Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: материалы конференций
Автор:
Год издания: 2013
Серия:
Материалы конференции
Издательство: Институт психологии РАН
Ответственный редактор:
Кольцова В.А.
Объем (стр.):
960
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге представлены материалы международной конференции по проблемам семьи и семейного воспитания. Реализован принцип комплексного, междисциплинарного подхода: выделены и проанализированы психологические, социологические, педагогические, медико-клинические аспекты семьи. В материалах книги отражены авторские точки зрения на особенности функционирования семьи в современном мире, ее воспитательный потенциал, социальные функции, соотношение традиционных и инновационных тенденций в ее развитии. Особое внимание уделено духовно-нравственным проблемам детско-родительских и супружеских отношений, формам и методам воспитательного воздействия семьи на подрастающее поколение. Раскрыты психологические особенности семей разных типов (полных и неполных, многодетных, воспитывающих детей-инвалидов и приемных детей и т. д.), отношение молодежи к семье и пути формирования сознательного родительства. Рассмотрены формы социальной поддержки семьи в современном обществе, проблемы психотерапии, психодиагностики и коррекции семейных отношений.
Приветствие члена-корреспондента РАН, профессора, директора Института психологии РАН А. Л. Журавлева участникам конференции | 19 |
Приветственное слово главы митрополичьего округа в Республике Казахстан Митрополита Астанайского и Казахстанского участникам конференции | 21 |
1 Семья в современном мире: традиции и инновационные тенденции | 25 |
В. А. Абабков. Динамика семейного стресса и копинга в России постсоветского периода | 25 |
Н. В. Азарёнок. Представления об успехе женщин с традиционными и нетрадиционными профессиональными ролями в современном обществе | 28 |
О. Н. Апанасенко. Православная и светская семья в современном обществе | 31 |
Т. М. Баринова. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально-педагогическое явление | 32 |
В. О. Белевцова. Укрепление института семьи посредством традиционной культуры (на примере свадебной обрядности марийцев) | 35 |
М. Г. Блинова. Обычаи и традиции казачества как пример семейного воспитания общечеловеческих ценностей и формирования гражданской позиции у подрастающего поколения | 38 |
В. Н. Блохин. Нестабильность семейно-брачных отношений в современной Республике Беларусь | 41 |
Т. Т. Бязрова. Демографическая проблема и кризис современной российской семьи | 42 |
Л. А. Делова. Межэтническая семья в полиэтничном социуме | 45 |
И. В. Демидова. Семья как базовая ценность личности и общества: проблемы и особенности ее развития в современной России | 46 |
З. Ж. Жаназарова. Основные проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений в Казахстане | 49 |
Г. Ж. Жарылкасынова, Х. Х. Тухтаева, А. А. Рауфов, И. И. Тошева. Традиционный режим питания в узбекских семьях и его влияние на здоровье членов семьи | 52 |
А. И. Китова. Культура молодой семьи | 54 |
И. Е. Козырева. Влияние средств массовой коммуникации на дестабилизацию семейных отношений в современном обществе | 57 |
С. В. Колударова. Трансформация института брака в современном российском обществе | 58 |
Л. А. Крапивина. Семья XXI века в эпицентре информационных атак | 61 |
Л. И. Красноярова. Семья в техногенном мире | 63 |
В. М. Кузьмина, А. С. Саяпина. Динамика семейных ценностей в современном российском обществе | 65 |
Е. И. Кулько. Кризис общества и современной семьи | 68 |
С. Б. Лазуренко, Н. В. Мазурова. Медико-психолого-педагогические проблемы многодетных семей | 69 |
С. С. Мусатова. Молодая семья и ее проблемы | 72 |
Е. П. Невельская-Гордеева. Логико-психологический анализ аксиологии семьи в современном нормативном поле | 75 |
Г. В. Панина. Социологическое изучение семьи как основа семейной социальной политики | 78 |
О. В. Пацукевич. Роль семьи в современном обществе | 80 |
И. В. Плющ. Функциональная эволюция семьи | 82 |
А. И. Пьянов. Семья как социообразующий институт общества | 85 |
Т. П. Румянцева, Т. Н. Зятинина. Социально-психологические проблемы ярославской семьи: динамика, тенденции | 87 |
А. В. Ручкин. Государственные награды и семейная политика в контексте институционализма | 89 |
Н. В. Стюфляева. Соборный уклад русской семьи (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») | 90 |
Л. З. Фатхуллина. Проблемы современной сельской семьи | 93 |
К. В. Шумская. Негативные стереотипы и новая модель неполной семьи | 96 |
О. А. Якименко. Семья как семейно-родственная система отношений современности | 97 |
2 Духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания | 103 |
В. В. Аншакова. Духовно-нравственные представления о личности, ее развитии и воспитании в святоотеческой традиции | 103 |
