Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие
Автор:
Книжникова С. В.
Год издания: 2014
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
363
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии отражены результаты исследования «Подготовка подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных и потребительских ценностей», поддержанного грантом Президента РФ (МК 808.2013.6).
В издании раскрываются феноменология, факторы, этапы становления девиантного поведения, характеризуются следующие социальные патологии: проституция, виртуальная зависимость, наркотическая и алкогольная аддикция, зависимость от нетрадиционных религиозных организаций и культов, самоубийства, асоциальные группы молодежи. Особое внимание уделяется методике подготовки подрастающего поколения к осознанному критическому восприятию девиантогенных влияний из медиапродукции. Также предлагается технология формирования жизнестойкости подростков как первичная профилактика отклоняющегося поведения. В приложениях приведены методики диагностики девиантного поведения, а также материалы, связанные с профилактикой отклоняющегося поведения.
Адресуется всем изучающим девиантологию — студентам (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения», направления «Психологическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»), слушателям курсов повышения квалификации, а также практическим психологам и педагогам, работникам в сфере молодежной политики, сотрудникам правоохранительных органов, исследователям феномена девиантного поведения.
В издании раскрываются феноменология, факторы, этапы становления девиантного поведения, характеризуются следующие социальные патологии: проституция, виртуальная зависимость, наркотическая и алкогольная аддикция, зависимость от нетрадиционных религиозных организаций и культов, самоубийства, асоциальные группы молодежи. Особое внимание уделяется методике подготовки подрастающего поколения к осознанному критическому восприятию девиантогенных влияний из медиапродукции. Также предлагается технология формирования жизнестойкости подростков как первичная профилактика отклоняющегося поведения. В приложениях приведены методики диагностики девиантного поведения, а также материалы, связанные с профилактикой отклоняющегося поведения.
Адресуется всем изучающим девиантологию — студентам (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения», направления «Психологическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»), слушателям курсов повышения квалификации, а также практическим психологам и педагогам, работникам в сфере молодежной политики, сотрудникам правоохранительных органов, исследователям феномена девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 5 |
1.1. Понятия девиантного поведения, отклоняющегося поведения и социальной патологии | 5 |
1.2. Концепции девиантного поведения | 11 |
1.3. Факторы девиантного поведения | 16 |
1.4. Динамика девиантности | 22 |
1.5. Подходы к профилактике девиантного поведения | 24 |
Рекомендуемая литература | 27 |
Приложение 1. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) | 30 |
Приложение 2. Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова) | 36 |
Приложение 3. Девиантологические идеи | 45 |
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЙ И ПОДХОДЫ К ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ | 48 |
2.1. Проституция как социальная патология | 52 |
Рекомендуемая литература | 57 |
Приложение 4. Общественная и научная мысль России XIX - начала ХХ вв. о социальной сущности проституции | 58 |
2.2. Виртуальная аддикция как социальная патология | 64 |
Рекомендуемая литература | 69 |
Приложение 5. Тест на интернет-зависимость (К. Янг, В. А. Бурова) | 72 |
Приложение 6. Тест на интернет-зависимость (С. А. Кулаков) | 74 |
Приложение 7. Шкала интернет-зависимости (А. Жичкина) | 77 |
Приложение 8. Интернет-зависимость личности как форма социальной патологии | 78 |
2.3. Алкоголизм и наркомания как социальные патологии | 83 |
Рекомендуемая литература | 93 |
Приложение 9. Опросник «Потребность в поиске ощущений» | 97 |
Приложение 10. Тест аддиктивных установок Макмаллана-Гайлхар | 100 |
Приложение 11. Диагностика склонности к употреблению психоактивных веществ (Н. П. Фетискин) | 103 |
Приложение 12. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) | 107 |
Приложение 13. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) | 110 |
Приложение 14. Модели профилактики зависимостей | 119 |
Приложение 15. Таблица признаков интоксикации психоактивными веществами | 148 |
2.4. Деструктивные религиозные организации как социальная патология | 150 |
Рекомендуемая литература | 165 |
Приложение 16. Качества и свойства лидеров деструктивных организаций (Н. А. Орел) | 167 |
Приложение 17. «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» (А. Л. Дворкин) | 169 |
2.5. Суицидальное поведение как социальная патология | 171 |
Рекомендуемая литература | 188 |
Приложение 18. Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич) | 191 |
Приложение 19. Опросник суицидального риска (Т. Н. Разуваева) | 199 |
Приложение 20. Психологическая диагностика суицидального риска на основе критериев оценки эффективности адаптации | 203 |
Приложение 21. Тест «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин) | 206 |
Приложение 22. Тест «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин) | 209 |
Приложение 23. Опросник оценки душевной боли (Э. Шейдман) | 212 |
Приложение 24. Методика Д. Рассела и М. Фергюсона «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» | 215 |
2.6. Асоциальные и криминогенные группы молодежи | 216 |
Рекомендуемая литература | 229 |
Приложение 25. Особенности молодежных субкультур в России | 230 |
Приложение 26. Диагностика социального благополучия подростка | 245 |
Приложение 27. Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей | 248 |
3. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К ОСОЗНАННОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ В МЕДИАПРОДУКЦИИ ДЕВИАНТНЫ Х И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ | 251 |
3.1. Манипулятивные приемы, используемые в целях рекламы девиантного образа жизни | 251 |
3.2. Влияние медианасилия на социализацию молодежи | 261 |
3.3. Девиантологический анализ медиапродукции и подготовка подрастающего поколения к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных и потребительских ценностей | 266 |
Рекомендуемая литература | 275 |
Приложение 28. Влияние СМИ на формирование агрессивных моделей поведения в студенческой среде | 278 |
Приложение 29. Методика девиантологического анализа медиапродукции (С. В. Книжникова) | 288 |
4. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ | 307 |
4.1. Жизнестойкость как интегральная характеристика личности | 307 |
4.2. Профилактика девиантного поведения как педагогическая система | 318 |
4.3. Профилактика девиантного поведения как педагогическая деятельность | 326 |
Рекомендуемая литература | 330 |
Приложение 30. Тест жизнестойкости (Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И.) | 333 |
Приложение 31. Программа формирования жизнестойкости в общеобразовательной школе (С.В. Книжникова) | 337 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 346 |
СЛОВАРЬ | 348 |