Профилактика жестокого обращения с детьми: практическое руководство
Год издания: 2014
Серия:
Социальный проект
Издательство: Феникс
Под редакцией:
Наконечной Т.В.
Возрастное ограничение:
0+
Объем (стр.):
350
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Пособие, которое вы держите в руках, является результатом пятилетней работы коллектива единомышленников, переживающих за будущее страны. И как бы пафосно это ни звучало, но дети — наше будущее и все то, что мы им успеем дать в жизни, будь то хорошее или плохое, обязательно вернется к нам. Ради счастливого будущего нашего Отечества и того удивительного ощущения безопасности, любви и счастья самих детей, педагоги-психологи разрабатывали и апробировали это пособие. Данное пособие будет полезно коррекционным педагогам и психологам, сотрудникам муниципальных бюджетных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММАМ | 7 |
ГЛАВА 1. Особенности целевых групп, учитываемые при реализации программ | 11 |
1.1. Возрастные особенности детей | 11 |
1.2. Проблемы родителей в отношениях с детьми | 16 |
1.3. Особенности педагогов | 22 |
ГЛАВА 2. Профилактическая программа в дошкольном образовательном учреждении | 25 |
2.1. Блок для детей | 25 |
Тематический план занятий | 25 |
Содержание блока | 27 |
2.2. Блок для родителей | 37 |
Тематический план занятий | 37 |
Содержание блока | 38 |
2.3. Блок для педагогов | 49 |
Тематический план занятий | 49 |
Содержание блока | 50 |
ГЛАВА 3. Профилактическая программа в начальной школе | 55 |
3.1. Блок для детей | 55 |
Тематический план занятий | 55 |
Содержание блока | 57 |
3.2. Блок для родителей | 65 |
Тематический план занятий | 65 |
Содержание блока | 67 |
3.3. Блок для педагогов | 76 |
Тематический план занятий | 76 |
Содержание блока | 78 |
ГЛАВА 4. Профилактическая программа в средней школе | 87 |
4.1. Блок для детей | 87 |
Тематический план занятий | 87 |
Содержание блока | 88 |
4.2. Блок для родителей | 95 |
Тематический план занятий | 95 |
Содержание блока | 96 |
4.3. Блок для педагогов | 100 |
Тематический план занятий | 100 |
Содержание блока | 100 |
ГЛАВА 5. Профилактическая программа в старшей школе | 102 |
5.1. Блок для детей | 102 |
Тематический план занятий | 102 |
Содержание блока | 103 |
5.2. Блок для родителей | 110 |
Тематический план занятий | 110 |
Содержание блока | 111 |
5.3. Блок для педагогов | 114 |
Тематический план занятий | 114 |
Содержание блока | 118 |
5.4. Список литературы, интернет-ресурсов и фильмов, использованных при разработке программ | 136 |
Литература | 136 |
Интернет-ресурсы | 140 |
Фильмы (аудио) | 141 |
ГЛАВА 6. Портфолио по предупреждению жестокого обращения с детьми | 142 |
6.1. Алгоритм действий при выявлении жестокого обращения с детьми | 142 |
Положение об алгоритме действий при выявлении жестокого обращения с детьми | 142 |
Формы учета деятельности участников алгоритма | 144 |
Алгоритм действий при выявлении жестокого обращения с ребенком | 146 |
Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию жестокого обращения в семье с несовершеннолетними | 147 |
6.2. Шаблон профилактических программ по предотвращению жестокого обращения с детьми | 155 |
6.3. Опыт изучения жестокого обращения с детьми в семьях | 156 |
6.4. Рекомендуемые литература и фильмы (аудио) | 163 |
6.5. Нормативно-правовая база защиты детей от жестокого обращения | 168 |
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММАМ | 171 |
Приложение к блоку 2.1 | |
2.1.1. Сказка «Как Светик появилась на свет» | 171 |
2.1.2. Сказка «Как Светик получила имя и фамилию» | 172 |
2.1.3. Сказка «Как Искорка подарил радость» | 173 |
2.1.4. Сказка «Светик и котенок Рыжик» | 174 |
2.1.5. Сказка «Как Светик подружилась с детьми» | 176 |
2.1.6. Сказка «Куда уехали игрушки» | 178 |
Приложение к блоку 2.2 | |
2.2.1. Шкала склонности к агрессии и насилию теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (АН. Орел)» | 180 |
2.2.2. Опросник социальной эмпатии | 185 |
2.2.3. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко) | 188 |
2.2.4. Лекция «Эмоциональное (психическое) насилие» | 189 |
2.2.5. Памятка «Правила» | 195 |
2.2.6. Лекция «Когда насилие прячется под любовью» | 196 |
2.2.7. Лекция «Развитие сексуальности у детей» | 202 |
2.2.8. Лекция «Пренебрежение основными нуждами ребенка» | 209 |
Приложение к блоку 2.3 | |
2.3.1. Методические материалы к информационному семинару «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в дошкольных образовательных учреждениях» | 217 |
2.3.2. Памятка педагогам о жестоком обращении с детьми | 223 |
2.3.3. Воспитательные возможности учителя | 229 |
2.3.4. Тест «Какой я воспитатель» | 230 |
Приложение к блоку 3.1 | |
3.1.1. Анкета участника программы | 231 |
3.1.2. История про Энни | 232 |
Приложение к блоку 3.2 | |
3.2.1. Тест для определения родительского стиля воспитания | 240 |
3.2.2. Стили воспитания | 245 |
3.2.3. Как воспитывать без физических наказаний | 248 |
Приложение к блоку 3.3 | |
3.3.1. Памятка «Признаки жестокого обращения с ребенком» | 251 |
3.3.2. Памятка «Правила техники оценочной безопасности» | 256 |
3.3.3. Стили педагогического общения | 256 |
3.3.4. Характеристика основных форм личности психогеометрического теста | 257 |
3.3.5. Педагогические ситауции | 264 |
Приложение к блоку 4.1 | |
4.1.1. Анкета участника программы | 267 |
4.1.2. Памятка для подростков, подвергающихся жестокому обращению | 268 |
Приложение к блоку 4.2 | |
4.2.1. Лекция «Родительский гнев» | 273 |
Приложение к блоку 5.1 | |
5.1.1. Анкета участника программы | 280 |
5.1.2. Виды жестокого обращения с детьми | 281 |
5.1.3. Анкета «Стили поведения родителей» | 282 |
Приложение к блоку 5.3 | |
5.3.1. Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми» | 285 |
5.3.2. Практикум по регуляции гнева и агрессии | 299 |
5.3.3. Памятка «Как любить детей» | 306 |
5.3.4. Памятка «Как общаться с ребенком» | 313 |
5.3.5. Школьное насилие: случай из практики | 320 |
5.3.6. Памятка учителю «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг» | 334 |
5.3.7. Роль музыки в снятии эмоционального напряжения | 338 |
5.3.8. Способы снятия эмоционального напряжения | 339 |
5.3.9. Алгоритм выражения и отражения чувств | 340 |
5.3.10. Домашние задания | 341 |
5.3.11. Пожелание и предложение | 342 |
5.3.12. Права и требования | 343 |
5.3.13. Отказ | 343 |
5.3.14. Критика и замечания | 344 |
5.3.15. Активное слушание 344 |