Т. И. Артемьева. Религиозные кризисы личности в трактовке В. В. Зеньковского | 109 |
Н. Я. Безбородова. К вопросу о духовной природе семьи как источнике формирования личности | 114 |
А. Н. Бражникова. Христианский опыт нравственного воспитания детей: психологический аспект | 116 |
Е. Г. Брындин. Библейские принципы создания крепкой, счастливой семьи | 119 |
А. А. Гайворонская. Содержание социальных представлений об образе Бога у молодежи и пожилых людей | 121 |
А. А. Гостев, Н. В. Борисова. Семья – основа воспитания духовной личности: вклад Ивана Александровича Ильина | 126 |
Л. А. Грицай. Православные семейные традиции и современное родительство | 133 |
П. В. Добросельский. Христианское учение о браке, семье и супружеских отношениях | 136 |
А. Н. Елизаров. Взаимосвязь духовности и отношений в семье | 138 |
П. В. Кипаридзе. Смирение как морально-психологический фактор семейного благополучия | 140 |
Л. В. Киржанова. Духовные основы противодействия разрушительному влиянию инфернальной лексики на личность | 143 |
Ю. Е. Коростелева. Православная семья как фактор формирования нравственных и социальных качеств современной женщины | 146 |
В. В. Лаппо. Психолого-педагогические предпосылки актуализации агиографии как средства семейного воспитания | 149 |
Л. М. Миронов. Стабильная семья и крепкая община – краеугольные камни сильного государства | 152 |
Н. А. Нагорнова. Православные традиции в воспитании материнства | 155 |
А. С. Палибина. Влияние ценностей Православия на семью в России | 158 |
Протоиерей Александр (Половинкин). Крепкая семья – основа общества и государства | 160 |
Протоиерей Олег (Безруких). Христианское назначение семьи как «домашней Церкви» | 162 |
С. А. Рогова. Духовно-нравственное воспитание как фактор противодействия влиянию современного информационного пространства на развитие агрессивности детей младшего школьного возраста | 165 |
И. П. Рыжих, Т. И. Логинова. Содержание и формы взаимодействия детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста | 168 |
В. А. Сахаров, Л. Г. Сахарова. Традиции духовно-нравственного воспитания детей в Вятском регионе | 171 |
В. Е. Семенов. Духовно-нравственное воспитание как важнейший национальный проект в современной России | 173 |
В. Е. Слотин, Н. Н. Слотина. Проблемы православного семейного воспитания на страницах епархиальной печати во второй половине XIX–начале ХХ в. (на материалах Вятской губернии) | 177 |
И. Э. Соколовская. Духовно-нравственное воспитание детей как залог здорового общества и государства | 180 |
А. Г. Трофимчук. Гармонизация семейных отношений на основе общечеловеческих ценностей | 183 |
Е. П. Шабалина, В. Г. Визер. Семья как фактор сохранения и развития православных традиций сибирского казачества | 185 |
Л. А. Якина. Страх как эмоциональное проявление религиозности у детей старшего дошкольного возраста (на материале изучения современной семьи Северного Кавказа) | 189 |
3 Психология материнства и отцовства | 195 |
Е. Л. Аликина. Особенности познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от количества детей в семье | 195 |
Л. Л. Баз, Ю. М. Тавризова. Материнско-детские отношения и личностные особенности матери в полных и неполных семьях | 198 |
А. Н. Васина. Социальная ситуация развития молодых матерей с осложненным протеканием послеродового периода (на примере лактационных маститов) | 201 |
Н. В. Верещагина. Привязанность матери к ребенку как социально-психологическая проблема современной российской семьи | 204 |
И. В. Долгополова. Специфика отношения к ребенку у матерей, родивших доношенных и недоношенных детей (на примере неонатального периода) | 206 |
Е. А. Ипполитова. Анализ трансформаций представлений о будущей семейной жизни молодых матерей и отцов | 209 |
В. В. Каранова. Отцовство как общественно-культурное явление | 212 |
О. В. Кожевникова. Связь тревожности дошкольников с особенностями их взаимодействия с родителями | 215 |
Е. В. Костюченко. Образ отца как прообраз идеального мужчины у девушек | 217 |
С. В. Луговская. Психологический портрет осужденной матери, воспитывающей ребенка в условиях исправительного учреждения | 219 |
Т. О. Новикова, М. Г. Ковалевская. Духовный смысл материнства в философских исканиях П. Е. Астафьева | 222 |
М. В. Пастухова. Трансформации роли отца в истории общества | 224 |
Ю. А. Полканова. Подготовка молодежи к материнству и отцовству (на примере учреждений начального профессионального образования) | 226 |
С. С. Савеньшева, В. Ф. Чижова. Особенности протекания родов и психического развития детей у женщин с разным уровнем психологической готовности к материнству | 228 |
Л. Э. Семенова, Е. В. Кожина. Смысловое значение материнства у потенциальных и реальных матерей | 231 |
В. Л. Ситников. Особенности отражения ребенка родителями разного пола | 234 |
А. Б. Теплова. Антропологические основания материнского фольклора | 236 |
