Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы : пособие для учащихся школ гуманитарного профиля: учебное пособие
Год издания: 2013
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
415
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Пособие по курсу культуроведения для учащихся старших классов знакомит с различными культурами, их типами и этапами развития, рассказывает о взаимодействиях культур и их взаимовлияниях, постепенно подводя учащихся к общим закономерностям их развития и проблемам культуроведения как науки.
Каждая тема курса заканчивается заданиями и вопросами. В конце книги дан словарь основных понятий, используемых в пособии.
Каждая тема курса заканчивается заданиями и вопросами. В конце книги дан словарь основных понятий, используемых в пособии.
| Введение | 3 |
| Тема первая. Культура и культуроведение | 13 |
| Человек перед лицом будущего | 13 |
| Культура как ценность | 21 |
| Вопросы и задания | 25 |
| Тема вторая. Культуроведение как гуманитарная дисциплина | 27 |
| Тайны культур | 27 |
| Культурные космосы | 29 |
| Этническое восприятие другой культуры как проблема культуроведения | 30 |
| Религиозный ренессанс | 32 |
| Техника и культура | 33 |
| Как излагать культуроведение? | 39 |
| Диктат культуроведения? | 43 |
| Вопросы и задания | 44 |
| Тема третья. Культура как феномен | 46 |
| Многообразие определений | 46 |
| "Вторая природа"? | 47 |
| Миф о Прометее | 49 |
| Переход к надприродному | 51 |
| Культура не рождается вне природы | 52 |
| Понятие деятельности | 54 |
| Поиск смысла | 56 |
| Смысл слова "культура", его происхождение | 60 |
| Вопросы и задания | 63 |
| Тема четвертая. Происхождение культуры | 65 |
| "Труд создал культуру" | 65 |
| "Магия сотворила культуру" | 66 |
| Символы - пролог культуры | 67 |
| Вопросы и задания | 69 |
| Тема пятая. Культ и культура | 71 |
| Что такое культ? | 71 |
| Культ в античной культуре | 74 |
| Православные культы | 75 |
| "Соприкосновение с иными мирами" | 77 |
| Иерархия культов | 78 |
| Разрушение культа | 83 |
| Вопросы и задания | 85 |
| Тема шестая. Культура Древнего Востока | 88 |
| Истоки культуры | 89 |
| Мифология | 90 |
| Из глубин предыстории | 92 |
| Культура Древнего Египта | 93 |
| Шумер - Ассирия - Вавилон | 103 |
| Древний Иран | 106 |
| Мудрость Древней Индии | 108 |
| Вопросы и задания | 115 |
| Тема седьмая. Колыбель европейской культуры | 116 |
| Эллинство | 116 |
| Появление науки | 124 |
| Появление философии | 125 |
| Быт в античной культуре | 126 |
| Скульптура | 128 |
| Рождение театра | 130 |
| Аполлон и Дионис | 131 |
| Особенности трагедии | 133 |
| Музыка | 138 |
| Вопросы и задания | 140 |
| Тема восьмая. Природа и культура | 142 |
| Органика и искусственное | 142 |
| Власть над природой | 146 |
| Два элемента культуры | 148 |
| Природа в мифе | 150 |
| Языческая поэтизация природы | 152 |
| Античная пастораль | 153 |
| Тоска по природе | 156 |
| "Назад к природе!" | 157 |
| Вопросы и задания | 162 |
| Тема девятая. Человечество. Культура. Цивилизация | 164 |
| Культурно-исторические типы | 165 |
| Циклическое развитие культур | 175 |
| Вопросы и задания | 178 |
| Тема десятая. Универсальность культуры | 180 |
| Первообразы, или архетипы | 181 |
| Импульс восполненности | 189 |
| Ступени духовного восхождения | 191 |
| Вопросы и задания | 198 |
| Тема одиннадцатая. Типология культур | 200 |
| "Инвентаризация" культурных феноменов | 200 |
| Восток и Запад | 205 |
| Хронологическая типология культур | 211 |
| Средневековая культура | 215 |
| Эпоха Возрождения: мир без богов | 216 |
| Современная культура | 218 |
| Вопросы и задания | 221 |
| Тема двенадцатая. Культура, субкультура и контркультура | 223 |
| Понятие субкультуры | 223 |
| Официальная и народная культура | 228 |
| Понятие контркультуры | 234 |
| Эволюция западной контркультуры | 238 |
| Вопросы и задания | 241 |
| Тема тринадцатая. Динамика культуры | 243 |
| Рубежи культуры | 243 |
| "Осевое время" | 245 |
| Христианство | 248 |
| Возрождение | 251 |
| Маньеризм и барокко | 256 |
| Романтизм | 262 |
| Вопросы и задания | 265 |
| Тема четырнадцатая. Ядро культуры | 267 |
| Что такое ценность? | 267 |
| Иерархия ценностей | 273 |
| бездуховность | 278 |
| Вопросы и задания | 281 |
| Тема пятнадцатая. Святыни разных культур | 283 |
| Ценность свободы | 283 |
| Личность или общность? | 286 |
| Издержки персонализма | 292 |
| Ценность труда. Аскетизм и гедонизм | 299 |
| Протестантский этос | 307 |
| Крушение этики труда | 311 |
| Вопросы и задания | 313 |
| Тема шестнадцатая. Эрос и Танатос | 315 |
| Эрос и культура | 316 |
| Танатос | 326 |
| Вопросы и задания | 339 |
| Тема семнадцатая. Равноправие культур | 341 |
| Старшинство культур | 341 |
| Два культурных космоса | 343 |
| Европоцентризм | 349 |
| Своеобразие Востока | 357 |
| Образ Востока в европейской культуре | 363 |
| Востокоцентризм | 365 |
| Вопросы и задания | 370 |
| Вопросы для итоговой самопроверки (итогового семинара, зачета или экзамена) | 371 |
| Основные понятия к темам | 373 |





