Психология речи и лингвопедагогическая психология: монография
Автор:
Румянцева И. М.
Год издания: 2004
Издательство: ПЕР СЭ
Объем (стр.):
334
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики.
В ней предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые.
Особое место в книге отведено Интегративному лингво-психологическому тренингу (ИЛПТ) как методологической основе обучения иноязычной речи. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты ИЛПТ с целью использования данного метода в педагогической практике.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, получающих образование по филологическим, психологическим и педагогическим специальностям.
Она может быть полезной широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков.
В ней предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые.
Особое место в книге отведено Интегративному лингво-психологическому тренингу (ИЛПТ) как методологической основе обучения иноязычной речи. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты ИЛПТ с целью использования данного метода в педагогической практике.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, получающих образование по филологическим, психологическим и педагогическим специальностям.
Она может быть полезной широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков.
| Предисловие | 5 |
| Введение | 10 |
| Глава I. О психической сущности языка и речи | 16 |
| Язык и речь в свете обучения | 16 |
| О психологизме языкознания XIX в. и научно-исторических предпосылках психолингвистики | 18 |
| Психологические подходы к речи XX в | 21 |
| Глава II. Интегративная теория речи | 25 |
| Интегративная модель речи и ее связь с обучением | 25 |
| О сознательном и бессознательном в языке и речи | 30 |
| Теория речевой деятельности и интегративная теория речи | 33 |
| Глава III. Психолингвистика: новое время — новый взгляд | 38 |
| Психолингвистика или лингвистическая психология — концепция единой науки | 38 |
| Об определении психолингвистики, ее объекте и предмете | 41 |
| Речь: индивидуальное и социальное. О психолингвистических универсалиях: языковое и психическое | 45 |
| Глава IV. Групповая психотерапия и психокоррекция — новое направление в обучении иноязычной речи | 51 |
| Психотерапия и психокоррекция как средство обучения взрослых людей | 51 |
| Из истории психотерапевтического метода обучения | 55 |
| Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение | 58 |
| Глава V. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) — общий взгляд | 61 |
| Интегративный вариант психотерапии как методологическая основа обучения иноязычной речи | 61 |
| Краткое описание Интегративного лингво-психологического тренинга (ИЛПТ) | 66 |
| Лингвистика, психология, педагогика, психотерапия как лучи единой системы обучения иноязычной речи | 68 |
| Глава VI. Об акмеологии и науке обучения взрослого человека | 73 |
| Педагогика и акмеология | 73 |
| Обучение как система: от теории до практики | 75 |
| ИЛПТ как современная система обучения на основе высоких и тонких научных технологий | 77 |
| Глава VII. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) как развивающий метод обучения | 83 |
| О соотношении обучения и развития в ракурсе детской психологии и акмеологии | 83 |
| «Поздняя зрелость» и ИЛПТ | 87 |
| Глава VIII. Краткий обзор развивающих методов обучения в сопоставлении с ИЛПТ | 90 |
| Некоторые сведения из истории развивающих методов обучения | 90 |
| Развивающие методы обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.А. Сухомлинского и ИЛПТ | 92 |
| Характеристика развития в методах обучения иностранным языкам Г. Лозанова, Г.А. Китайгородской и в ИЛПТ | 101 |
| Глава IX. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) как активный метод обучения | 103 |
| О «пассивности» традиционного обучения | 103 |
| Обучение «деятельностное» и обучение «активное» | 106 |
| «Сверхсознание» К.С. Станиславского и ИЛПТ | 108 |
| Глава Х. Краткий обзор активных методов обучения в сопоставлении с ИЛПТ | 112 |
| О некоторых современных методах «активного обучения» | 112 |
| Активные методы «погружения»: «Активизация возможностей личности и коллектива» Г.А. Китайгородской, суггестопедия Г. Лозанова и ИЛПТ | 113 |
| Глава XI. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) как интенсивный метод обучения | 118 |
| Обучение «краткосрочное», «ускоренное» и «интенсивное» | 118 |
| Методы «ускоренного» обучения: М. Берлиц и Ш. Балли | 119 |
| Акселерированный метод нейрообучения Эрика Дженсена и ИЛПТ как интенсивный метод обучения | 121 |
| Глава XII. ИЛПТ и интенсивный суггестопедический метод обучения Г. Лозанова | 124 |
| Георгий Лозанов и интенсивное обучение иностранным языкам | 124 |
| Основы суггестопедической теории Г. Лозанова и ИЛПТ | 125 |
| Суггестопедическиий процесс обучения иностранным языкам по Г. Лозанову и ИЛПТ | 128 |
| Глава XIII. ИЛПТ и интенсивный метод обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской | 134 |
| Понятие «интенсификации» обучения в методе Г.А. Китайгородской и в ИЛПТ | 134 |
| «Человеческий фактор» в системе обучения Г.А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа | 136 |
| О некоторых методических принципах системы Г.А. Китайгородской и ИЛПТ | 140 |
| Глава XIV. Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе | 146 |
| О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования | 146 |
| О сравнительных механизмах овладения речью детьми и взрослыми | 147 |
| «Чувственное» и «интеллектуальное»: обучение взрослых людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам | 150 |
| Глава XV. Онтогенетические и психотерапевтические принципы обучения взрослого человека иноязычной речи через ИЛПТ | 152 |
| Психотерапевтическая группа как модель «семьи» и речевой среды | 152 |
| Обучение как сплав принципов онтогенеза и психотерапии | 156 |
| Речевые «формулы детства»: «Понимать — говорить — читать — писать» и «Синтез — анализ — синтез» | 166 |
| Глава XVI. Языковая и речевая способности как основа овладения человеком речью | 168 |
| Языковая способность | 168 |
| Речевая способность | 173 |
| Глава XVII. Развитие языковой и речевой способностей при обучении через ИЛПТ | 175 |
| Головной мозг человека как «мультипроцессор» | 175 |
| Развитие речевой способности в комплексе «языкового» и «психического» | 177 |
| Восприятие и понимание речи | 180 |
| Порождение моторной речи | 185 |
| Овладение грамматикой | 186 |
| Глава XVIII. Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие | 189 |
| О «взаимопроникающем» характере психических процессов | 189 |
| Развитие ощущений и восприятия | 192 |
| Глава XIX. Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память | 199 |
| Развитие внимания | 199 |
| Развитие памяти | 204 |
| Глава ХХ. Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление | 215 |
| Развитие воображения | 215 |
| Развитие мышления | 218 |
| Глава ХХI. Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции | 226 |
| Эмоции и познавательные процессы | 226 |
| Эмоции и личностный темперамент | 228 |
| Развитие и коррекция эмоций в ИЛПТ | 231 |
| Глава XXII. ИЛПТ: развитие речи в общении | 234 |
| О единстве языкового, психического и социального в формировании речи | 234 |
| ИЛПТ: тренинг общения. Создание атмосферы доверия, «включение» в группу, установление контакта с партнерами | 235 |
| Активизация и тренировка невербальных средств общения | 238 |
| Моделирование проблемных ситуаций в общении | 239 |
| Психолингвистические упражнения в ИЛПТ | 243 |
| Глава XXIII. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) в действии | 248 |
| Вводные замечания | 248 |
| Занятие 1 | 250 |
| Занятие 10 | 259 |
| Занятие 20 | 265 |
| Глава XXIV. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) в иллюстрациях и фотографиях | 273 |
| Вместо комментария | 273 |
| ИЛПТ в письмах | 274 |
| Заключение | 289 |
| Послесловие | 291 |
| Литература | 293 |
| Summary | 313 |






