Социально-психологическое пространство личности: монография
Год издания: 2012
Издательство: Институт психологии РАН
Объем (стр.):
496
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека. Принциально новым теоретическим результатом является выявление феноменов социально-психологического пространства личности, анализ базовых положений о его функционировании и развитии, а также описание его многообразных функций. Впервые рассмотрены ведущие процессы и основания формирования социально-психологического пространства: категоризация социального окружения, самопрезентация и самовыражение личности, взаимная детерминация социально-психологического пространства и поведения субъекта. Разработана авторская динамическая модель социально-психологического пространства, которая может иметь применение в разных сферах (деловой, профессиональной, дружеской и т. д.).
| Введение | 7 |
| Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | 17 |
| Глава 1. Социально-психологическое пространство как предмет исследования | 19 |
| Понимание психологического и социально-психологического пространства | 19 |
| Характеристики социально-психологического пространства | 27 |
| Виды психологического пространства | 32 |
| Место социально-психологического пространства в системе понятий | 38 |
| Изучение психологического пространства в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека | 39 |
| Выводы | 42 |
| Глава 2. Феноменология социально-психологического пространства личности | 45 |
| Базовые положения о формировании и функционировании социально-психологического пространства | 45 |
| Феноменология социально-психологического пространства личности | 51 |
| Функции социально-психологического пространства | 75 |
| Выводы | 77 |
| Глава 3. Процессы функционирования социально-психологического пространства | 80 |
| Динамическая модель социально-психологического пространства | 80 |
| Процессы и основания категоризации личностью социального окружения | 89 |
| Процессы самопрезентации и самовыражения личности | 97 |
| Взаимодетерминация социально-психологического пространства и социального поведения субъекта | 116 |
| Выводы | 125 |
| Раздел 2. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | 129 |
| Глава 4. Факторы категоризации представителей социально-психологического пространства личности по значимости различной модальности | 131 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 131 |
| Самооценка взаимоотношений личности с разными группами социально-психологического пространства | 140 |
| Факторные структуры отношений личности с разными группами социально-психологического пространства | 145 |
| Взаимосвязи особенностей личности и самооценки ее взаимоотношений с различными категориями социально-психологического пространства | 149 |
| Выводы | 153 |
| Глава 5. Факторы социально-психологической дистанции между личностью и окружающими | 156 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 156 |
| Самооценка взаимоотношений личности с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 164 |
| Факторные структуры отношений личности с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 170 |
| Взаимосвязи свойств личности и ее отношений с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 178 |
| Выводы | 179 |
| Глава 6. Детерминация процессов категоризации личностью социального окружения по основанию доверия и недоверия | 185 |
| Концептуальные основы и программа эмпирического исследования | 185 |
| Критерии доверия и недоверия личности в деловых отношениях | 192 |
| Факторы доверия и недоверия личности другим людям | 196 |
| Взаимосвязь критериев доверия и недоверия личности с ее отношением к другим людям | 200 |
| Выводы | 206 |
| Глава 7. Уважение и неуважение по отношению к другим людям как основания категоризации личностью социального окружения | 212 |
| Концептуальные основы и программа эмпирического исследования | 212 |
| Факторы доверия/недоверия и уважения/неуважения других людей | 221 |
| Характеристика различных видов отношений доверия/недоверия и уважения/неуважения личности в учебной деятельности | 225 |
| Взаимосвязь характеристик отношений доверия/недоверия и уважения/неуважения других людей с самоотношением личности | 227 |
| Выводы | 232 |
| Раздел 3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОЦЕССОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ | 235 |
| Глава 8. Социально-психологические характеристики самопрезентации студентов – представителей различных культур | 237 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 237 |
| Взаимосвязь характеристик самопрезентации у российских студентов | 249 |
| Лонгитюдное исследование самопрезентации российских студентов | 254 |
| Самопрезентация российских и бразильских студентов: сравнительное исследование | 256 |
| Выводы | 260 |
| Глава 9. Взаимосвязь отношения личности к себе и другим людям с цветовыми предпочтениями в одежде | 263 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 263 |
| Отношения к моде и цветовым тенденциям у юношей и девушек | 272 |
| Взаимосвязь цветовых предпочтений личности в одежде с ее отношением к другим людям | 274 |
| Взаимосвязь цветовых предпочтений в одежде с самоотношением личности | 276 |
| Выводы | 277 |
| Глава 10. Эмоциональный интеллект и саморегуляция как факторы нравственного самоопределения молодежи | 280 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 280 |
| Нравственное самоопределение молодежи с различным уровнем саморегуляции | 290 |
| Нравственное самоопределение молодежи с различным уровнем эмоционального интеллекта | 293 |
| Выводы | 300 |
| Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА | 305 |
| Глава 11. Взаимосвязь психологической дистанции и стереотипов сотрудников правоохранительных органов о профессиональной деятельности | 307 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 307 |
| Стереотипы о личности сотрудника МВД | 312 |
| Факторная структура стереотипов о профессиональной деятельности и личности сотрудника МВД | 314 |
| Особенности стереотипов о профессиональной деятельности сотрудника МВД у представителей различных типов психологической дистанции | 317 |
| Выводы | 322 |
| Глава 12. Психологическая дистанция как фактор отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм | 326 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 326 |
| Категоризация социального окружения по критерию психологической дистанции предпринимателями и менеджерами | 330 |
| Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм | 332 |
| Групповые особенности психологического отношения к соблюдению нравственных норм | 336 |
| Личностные особенности отношения к соблюдению нравственных норм | 341 |
| Выводы | 353 |
| Глава 13. Доверие и недоверие как факторы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения | 356 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 356 |
| Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия | 365 |
| Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия | 367 |
| Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия у представителей различных социально-демографических групп | 375 |
| Выводы | 381 |
| Глава 14. Социально-психологическое пространство инструментального и эмоционального видов дружбы у студентов и школьников | 383 |
| Концептуальные основы и программа исследования | 383 |
| Оценка социально-психологического пространства эмоционального и инструментального видов дружбы у студентов и школьников | 394 |
| Соотношение социально-психологических пространств эмоциональнго и инструментальнго видов дружбы у студентов и школьников | 399 |
| Личностная детерминация социально-психологического пространства в эмоциональном и инструментальном видах дружбы | 401 |
| Выводы | 404 |
| Заключение | 408 |
| Литература | 416 |
| Приложения | 435 |




