Социально-психологическое пространство личности: монография
Год издания: 2012
Издательство: Институт психологии РАН
Объем (стр.):
496
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека. Принциально новым теоретическим результатом является выявление феноменов социально-психологического пространства личности, анализ базовых положений о его функционировании и развитии, а также описание его многообразных функций. Впервые рассмотрены ведущие процессы и основания формирования социально-психологического пространства: категоризация социального окружения, самопрезентация и самовыражение личности, взаимная детерминация социально-психологического пространства и поведения субъекта. Разработана авторская динамическая модель социально-психологического пространства, которая может иметь применение в разных сферах (деловой, профессиональной, дружеской и т. д.).
Введение | 7 |
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | 17 |
Глава 1. Социально-психологическое пространство как предмет исследования | 19 |
Понимание психологического и социально-психологического пространства | 19 |
Характеристики социально-психологического пространства | 27 |
Виды психологического пространства | 32 |
Место социально-психологического пространства в системе понятий | 38 |
Изучение психологического пространства в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека | 39 |
Выводы | 42 |
Глава 2. Феноменология социально-психологического пространства личности | 45 |
Базовые положения о формировании и функционировании социально-психологического пространства | 45 |
Феноменология социально-психологического пространства личности | 51 |
Функции социально-психологического пространства | 75 |
Выводы | 77 |
Глава 3. Процессы функционирования социально-психологического пространства | 80 |
Динамическая модель социально-психологического пространства | 80 |
Процессы и основания категоризации личностью социального окружения | 89 |
Процессы самопрезентации и самовыражения личности | 97 |
Взаимодетерминация социально-психологического пространства и социального поведения субъекта | 116 |
Выводы | 125 |
Раздел 2. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА | 129 |
Глава 4. Факторы категоризации представителей социально-психологического пространства личности по значимости различной модальности | 131 |
Концептуальные основы и программа исследования | 131 |
Самооценка взаимоотношений личности с разными группами социально-психологического пространства | 140 |
Факторные структуры отношений личности с разными группами социально-психологического пространства | 145 |
Взаимосвязи особенностей личности и самооценки ее взаимоотношений с различными категориями социально-психологического пространства | 149 |
Выводы | 153 |
Глава 5. Факторы социально-психологической дистанции между личностью и окружающими | 156 |
Концептуальные основы и программа исследования | 156 |
Самооценка взаимоотношений личности с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 164 |
Факторные структуры отношений личности с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 170 |
Взаимосвязи свойств личности и ее отношений с разными «кругами» социально-психологической дистанции | 178 |
Выводы | 179 |
Глава 6. Детерминация процессов категоризации личностью социального окружения по основанию доверия и недоверия | 185 |
Концептуальные основы и программа эмпирического исследования | 185 |
Критерии доверия и недоверия личности в деловых отношениях | 192 |
Факторы доверия и недоверия личности другим людям | 196 |
Взаимосвязь критериев доверия и недоверия личности с ее отношением к другим людям | 200 |
Выводы | 206 |
Глава 7. Уважение и неуважение по отношению к другим людям как основания категоризации личностью социального окружения | 212 |
Концептуальные основы и программа эмпирического исследования | 212 |
Факторы доверия/недоверия и уважения/неуважения других людей | 221 |
Характеристика различных видов отношений доверия/недоверия и уважения/неуважения личности в учебной деятельности | 225 |
Взаимосвязь характеристик отношений доверия/недоверия и уважения/неуважения других людей с самоотношением личности | 227 |
Выводы | 232 |
Раздел 3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОЦЕССОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ | 235 |
Глава 8. Социально-психологические характеристики самопрезентации студентов – представителей различных культур | 237 |
Концептуальные основы и программа исследования | 237 |
Взаимосвязь характеристик самопрезентации у российских студентов | 249 |
Лонгитюдное исследование самопрезентации российских студентов | 254 |
Самопрезентация российских и бразильских студентов: сравнительное исследование | 256 |
Выводы | 260 |
Глава 9. Взаимосвязь отношения личности к себе и другим людям с цветовыми предпочтениями в одежде | 263 |
Концептуальные основы и программа исследования | 263 |
Отношения к моде и цветовым тенденциям у юношей и девушек | 272 |
Взаимосвязь цветовых предпочтений личности в одежде с ее отношением к другим людям | 274 |
Взаимосвязь цветовых предпочтений в одежде с самоотношением личности | 276 |
Выводы | 277 |
Глава 10. Эмоциональный интеллект и саморегуляция как факторы нравственного самоопределения молодежи | 280 |
Концептуальные основы и программа исследования | 280 |
Нравственное самоопределение молодежи с различным уровнем саморегуляции | 290 |
Нравственное самоопределение молодежи с различным уровнем эмоционального интеллекта | 293 |
Выводы | 300 |
Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА | 305 |
Глава 11. Взаимосвязь психологической дистанции и стереотипов сотрудников правоохранительных органов о профессиональной деятельности | 307 |
Концептуальные основы и программа исследования | 307 |
Стереотипы о личности сотрудника МВД | 312 |
Факторная структура стереотипов о профессиональной деятельности и личности сотрудника МВД | 314 |
Особенности стереотипов о профессиональной деятельности сотрудника МВД у представителей различных типов психологической дистанции | 317 |
Выводы | 322 |
Глава 12. Психологическая дистанция как фактор отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм | 326 |
Концептуальные основы и программа исследования | 326 |
Категоризация социального окружения по критерию психологической дистанции предпринимателями и менеджерами | 330 |
Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм | 332 |
Групповые особенности психологического отношения к соблюдению нравственных норм | 336 |
Личностные особенности отношения к соблюдению нравственных норм | 341 |
Выводы | 353 |
Глава 13. Доверие и недоверие как факторы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения | 356 |
Концептуальные основы и программа исследования | 356 |
Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия | 365 |
Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия | 367 |
Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия у представителей различных социально-демографических групп | 375 |
Выводы | 381 |
Глава 14. Социально-психологическое пространство инструментального и эмоционального видов дружбы у студентов и школьников | 383 |
Концептуальные основы и программа исследования | 383 |
Оценка социально-психологического пространства эмоционального и инструментального видов дружбы у студентов и школьников | 394 |
Соотношение социально-психологических пространств эмоциональнго и инструментальнго видов дружбы у студентов и школьников | 399 |
Личностная детерминация социально-психологического пространства в эмоциональном и инструментальном видах дружбы | 401 |
Выводы | 404 |
Заключение | 408 |
Литература | 416 |
Приложения | 435 |