Ю. А. Токарева. Мотивы отцовства в организации воспитательной деятельности | 239 |
Т. С. Томина. Раннее материнство как социально-психологическая проблема современного общества | 242 |
А. С. Черданцева. Особенности структуры самосознания женщины в связи с материнством в период взрослости | 244 |
Т. В. Шрейбер. Самооценка и уровень притязаний мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в связи с особенностями материнских отношений | 247 |
4 Психология супружеских отношений | 253 |
Л. Г. Агеева, К. С. Данилова. Проявления супружеских конфликтов на разных стадиях брачных отношений | 253 |
А. А. Бефани, В. Е. Ткаченко. Концепция интерсубъектности С. Л. Рубинштейна и проблема личностного роста субъектов супружеских отношений | 255 |
О. Г. Блок. Особенности ценностно-смысловой обусловленности прощения партнера по браку у верующих и неверующих молодых супругов | 259 |
А. О. Досова. Супружеская неверность | 262 |
И. П. Ильюкевич. Особенности синдрома эмоционального выгорания во внутрисемейных отношениях | 264 |
Р. Р. Калинина. Психологические особенности брака, воспринимаемого супругами как счастливый | 266 |
Б. П. Ковалёв, О. Е. Мальцева. Образ партнера как фактор, влияющий на удовлетворенность супругов браком | 269 |
В. П. Левкович. Конфликтное взаимодействие супругов как один из источников стабилизации и дестабилизации семьи в современном мире | 272 |
Н. Немировская. Концепция трехкомпонентной психологической структуры семьи В. Н. Дружинина | 275 |
Д. С. Никулина, О. И. Островерхова. Конфликтность супругов с разными представлениями о родительской семье | 278 |
С. А. Овчаренко, Е. А. Кучумова. Насилие в семье как угроза социальной безопасности современного общества | 281 |
И. И. Пацакула. Представления бывших супругов о постразводном родительстве | 284 |
Т. В. Пожалова. Культура супружеских отношений как условие обеспечения стабильности молодой семьи | 286 |
И. А. Полунина. Развод как нравственная и психологическая проблема современной российской семьи | 288 |
А. В. Поляков, С. А. Кудрявцева. Особенности супружеских взаимоотношений в семьях Санкт-Петербурга и Ставропольского края | 291 |
В. Е. Ткаченко. Личностная зрелость субъектов супружеских отношений | 294 |
Е. Б. Филинкова. Семья как фактор ухода учителей из системы образования | 297 |
В. М. Целуйко. Психологические проблемы смешанных семей | 298 |
Ю. А. Чаусова. Исследования семейных отношений в рамках социально-конструктивистской парадигмы | 301 |
5 Проблемы детско-родительских отношений, воспитания и формирования личности в семье | 307 |
Н. С. Алпатова. Роль семьи в предупреждении отклоняющегося поведения детей и подростков | 307 |
А. Ш. Арзикулов, М. А Умарова. Особенности семейной ситуации школьников с дезадаптацией | 309 |
Г. Ш. Арипова. Роль семьи в воспитания толерантности личности (на примере Узбекистана) | 312 |
Т. И. Артемьева. Проблемы развития и воспитания личности в трудах В. В. Зеньковского | 314 |
А. Д. Асеева. Роль семейного воспитания в профилактике аддиктивного поведения молодежи | 320 |
Ю. Ю. Березина. Художественно-эстетическое воспитание ребенка в семье | 323 |
Ю. Д. Бойчук. Роль семьи в профилактике наркомании у подростков | 325 |
И. В. Борисова. Исследование взаимосвязи совладающего поведения подростков со стилем детско-родительских отношений | 328 |
М. С. Боровцова. Роль семьи в формировании гендерной идентичности личности | 331 |
Г. Г. Бородаева. Проблемы воспитания детей в неполных семьях | 332 |
Т. Н. Бояк. Роль семьи в сохранении духовных, этнонациональных ценностей (на материалах Бурятии) | 335 |
А. В. Бояринцева. Формирование картины мира ребенка в дошкольном возрасте | 337 |
А. Д. Вислова. Родительские установки как условие формирования у детей толерантности | 340 |
В. П. Волчок. Влияние родительского поведения на положение дошкольника в группе сверстников | 341 |
П. В. Гасымова. Влияние семейного стиля воспитания на агрессивное поведение детей | 344 |
И. И. Дегтярёва. Социально-психологические условия воспитания и развития личности ребенка в семье | 346 |
И. А. Дидук. Условия воспитания ответственности ребенка в семье | 348 |
В. И. Доможиров. Роль семьи в защите ребенка от медианасилия в средствах массовой коммуникации | 350 |
Е. Н. Дрыгина, С. Н. Пальцева. Формирование ценностного отношения младших школьников к семье | 353 |
Е. И. Жигэу. Влияние позиции родителей на психическое развитие детей | 355 |
Н. В. Жукова. Формирование ценностных основ трудовой мотивации в родительской семье и каналы трудовой социализации | 358 |
В. П. Зайченко. Особенности доверительного общения в юношеском возрасте | 361 |
С. М. Зинина. Волшебная сказка как средство духовно-нравственного развития ребенка-дошкольника в семье | 364 |
Г. М. Иксанова. Проблемы современной семьи как института формирования личности ребенка | 366 |
