Феномен музыки: монография
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Монографическое исследование «Феномен музыки» продолжает направленность книги В.Н.Холоповой «Музыка как вид искусства» (М.,1990/91, 1994, СПб., 2000, 2002, 2014). Их общая задача — рассмотреть специфику музыки как вида искусства с позиций наиболее общих категорий. В «Феномене музыки» обстоятельно изложено само понятие музыки — в его историческом, эстетическом, философском, религиозном, математическом ракурсах. В отношении музыкального смысла уделено внимание музыкальному образу, музыкальным эмоциям, музыкальной интонации, музыке как языку; обоснованы разработанные автором теоретические понятия — специальное и неспециальное музыкальное содержание, три стороны музыкального содержания. Важен музыкально-психологический аспект, выраженный в проблемах сознательного и бессознательного в восприятии музыки, психологии музыкальной формы, слушательского восприятия.
Книга рассчитана и на музыкантов-профессионалов разных специальностей — музыковедов, композиторов, исполнителей, — и на ученых смежных гуманитарных областей — эстетиков, философов, психологов, лингвистов, культурологов, искусствоведов.
Предисловие от автора | 3 |
Часть первая | |
Основные категории музыки как вида искусства | 5 |
Глава 1. Понятие «музыка» | 5 |
Генезис и сверхчеловеческое | 6 |
Числовое и гуманистическое | 11 |
Опус и деятельность | 16 |
Аффект и звуко-речь | 20 |
Абсолютная музыка | 25 |
Религия и философия | 31 |
Глобальный калейдоскоп | 35 |
Что есть музыка | 48 |
Глава 2. Функции музыки | 52 |
Глава 3. Канон и эвристика в музыке | 67 |
Специфика канона и эвристики в музыке | 67 |
Канон в музыке | 69 |
Каноничность музыкально-эстетических категорий | 73 |
Музыкально-текстовые каноны | 79 |
Эвристика в музыке | 89 |
Историческое взаимодействие канона и эвристики в музыке | 95 |
Глава 4. Художественный образ в музыке | 105 |
Художественный образ в искусстве | 105 |
Художественный образ в музыке | 111 |
Четыре субъекта художественного образа в музыке | 121 |
Глава 5. Интонация, сонор, звук | 128 |
Понятие интонации в музыке | 128 |
Интонация и семантика в музыке | 137 |
Сонор | 144 |
Звук | 146 |
Глава 6. Музыка как язык | 152 |
Музыкальный язык и его единицы | 152 |
Лексемы и музыкальный контекст | 156 |
Различие художественного (музыкального) и естественного языков | 159 |
Глава 7. Сознательное и бессознательное в восприятии музыки | 162 |
Определения. Иерархия сознательного и бессознательного в музыке | 162 |
Музыкально-бессознательное на уровне субсенсорного восприятия | 164 |
Бессознательное на нейропсихологическом уровне восприятия | 165 |
Музыкально-бессознательное на уровне ощущений | 167 |
Бессознательное в музыкально-эмоциональном восприятии. Эмоциональный слух | 172 |
Бессознательность психологических механизмов при восприятии зримого предметного мира в музыке | 174 |
Пять типов интонаций в коллективном бессознательном. Смысловой слух | 176 |
Бессознательность фигуро-фоновых соотношений при распознавании интонаций-архетипов | 178 |
Бессознательное в образно-выразительном процессе | 180 |
Часть вторая | |
Музыкальное содержание | 186 |
Глава 8. Музыкальное содержание в сравнении с музыкальной герменевтикой и музыкальной семантикой | 186 |
Соотнесение с философией и эстетикой | 187 |
Соотнесение с герменевтикой | 189 |
Соотнесение с семантикой | 193 |
Методы теории музыкального содержания | 195 |
Глава 9. Специальное и неспециальное музыкальное содержание | 201 |
Неспециальное музыкальное содержание | 202 |
Специальное музыкальное содержание | 219 |
Взаимодействие специального и неспециального музыкального содержания | 232 |
Глава 10. Три стороны музыкального содержания | 238 |
Глава 11. Музыкальные эмоции | 257 |
Глава 12. Эстетика и психология музыкальной композиции | 280 |
Классическая композиция | 281 |
Постклассическая композиция | 286 |
Глава 13. Функции музыканта-исполнителя | 304 |
Проблемы теории | 305 |
Проблемы истории | 315 |
Глава 14. Музыка в восприятии слушателя | 325 |
Вместо заключения | 343 |
Критерии художественной ценности в музыке | 343 |
Список использованной литературы | 349 |
Summary | 362 |
Указатель имен | 367 |