Диагностика одаренности: учебное пособие, Ч. 1
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебное пособие посвящено проблеме выявления и диагностики одаренных детей и талантливой молодежи. Пособие включает методики, которые можно использовать для диагностики интеллектуального, академического, творческого, социального, психомоторного, художественного и мотивационного компонентов одаренности.
Учебное пособие рекомендовано руководящим и педагогическим кадрам образовательных учреждений; педагогам-психологам; студентам психологических и педагогических факультетов; слушателям курсов повышения квалификации в системе образования; родителям и всем тем, кого интересует проблематика одаренных детей и талантливой молодежи.
Введение | 3 |
Понятие одаренности | 6 |
Особенности одаренных детей | 25 |
Процедура диагностического исследования | 40 |
Заключение | 69 |
Список литературы | 70 |
Приложение 1. Методики выявления одаренных детей, предназначенные для экспертной оценки педагогическими работниками (воспитателями, учителями, психологами), родителями, взаимооценки сверстниками и самооценки | 75 |
1.1. Методика оценки общей одаренности | 75 |
1.2. Методика «интеллектуальный портрет» | 78 |
1.3. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.) | 84 |
1.4. Нормативная шкала для диагностики одаренности (И.Г. Холл, Н. Скиннер) | 87 |
1.5. Как я вижу себя (А.И. Савенков) | 91 |
1.6. Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) | 92 |
1.7. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева) | 97 |
1.8. Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями» | 104 |
1.9. Опросник экспертной оценки одаренности (Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн) | 107 |
1.10. Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (адаптация А.И. Савенкова) | 114 |
1.11. Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста | 122 |
1.12. Карта интересов для младших школьников | 126 |
1.13. Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной) | 130 |
1.14. Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой) | 134 |
1.15. Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч | 137 |
1.16. Экспертная оценка степени сформированности музыкальных способностей школьников (Н.А. Мильчарек) | 141 |
1.17. Экспертная оценка успешности и динамики формирования способностей школьников (Н.А. Мильчарек) | 144 |
1.18. Опросник креативности Джонсона (адаптация Е.Е. Туник) | 148 |
1.19. Опросник креативности Дж. Рензулли (адаптация Е.Е. Туник) | 150 |
1.20. Изучение познавательной потребности дошкольника (В.С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой) | 154 |
1.21. Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.) | 155 |
Приложение 2. Методики выявления интеллектуального компонента одаренности | 157 |
2.1. Методика «МЭДИС» (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников) | 157 |
2.2. Тест Гудинаф – Харриса | 175 |
2.3. Прогрессивные матрицы Равена | 192 |
2.4. Методика для определения умственного развития детей 7–9 лет (Э.Ф. Замбицявичене) | 228 |
2.5. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) | 233 |
2.6. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) | 271 |
2.7. Школьный тест умственного развития | 294 |
2.8. Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра | 321 |
2.9. Тест Векслера | 362 |
2.9.1. Тест Векслера (детский) | 371 |
2.9.2. Тест Векслера (взрослый) | 502 |
2.10. Тест эффективного интеллекта – 2010 | 579 |
2.10.1. Форма А | 582 |
2.10.2. Форма Б | 599 |
2.11. Тесты Айзенка для измерения коэффициента интеллекта (IQ) | 616 |