Г. Ю. Исрафилова. Семейное воспитание как фактор средового влияния на диссинхронию психического развития | 368 |
З. Я. Капустина. Социокультурные условия воспитания и развития личности ребенка в семье | 370 |
А. Л. Карпенко. Влияние средств массовой информации на процессы половой идентификации подростков | 373 |
А. Н. Ковтунова. Роль семьи в формировании квалитативной культуры детей дошкольного возраста | 375 |
О. В. Кожевникова. Связь тревожности дошкольников с особенностями их взаимодействия с родителями | 377 |
Т. О. Колесник. Роль семьи в формировании гениальной личности (на примере анализа личности М. Е. Салтыкова-Щедрина) | 378 |
В. А. Кольцова, Т. Т. Хоанг. Влияние межпоколенческого взаимодействия в семье на личностное и профессиональное самоопределение молодежи | 387 |
И. А. Комарова, Н. Ю. Ясева. Влияние народной педагогики на воспитание ребенка в семье | 394 |
В. О. Кондрашова. Социализация как источник формирования семейных ценностей у дошкольников | 396 |
А. С. Коповой, О. В. Коповая. Влияние семейного воспитания на формирование отклонений в поведении подростков | 399 |
М. В. Крекова. Роль семьи в формировании самоотношения человека | 401 |
Е. Д. Кузин. Семейное воспитание как условие формирования духовных ценностей молодежи | 403 |
С. В. Кузнецова, С. К. Летягина. Тенденции формирования отношения к здоровью в современной семье | 405 |
Т. В. Левкова. Диалогичность общения в семье как условие развития автономии ребенка-дошкольника | 408 |
О. В. Леганькова. Особенности восприятия дошкольниками детско-родительских отношений | 410 |
И. В. Малич. Особенности воспитания подростков в современной украинской семье | 412 |
О. Е. Мальцева. Влияние стиля семейных отношений на нравственное развитие подростка | 415 |
М. Н. Махаманова. Роль и функции общения в психическом развитии дошкольника | 417 |
О. И. Маховская. Новые проблемы воспитания в современной семье | 418 |
Н. В. Межевич. Факторы формирования родительства | 420 |
С. А. Месникович. Психологические особенности нравственного воспитания ребенка в семье | 422 |
А. Ф. Минуллина. К определению понятия «детско-родительские отношения» | 424 |
Е. А. Михайлова. Проблемы современной семьи и ее воспитательного потенциала | 427 |
М. М. Мишина. Особенности восприятия родительской семьи в зависимости от включенности в семейно-родовые отношения | 429 |
Л. Ю. Наговец. Развитие уверенности в себе как фактор успешной социализации личности | 433 |
Л. В. Никоненко. Формирование доверительных отношений в семье: социально-психологический аспект | 435 |
М. А. Одинцова, Н. В. Ларионова. Специфика проявления ролевой виктимности в поведении подростков из социально незащищенных семей | 438 |
Д. В. Полежаев. Философские основания психологии семейного воспитания: субъектный подход | 441 |
Ю. А. Полканова. Влияние семейного уклада на воспитание и развитие личности ребенка в семье | 444 |
И. В. Полякова. Социально-психологические проблемы воспитания ребенка в неполной семье | 446 |
К. А. Понарина. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у детей | 448 |
В. В. Потапова. Влияние устоев семьи на культурную диссинхронию психического развития личности подростка | 451 |
Ю. В. Прилепко. Влияние неполной (материнской) семьи на формирования личности ребенка | 454 |
А. С. Прокушева. Самоубийство в подростковом возрасте как следствие неправильного воспитания ребенка в семье | 457 |
И. В. Проневская. Проблемы семейной социализации в семьях с различным количеством детей | 459 |
И. С. Самошкина. Личностная зрелость родителей и особенности воспитания ребенка | 462 |
Е. А. Семенова, И. Н. Емельянович. Влияние детско-родительских отношений на самооценку старшеклассников | 464 |
С. В. Спирин. Формирование основ экологической культуры у дошкольников в семье | 467 |
Т. Н. Сташкова. Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению | 469 |
С. Л. Таланов. Проблемы воспитания детей в неполных семьях: опыт социологического анализа | 471 |
Т. В. Тратинко. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, как фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних | 474 |
О. Н. Уварова. Смысл жизни у лиц, имеющих патологическую привязанность | 476 |
И. В. Усольцева. Как наказывают детей в современной российской семье? | 479 |
И. Р. Федоркова. Особенности воспитания царских детей на Руси: модели воспитания, традиции, уроки, связь с современностью | 482 |
Д. Ф. Филатова. Специфика психологической культуры родителей, воспитывающих дошкольников в неблагополучных семьях | 490 |
Е. В. Харитонова. Отражение проблемы духовно-нравственного воспитания в работах русских философов конца XIX–начала XX века | 492 |
О. Г. Хмелева. Психологическая грамотность родителей как одно из условий психологического здоровья семьи | 495 |
Ж. В. Чайкина. Принципы природосообразного воспитания: история вопроса и современные подходы | 497 |
