Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет: практическое пособие
Год издания: 2014
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
224
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге исследуется проблема психического развития детей от рождения до 9-летнего возраста. Представлены результаты собственных исследований, а также отечественных и зарубежных ученых. Теоретические и практические материалы расширяют представления о закономерностях онтогенеза, повреждающих факторах и их отсроченных последствиях, психологических причинах трудностей в обучении и методах психического развития детей в период интенсивного роста.
Основная идея книги состоит в том, что здоровье детей включает как минимум три составляющих: соматическую, психоневрологическую и психологическую. Многие соматические заболевания, отклонения психического развития, трудности формирования учебных навыков и, следовательно, школьная неуспеваемость имеют общие корни, требуют системного и междисциплинарного исследовательского подхода.
Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов в качестве дополнительного учебного материала, расширяющего предметное поле психологических дисциплин, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей.
Основная идея книги состоит в том, что здоровье детей включает как минимум три составляющих: соматическую, психоневрологическую и психологическую. Многие соматические заболевания, отклонения психического развития, трудности формирования учебных навыков и, следовательно, школьная неуспеваемость имеют общие корни, требуют системного и междисциплинарного исследовательского подхода.
Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов в качестве дополнительного учебного материала, расширяющего предметное поле психологических дисциплин, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 8 |
1.1. Анатомо-физиологическая основа высших психических функций | 8 |
1.2. Закономерности психического развития детей | 21 |
Глава 2. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 45 |
2.1. Пренатальный период развития | 45 |
2.1.1. Повреждающие факторы пренатального периода развития | 45 |
2.1.2. Психоневрологические осложнения пренатального периода развития | 52 |
2.2. Натальный период развития | 53 |
2.1.3. Повреждающие факторы натального периода развития | 53 |
2.1.4. Психоневрологические осложнения и отсроченные последствия натальной патологии | 57 |
2.3. Постнатальный период развития | 78 |
2.3.1. Повреждающие факторы постнатального периода развития | 78 |
2.3.2. Нейропсихологические синдромы и симптомы | 79 |
Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 94 |
3.1. Нормализация общего тонуса тела | 99 |
3.1.1. Растяжки | 99 |
3.1.2. Массаж | 103 |
3.2. Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации | 108 |
3.3. Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) | 111 |
3.4. Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие) | 114 |
3.5. Упражнения для развития слухомоторной координации (чувство ритма) | 116 |
3.6. Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации | 119 |
3.6.1. Упражнения для развития зрительной памяти и зрительного восприятия | 123 |
3.6.2. Упражнения для развития зрительно-моторной координации | 124 |
3.6.3. Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия | 128 |
3.6.4. Визуализация | 129 |
3.7. Упражнения для развития артикуляции | 131 |
3.7.1. Упражнения для развития мышц языка | 131 |
3.7.2. Упражнения для развития мышц губ | 133 |
3.7.3. Упражнения для развития мышц челюсти | 133 |
3.8. Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук | 134 |
3.9. Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия | 137 |
3.10. Дыхательные упражнения | 142 |
3.11. Упражнения на релаксацию | 146 |
3.12. Упражнения для развития рефлексии | 147 |
3.13. Упражнения для развития пространственных представлений | 148 |
3.14. Упражнения для развития воображения | 151 |
3.15. Удержание двигательных программ | 152 |
3.16. Упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, элиминации агрессивности и импульсивности | 153 |
3.16.1. Упражнения для развития произвольности и самоконтроля | 153 |
3.16.2. Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности | 154 |
3.16.3. Упражнения для развития концентрации внимания | 154 |
3.17. Упражнения для развития коммуникативных навыков | 160 |
3.18. Использование музыки в коррекционно-развивающей работе | 170 |
3.19. Рефлексотерапия: точечный массаж при заикании | 177 |
3.20. Поощрение и наложение санкций | 181 |
Словарь терминов | 184 |
Список литературы | 201 |
Приложение. Экспресс-исследование симметрии-асимметрии лица и позвоночника детей дошкольного и младшего школьного возраста | 218 |