Развитие субъекта образования. Проблемы, подходы, методы исследования: монография
Автор:
Год издания: 2005
Издательство: ПЕР СЭ
Редактор:
Божович Е.Д.
Объем (стр.):
400
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге изложены результаты теоретических и эмпирических исследований развития позиции субъекта образования у школьников подростков, старшеклассников, студентов первокурсников. Проанализированы соотношения когнитивного, регуляторного и личностносмыслового компонентов этой позиции. Описаны способы решения школьниками нестандартных задач, характеризующиеся неоднозначными связями рационально-логических и интуитивных аспектов мышления, актуализацией строго знания и внеучебного личного опыта. Обозначены дискуссионные вопросы ценностной ориентации на образование и готовности к его продолжению.
Предисловие | 6 |
Часть I. Социально-психологические аспекты проблемы развития субъекта образования | 11 |
Глава 1. Ценностная ориентация на образование: феномен и понятие | 13 |
1.1. Феноменология ценностной ориентации на образование | 14 |
1.2. К определению понятия ценностной ориентации в психологии | 24 |
1.3. Ценностная ориентация на образование как субъектный идеал образованности | 35 |
Глава 2. Проблема психологической готовности к обучению в высшей школе | 39 |
2.1. Зарубежные исследования психологической готовности как социальной установки | 40 |
2.2. Понятие «психологическая готовность» в исследованиях отечественных психологов | 49 |
2.3. Психологическая готовность к деятельности | 55 |
2.4. Возрастной аспект готовности к обучению в высшей школе | 62 |
2.5. Когнитивная готовность к обучению в высшей школе | 65 |
Часть II. Внутренние связи когнитивного компонента позиции субъекта учения | 75 |
Глава 3. Психодидактические приемы развития школьника как субъекта естественнонаучного миропонимания и мировоззрения | 77 |
3.1. К определению субъектности естественнонаучного миропонимания и мировоззрения | 77 |
3.2. Принцип системной дифференциации в формировании естественнонаучного миропонимания и мировоззрения учащихся | 83 |
3.3. Когнитивная составляющая в структуре позиции субъекта ученика при овладении физическими знаниями мировоззренческого характера | 89 |
3.4. Понятийная определенность как условие формирования естественнонаучного миропонимания | 94 |
3.5. Выявление когнитивных структур естественнонаучного миропонимания и мировоззрения школьников (констатирующий эксперимент) | 98 |
3.6. Психодидактические условия формирования у школьников когнитивных структур естественнонаучного миропонимания и мировоззрения | 108 |
Глава 4. Возрастные различия в способах учебной работы школьников | 113 |
4.1. Способ учебной работы как показатель развития позиции субъекта учения | 113 |
4.2. Методологические основы и методические принципы изучения способа учебной работы как системного образования | 117 |
4.3. Возрастные различия способов учебной работы школьников | 121 |
4.4. Общие представления первоклассников о растительном и животном организмах | 128 |
4.5. Способы анализа растительного и животного организмов третьеклассниками | 130 |
Глава 5. Психологическая готовность школьников к использованию приемов умственной деятельности | 137 |
5.1. Причины критического отношения школьников к приемам умственной деятельности | 137 |
5.2. Условия формирования психологической готовности к использованию приема умственной деятельности | 142 |
5.3. Процесс образования семантического поля на основе приема умственной деятельности | 146 |
5.4. Избирательность школьников в использовании компонентов семантического поля | 167 |
Глава 6. Индивидуальная вариативность когнитивной составляющей позиции субъекта учения | 187 |
6.1. Особенности мыслительной деятельности при решении задач проблем | 187 |
6.2. Характер затруднений школьников при решении задач проблем | 195 |
6.3. Методика первой части эксперимента | 200 |
6.4. Процесс поиска решения задачи проблемы и пути преодоления учащимися затруднений | 208 |
6.5. Методика второй части эксперимента | 229 |
6.6. Процесс поиска решения задач проблем и преодоления затруднений учащимися в условиях коррекционной работы | 237 |
Глава 7. Влияние субъектного опыта школьников на решение задач с высокой степенью эвристичности | 256 |
7.1. Специфика задач с высокой степенью эвристичности | 256 |
7.2. Процесс выдвижения и проверки гипотез при решении задач с высокой степенью эвристичности | 262 |
Часть III. Личностносмысловой и регуляторный компоненты позиции субъекта учения | 277 |
Глава 8. Возрастные и индивидуальные особенности решений школьниками нестандартных задач по истории | 279 |
8.1. Специфика субъектной позиции школьника при изучении истории | 279 |
8.2. Типы нестандартных познавательных задач по истории | 283 |
8.3. Неравномерность развития компонентов позиции субъекта учения у школьников | 289 |
8.4. Специфика нестандартных поисковых задач, косвенно связанных с программным материалом | 298 |
8.5. Индивидуальные вариации компонентов позиции субъекта учения | 302 |
Глава 9. Возрастная динамика развития у школьников самодиагностики и самокоррекции в традиционных условиях обучения | 311 |
9.1. Диагностический подход к коррекционной работе | 312 |
9.2. Критерии и показатели сформированности у школьников диагностико-коррекционного способа работы над ошибками | 316 |
9.3. Методика и организация диагностического эксперимента | 318 |
9.4. Возрастная динамика формирования у школьников диагностико-коррекционного способа работы над ошибками | 323 |
Глава 10. Понятие «адресного обучения» и его технология | 333 |
10.1. Принципы и методики комплектования групп для адресного обучения | 333 |
10.2. Динамические эффекты групповой работы школьников | 341 |
Глава 11. Типы совместной работы школьников и способы решения нестандартных задач по химии | 354 |
11.1. Критерии анализа совместной работы испытуемых | 354 |
11.2. Типология групп по результативности и эффективности совместной работы школьников | 356 |
11.3. Содержательные особенности «индивидуальных вкладов» | 370 |
11.4. Характер работы групп, сформированных по другим принципам | 374 |
11.5. Анализ структуры способа решения задач в групповой работе | 377 |
Заключение | 385 |
Литература | 389 |