Л. А. Часовская. Воспитательный потенциал современной российской семьи | 500 |
И. В. Челышева. «Экранное насилие» и проблемы семейного воспитания подростков | 503 |
Т. Е. Чеченова. Недостатки семейного воспитания как причина антиобщественного поведения подростков | 505 |
М. А. Чулкова. Состав и социально-демографические характеристики семьи и особенности взаимоотношений изолированных старшеклассников со значимыми людьми | 508 |
Е. П. Шабалина. Влияние семьи на формирование ценностей и жизненных планов личности | 510 |
К. С. Шалагинова, А. И. Амелькина. Влияние родительской агрессии на формирование личности младшего школьника | 512 |
Т. В. Шубницына. Формирование психологической культуры ребенка в процессе семейного воспитания | 515 |
Э. Г. Эйдемиллер. Патологизирующее семейное воспитание как фактор искажения личностного развития и формирования нервно-психических расстройств у детей и подростков | 518 |
Ю. В. Яндрова. Качественные показатели особенностей развития гендерной идентичности девочек подросткового возраста | 520 |
С. Л. Ящук. Самооценка у детей младшего школьного возраста из неполных семей | 523 |
6 Отношение современной молодежи к семье и формирование ее готовности к семейной жизни | 529 |
М. А. Абрамова. Проекция образа семьи в графических работах молодежи | 529 |
Т. Г. Авдеева. Социально-психологические особенности отношения молодежи к брачно-семейным отношениям | 532 |
Л. Г. Агеева. Семейные конфликты глазами молодежи | 534 |
А. Д. Барбитова. Особенности учебного курса для старшеклассников «Этика и психология семейных отношений» | 537 |
О. В. Бессчетнова. Брак и семья: взгляд современной студенческой молодежи | 541 |
Т. М. Бузулуцкая. Место семьи в иерархии ценностей современной молодежи | 543 |
С. В. Васильева. Образ будущей семьи у юношей и девушек | 545 |
И. А. Голикова. Менталитет молодежи как фактор формирования отношения к современной семье в Эстонии | 547 |
Л. А. Гуляева. Авторские технологии работы с молодежью по формированию базисных семейных ценностей | 552 |
М. А. Дроздова. Образы родителей в сознании детей и молодежи | 555 |
В. П. Зайченко. Особенности доверительного общения в юношеском возрасте | 556 |
Н. А. Зимина. Отношение молодежи к различным аспектам семейной жизни | 559 |
Т. С. Калачева. Соотношение профессиональных и семейных ценностей в жизненных планах студентов младших курсов вузов | 562 |
Т. А. Кирдяшкина. Взгляды студентов на проблему взаимоотношения полов | 565 |
Н. А. Кора. Представления современной молодежи о счастливой семье | 568 |
Н. Л. Москвичёва, Н. В. Кошкина. Ценность семьи и брака в представлениях современной студенческой молодежи | 571 |
Г. В. Новикова. Опыт пропаганды семейного образа жизни в студенческой среде | 574 |
О. В. Павловская. Идеал семьи в представлениях современной молодежи | 577 |
Е. О. Потапенко. Готовность молодежи к семейной жизни: сущность, подходы, теоретическое обоснование | 579 |
О. О. Прокофьева, Н. Ю. Ясева. Формирование осознанного отношения к семье и браку у студенческой молодежи | 583 |
Я. В. Пузыренко. Влияние рекламы на социализацию молодежи и формирование семейных ценностей в современном обществе | 585 |
Н. К. Радина, В. А. Цветкова. Ролевые ожидания в браке у студенток, ориентированных на патриархатную мужественность партнера по романтическим отношениям | 588 |
Л. Н. Самошкина, Я. И. Полишко. Поло-ролевые аспекты мотивации вступления в брак у студенческой молодежи | 591 |
С. Ю. Свешников. Психолого-педагогическое обеспечение становления готовности к семейной жизни у студентов вуза | 594 |
О. А. Сидоренко. Особенности отношения к ценности семьи у студентов | 596 |
Е. С. Сироткина. Гендерное воспитание молодежи как условие создания стабильной семьи | 602 |
С. Л. Таланов. Содействие становлению и укреплению молодых семей: взгляд молодежи | 605 |
М. Р. Тимашева. Психологическая готовность к материнству и отцовству современной молодежи | 607 |
А. В. Шаров. Отношение молодежи к браку: опыт социологического исследования | 609 |
7 Психологические характеристики детей-сирот, их жизнеустройство в приемных семьях и пути социальной адаптации | 615 |
Е. М. Благодырь. Пути формирования безопасного поведения у социальных сирот | 615 |
Ж. Ж. Букина. Образ семьи в сознании детей – сирот как фактор их социализации | 617 |
Ю. А. Володина. Воспитанность детей-сирот: критерии оценки и самооценки | 619 |
О. В. Заяц. О роли СМИ в организации замещающих семей | 622 |
И. В. Калачева. Особенности родительских установок в отношении приемных детей | 625 |
Т. В. Кипорова, Т. А. Мансурова. Организация работы с приемными семьями в условиях «Центра психолого-медико-социального сопровождения» | 628 |
Л. В. Кобликова, Е. В. Свистунова. Психолого-педагогическая помощь семье в становлении личностной идентичности приемного ребенка | 629 |
Т. З. Козлова. «Первичная» семья будущих родителей детей-сирот | 631 |
