 219 |
§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека | 219 |
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни | 230 |
§ 3. Психология взрослого человека | 241 |
§ 4. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека | 251 |
§ 5. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста | 257 |
Литература | 272 |
План-задание для самостоятельной работы | 273 |
Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ | 285 |
§ 1. Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс | 285 |
§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование | 295 |
§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты | 303 |
§ 4. Формирование учебных навыков и умений | 308 |
§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей | 311 |
§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся | 319 |
Литература | 326 |
План-задание для самостоятельной работы | 329 |
Глава VIII. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ | 341 |
§ 1. Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях | 341 |
§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема | 356 |
§ 3. Некоторые вопросы психологии перевоспитания | 363 |
Литература | 371 |
План-задание для самостоятельной работы | 373 |
Глава ГХ. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ | 394 |
§ 1. Психология личности учителя | 394 |
§ 2. Специфика педагогической деятельности и педагогического общения | 409 |
§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя | 430 |
§ 4. Имидж педагога | 441 |
Литература | 448 |
План-задание для самостоятельной работы | 451 |
Глава Х. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | 472 |
§ 1. Психологическая служба образования в России | 472 |
§ 2. Основные направления и виды деятельности практического психолога системы образования | 480 |
§ 3. Учитель и школьная психологическая служба | 485 |
Литература | 491 |
План-задание для самостоятельной работы | 492 |
Приложение. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования | 509 |