Учителю физики о развивающем образовании: практическое пособие
Автор:
Самоненко Ю. А.
Год издания: 2020
Серия:
Педагогическое образование
Издательство: Лаборатория знаний
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
288
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга доступна только по дополнительной подписке.
Узнать подробнееКнига находится в издательской коллекции:
Коллекция издательства «Лаборатория знаний» «Педагогика и методика»В пособии рассмотрены вопросы психологии обучения, общей дидактики и методики преподавания школьной физики. Анализируются причины затруднений учащихся при изучении школьной физики, намечены пути их преодоления. Рассматриваются возможности усиления мотивации к обучению и развивающего эффекта от изучения физики. Пособие содержит дидактические материалы по разделу «Механика» для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике, конкурсным испытаниям и олимпиадам.
Для учителей школ, педагогов дополнительного образования, авторов школьных учебников и методических пособий по школьной физике.
Для учителей школ, педагогов дополнительного образования, авторов школьных учебников и методических пособий по школьной физике.
Предисловие | 3 |
Тема 1. Учебный предмет и предмет изучения. Различают ли эти понятия школьники? | 17 |
Вводная часть | 17 |
Опорный конспект | 20 |
Физика как отрасль научного знания. Зачем ее изучают в школе? Связь физики с другими науками. Язык физики | 20 |
Объект и предмет науки. Физические явления. Физические величины. Разделы физики | 26 |
Механика. Теория и практика | 33 |
Прикладная механика в средней школе | 37 |
Комментарий | 44 |
Тема 2. Концептуальная схема механики | 46 |
Вводная часть | 46 |
Опорный конспект | 51 |
Основные механические величины и механические явления | 51 |
Основные законы механики | 56 |
Комментарий | 57 |
Тема 3. Сколько физических величин должен знать школьник? | 59 |
Вводная часть | 59 |
Опорный конспект | 63 |
Отношение как способ введения механических величин | 63 |
Механические процессы | 69 |
Удельные величины | 72 |
Комментарий | 75 |
Тема 4. Непростая история простых механизмов | 77 |
Вводная часть | 77 |
Опорный конспект | 79 |
Классификация простых механизмов | 79 |
Задания на механическую понятливость | 86 |
Комментарий | 114 |
Тема 5. Что должен знать школьник о познавательных методах? | 115 |
Вводная часть | 115 |
Уровни методологических знаний | 116 |
Дидактические материалы к изучению темы | 121 |
Комментарий | 137 |
Тема 6. «Инерция» в трактовке явления инерции | 139 |
Вводная часть | 139 |
Источники затруднений в понимании физического смысла инерции | 142 |
Роль общей теории относительности в раскрытии сущности явления инерции | 146 |
Сила инерции, вес, перегрузка | 147 |
Тема 7. Силы в школьном курсе физики | 153 |
Вводная часть | 153 |
Опорный конспект | 154 |
Функция силы в системе взаимодействующих тел | 155 |
Отнесенность сил к предметной области | 156 |
Сила как характеристика фундаментальных взаимодействий | 159 |
Отнесенность сил к системе взаимодействующих тел | 160 |
Математическая модель силовых характеристик | 160 |
Комментарий | 161 |
Тема 8. Как придумать и решить задачу? | 163 |
Вводная часть | 163 |
Опорный конспект | 165 |
Придумывание и решение задачи | 165 |
Пространственно-временные отношения. Кинематика | 171 |
Силовые отношения в механике | 176 |
Тема 9. «Заговори, чтобы тебя услышали». Как построить развивающий диалог с учениками на уроке физики? | 184 |
Вводная часть | 184 |
Принципы построения комфортного обучающего пространства | 187 |
Вовлечение в диалогическое общение | 191 |
Дидактические условия для обучения детей методом диалогического общения | 192 |
Элективный курс «Как мы познаем мир и самих себя» | 192 |
Тема 10. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников | 208 |
Вводная часть | 208 |
Психологические основы исследовательской деятельности школьников | 209 |
Общие черты и различия исследовательской и проектной деятельности школьников | 215 |
Особенности рациональной организации проектной и исследовательской деятельности школьников | 220 |
Тема 11. Запомнить или понять? Как сделать технологию обучения «понимающей»? | 222 |
Вводная часть | 222 |
Характеристики действия | 223 |
Типы учения | 229 |
Деятельностная теория учения | 233 |
Этапы усвоения умственных действий | 235 |
Заключение | 244 |
Приложение 1. Разработка устройства для получения энергии при изменении агрегатного состояния воды | 246 |
Приложение 2. Ключ к тесту Беннета (правильные ответы на тестовые задания) | 277 |
Литература | 279 |