И. А. Комарова. Особенности воспитания ребенка в приемной семье | 635 |
Ю. А. Королева. Социально-психологическая компетентность детей-сирот с задержкой психического развития | 638 |
Н. Н. Красовская. Семейные формы жизнеустройства детей-сирот в Республике Беларусь | 640 |
С. Б. Лазуренко. Пути профилактической работы по снижению числа детей-сирот в России | 643 |
Н. В. Майсак, М. И. Новолокина. Особенности копинг-поведения делинквентных подростков, воспитывающихся в детском доме | 647 |
С. П. Матвеева. Роль приемной семьи в процессе формирования ценностных ориентаций у детей, оставшихся без попечения родителей | 649 |
А. С. Миночкина. Социально-психологическое сопровождение выпускников интернатных учреждений | 653 |
А. В. Мочалов, Ю. Г. Евдокимова. Проблемы социальной адаптации сирот в современном обществе | 654 |
Е. В. Нуцкова. Психологическое сопровождение приемных семей как профилактика повторных отказов от детей | 656 |
Т. И. Семенова. Сравнительный анализ эмоционального интеллекта воспитанников детских домов и подростков, живущих в семьях | 660 |
8 Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов ...667 | |
С. Н. Башинова. Психология взаимодействия семьи и школы в обучении детей с тяжелым нарушением речи | 667 |
М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова. Родительская любовь как основа саногенеза в семьях детей с бронхиальной астмой | 669 |
М. П. Билецкая, Т. В. Веселова. Роль семейных отношений в развитии личности ребенка с гастродуоденитом | 672 |
Ю. С. Больдюсова. Особенности игровой терапии с ребенком с врожденными особенностями развития | 675 |
Т. Н. Васильева, М. В. Донская, Н. В. Куликова, И. А. Шашина. Проблемы воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в неполной семье | 678 |
Е. А. Весёлкина. Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья | 680 |
С. Б. Горбунова. «Клуб семей» как инструмент оказания социально-психологической поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями | 682 |
Т. Н. Данилова, А. В. Мизинова. Особенности взросления детей с синдромом Дауна | 684 |
Д. И. Ильхамова. Особенности родительского отношения к детям с хроническими соматическими заболеваниями | 687 |
И. Л. Коломиец. Анализ воспитательной практики матерей больных сахарным диабетом 1 типа детей и ее взаимосвязь с тревожностью детей | 689 |
А. В. Костюк. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном пространстве | 692 |
О. А. Литвиненко. Формирование позитивного самоотношения у психически больных людей в связи с социально-психологической поддержкой семьи | 695 |
Ю. М. Миланич. Сравнительный анализ материнского отношения к детям с нарушением речи и детским церебральным параличом | 697 |
Т. В. Молчанова И. В. Кропотова. Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: роль православных традиций | 700 |
С. У. Нигманов, О. С. Протасова, А. Л. Асеева. Роль семьи в реабилитационном процессе детей-инвалидов | 702 |
Е. Н. Ноздрунова. Психосемантические характеристики отношений матерей, воспитывающих умственно отсталых детей | 705 |
Г. В. Орлова, Е. Н. Борзунова. Представления молодежи о возможностях семьи человеком с ограниченными возможностями здоровья | 708 |
Е. В. Семакова. Условия развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в семье | 711 |
С. В. Соловьева. Сравнительный анализ моделей кризисного переживания ситуации «особого» родительства | 713 |
В. М. Сорокин. Реакции родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии | 716 |
А. С. Султанова. Особенности супружеских и детско-отцовских отношений в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья | 719 |
Л. В. Токарская. Особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью различной степени тяжести | 720 |
К. С. Шалагинова. Позиция родителей как одно из условий успешного перехода к инклюзивному образованию | 723 |
Н. Н. Шельшакова. Представление о семье у детей с умственной отсталостью из благополучных и неблагополучных семей | 726 |
9 Репродуктивная культура современной семьи | 731 |
М. А. Беляева. Влияние интернета на репродуктивную культуру семьи | 731 |
А. И. Блюм. Искусственное прерывание беременности как трудная социальная ситуация в жизни женщины | 733 |
О. Н. Васильченко. Актуальные проблемы репродуктивного поведения личности | 736 |
О. В. Грибкова. Культурная и духовная ситуации развития ребенка (из опыта работы перинатального психолога) | 739 |
Т. А. Долова. Осознанный отказ от деторождения: социально-психологический анализ | 741 |
Е. А. Истратова, Л. Л. Баз. Исследование мотивационно-личностной сферы женщин, страдающих бесплодием | 743 |
В. А. Литовка. Социологический анализ стратегий репродуктивного поведения населения Краснодарского края | 745 |
А. Ю. Маленова. Особенности эмоциональной и когнитивной оценки женщинами реальной и потенциальной ситуации прерывания беременности | 747 |
Т. П. Машихина. Проблема репродуктивного поведения женщин в контексте демографической политики России | 750 |
А. А. Меньшикова. Система отношений у женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности | 752 |
Е. В. Нелин. Психология семьи и демографическая проблема | 754 |
Л. Я. Рамазанова. Священный дар жизни | 756 |
М. Г. Самойлов. Материальное стимулирование рождаемости: мнение современной молодежи | 757 |
А. А. Селезнёв. Актуальные проблемы перинатальной психологической службы | 759 |
Г. Г. Филиппова. Перинатальная психология в решении репродуктивных проблем современной российской семьи | 762 |
А. С. Югфельд. Исследование репродуктивных установок молодых семей Тульской области | 765 |
10 Социально-психологическая поддержка семьи в современном обществе | 771 |
Г. Н. Васильев. Организация работы школы-интерната по социально-психологической поддержке семьи | 771 |
Н. А. Грицюк. Психологическая помощь семьям, воспитывающим проблемного ребенка | 772 |
Е. Н. Дронова. Подготовка кандидатов в замещающие родители в контексте психолого-педагогического сопровождения семьи | 774 |
Е. В. Зубова. Выявление личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья для оказания им содействия в социальной адаптации | 775 |
М. С. Кадменская. Значимость социально-психологической поддержки семьи с психической болезнью одного из ее членов | 779 |
В. В. Каранова. Комплексная социальная поддержка семьи (на примере Магаданской области) | 782 |
О. М. Кирилюк. Современная российская семья как объект социальной работы | 783 |
О. М. Ковтунова. Социальные акции по поддержке семьи как средство укрепления взаимодействия государственных учреждений социального обслуживания и православной церкви | 785 |
Е. П. Кречко. Психологическая помощь и сопровождение в сложной жизненной ситуации в «Центре психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО Департамента семейной и молодежной политики города Москвы» | 788 |
В. М. Кузьмина, О. В. Воробьева. Принципы организации социальной поддержки молодых семей в России | 790 |
В. А. Макарова, В. С. Морозова. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи | 793 |
И. Ю. Менщикова. Социально-психологическая работа с неполной семьей в системе органов социального обслуживания населения | 796 |
О. С. Мешкова. Социальные технологии работы с семьей | 799 |
Н. А. Митрушина. Психологическое сопровождение женщин и семьи в перинатальном периоде на примере больницы г. Ярославля | 801 |
Е. А. Мурашко. Социально-педагогическое сопровождение детей с риском потери родительской заботы | 803 |
П. О. Омарова. Сопровождение семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на этапе школьного обучения в национальной школе | 805 |
А. В. Пилишина, И. С. Федорычев. «Центр поддержки молодой студенческой семьи» как перспективное направление социально-психологическое работы | 807 |
А. Х. Попова. Психологическая поддержка семьи в условиях некоммерческой организации | 810 |
О. Ю. Сидоренко, М. С. Шелемехова. Технология работы «Службы семейного воспитания» с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | 811 |
И. В. Смолярчук. Психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия | 814 |
Д. Г. Сороков. Влияние психолого-социальной поддержки молодой семьи на характеристики семейной системы | 817 |
А. В. Трущелёва. Социально-психологическая поддержка семей с детьми, имеющими нарушения зрения | 820 |
Е. В. Фокина. Реализация межпоколенного подхода как условие стабилизации семейных отношений | 822 |
К. С. Шалагинова, О. И. Бутримова. Опыт оказания психологической помощи младшим школьникам из неблагополучных семей | 824 |
В. С. Шаповалова. Основы социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | 827 |
11 Взаимодействие семьи и системы образования как фактор повышения эффективности обучения и формирования личности | 833 |
М. И. Алдошина. Роль семьи и системы образования в формировании этно-эстетической культуры личности | 833 |
А. Ш. Арзикулов, А. Г. Арзибеков, М. А. Умарова, Л. С. Салимгариева, Ш. А. Искандарова. Оценка эмоциональной сферы школьников с дезадаптационными нарушениями | 834 |
А. Ш. Арзикулов, М. А. Умарова, Л. С. Салимгариева, Ш. А. Искандарова, Л. Т. Хакимова. Индивидуально-типологические особенности подростков с дезаптацией | 837 |
И. Н. Батура. Взаимодействие школы и семьи в процессе гуманизации личности младших школьников | 839 |
С. Н. Васильева. Школьная библиотека – территория сотрудничества | 842 |
И. И. Дереча. Нравственное воспитание подростков в процессе взаимодействия школы и семьи | 844 |
В. В. Дренева. Комплексный подход к психологическому просвещению родителей в условиях общеобразовательного учреждения | 847 |
Е. А. Ермакова, С. В. Мичурина, Н. В. Неделько, О. А. Хюппенен. Роль взаимодействия семьи и школы в повышении обучаемости ученика | 848 |
Е. П. Звягинцева. Воспитание толерантности в образовательной среде как средства формирования социально-психологической культуры общения | 851 |
А. А. Идрисова. Особенности взаимодействия классного руководителя и семьи школьника | 853 |
В. М. Идрисова. Психология взаимодействия семьи и школы: современные тенденции и проблемы | 856 |
В. В. Ионова, Е. А. Ионова. Развитие белорусско-российских культурных связей как условие формирования толерантности учащихся | 858 |
С. Е. Лисютина. Взаимодействие семьи и школы в инклюзивном образовании | 860 |
З. В. Масаева. Взаимодействие психолога с семьей в образовательной среде школы | 863 |
О. Ю. Михайлова. Стили семейного воспитания и диалог педагога с родителями | 865 |
С. С. Пичугин. Современные аспекты взаимодействия семьи и школы в профилактике асоциального поведения детей | 868 |
Ю. В. Подповетная. Культура преподавателя как социально-психологический фактор формирования и развития личности ребенка | 871 |
Л. Г. Рубис. Условия воспитания подростков в туристической среде | 873 |
Е. М. Рудакова. «Родительский патруль» Приамурья в действии: цели, методы, результаты | 874 |
Т. В. Сафонова. Приобщение студентов, будущих учителей к православным ценностям в процессе образовательной деятельности вуза | 878 |
В. Э. Семенова. Задачи взаимодействия дошкольных учреждений и семьи в процессе воспитания детей в свете федеральных государственных требований к развитию дошкольного образования | 880 |
А. П. Сманцер. Затруднения в работе с семьей и учащимися в условиях инклюзивного образования: оценки белорусских и российских учителей | 882 |
И. В. Усачева. Развитие интеллектуальных и речемыслительных способностей детей в семье как условие подготовки к успешной учебной деятельности | 885 |
И. Л. Федотенко. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей школьников в инклюзивном образовании | 887 |
А. С. Чепайкина. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся | 890 |
Э. И. Чугунова. Взаимодействие образовательных учреждений и замещающих семей как условие повышения эффективности воспитания приемных детей | 892 |
С. Г. Шабас. Социально-психологическое взаимодействие родителей воспитанников детского сада в условиях мультикультурного общества | 894 |
С. В. Шанин. Нравственное воспитание ребенка в контексте взаимодействия семьи и школы | 896 |
12 Теория и практика семейной психодиагностики, консультации и психотерапии | 901 |
Т. А. Адмакина. Возможности оценки семейных взаимоотношений в судебной экспертной практике | 901 |
Т. А. Адмакина, Н. В. Беломестнова. Опыт применения методики «Уровень невротизации и психопатизации» в судебной экспертизе определения режима общения с ребенком | 903 |
Л. Х. Батырова. Причины кризисных состояний в семье в период появления ребенка и пути их преодоления | 905 |
Н. В. Беломестнова. К вопросу о методах анализа детско-родительских отношений в процессе судебно-психологической экспертизы | 907 |
А. И. Бондарук. Работа с образом в диагностике семейных отношений | 910 |
М. Ю. Городнова. Бифокальные модели семейной групповой психотерапии семей с больным наркоманией | 912 |
Я. Н. Дёгтева. Особенности использования техник семейной арт-терапии в России | 915 |
И. В. Жуковский. Медиация и символдрама: теория и практика супружеских отношений | 918 |
А. С. Зобов, М. И. Козлова. Семейные конфликты: источники и последствия | 922 |
Е. С. Иванова, К. С. Копытова. Диагностика и прогноз устойчивости отношений в супружеских парах | 925 |
А. В. Кернас. Психологические аспекты формирования крепкой семьи средствами физической культуры и спорта | 928 |
В. М. Кузьмина, В. В. Кобелева. Значение консультативной и психотерапевтической помощи для снятия психоэмоциональной напряженности в семьях с инвалидами вследствие боевой травмы | 930 |
В. М. Кузьмина, А. И. Лабузова. Особенности психологической консультации лиц, переживших военную травму, при нарушении семейно-бытовой адаптации | 932 |
И. И. Лусто. Профилактика аддиктивного поведения молодежи – основа здоровой семьи | 935 |
И. Ю. Макарова. Системные механизмы формирования семейных когниций | 937 |
Ю. А. Меркулова, Л. А. Гуляева. Авторские технологии работы с молодежью, направленные на формирование базисных семейных ценностей | 940 |
Н. А. Нагорнова. Изучение своей родословной как ресурс личностной свободы | 943 |
О. А. Овсяник. Социально-психологическое сопровождение адаптации женщин в период ухода взрослых детей из семьи (эффект «пустого гнезда») | 945 |
Н. И. Олифирович. Регуляторы семейной системы в практике семейной терапии | 947 |
Т. П. Румянцева, В. Ю. Весова. Семейное консультирование как форма диагностико-прогностической и социально-адаптивной деятельности: опыт и перспективы | 950 |
М. В. Чекмарев. Актуальные вопросы психотерапии родителей детей-жертв тоталитарных религиозных культов | 951 |
Т. В. Шинина. Социально-психологическая поддержка семьи ребенка-инвалида | 953 |