Критика отвлеченных начал: монография
Год издания: 2012
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
474
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга находится в тематической коллекции:
Духовные основы жизни. Собрание сочинений В.С. Соловьева
В докторской диссертации «Критика отвлеченных начал», защищенной 6 апреля 1880 г. в Санкт-Петербургском Университете, Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) продолжил развитие своей главной идеи о цельном, всеедином знании — о Всеединстве, включающем в себя соответствующую онтологию и теургию (сотворчество человека с Богом по улучшению мира). Основное внимание мыслитель уделяет критическому анализу наиболее значительных гносеологических учений в западноевропейской философии, которые он называет отвлеченным реализмом и отвлеченным рационализмом.
| Предисловие | 3 |
| I. Предварительные замечания о необходимости верховных принципов и критериев в жизни, познании и творчестве | 9 |
| II. Верховные начала положительные и отвлеченные. — | |
| Разделение первых на традиционные и мистические, а вторых на отвлеченно-эмпирические или материальные, и отвлеченно-рационалистические или формальные | 16 |
| III. Эмпирический принцип нравственности в своих элементарных формах. — Идонизм, эвдемонизм, утилитаризм | 24 |
| IV. Эмпирическое начало нравственности в своей высшей форме. Основание морали по Шопенгауэру | 35 |
| V. Недостаточность эмпирического или материального начала нравственности и переход к началу чисто-разумному или формальному | 49 |
| VI. Формальное начало нравственности. Понятия обязанности и категорического императива | 58 |
| VII. Три формулы категорического императива (по Канту) | 70 |
| VIII. Отношение рациональной этики к эмпирической. Чисто нормальное значение рационального начала нравственности | 79 |
| IX. Различные точки зрения на свободу воли. Эмпирическое исследование вопроса | 90 |
| X. Учение о различии эмпирического и умопостижимого характера и о совместимости феноменальной необходимости с трансцендентальной свободой | 110 |
| XI. Результаты рационалистической этики. — Переход от субъективной к объективной этике | 134 |
| XII. Отвлеченные понятия о человеческом обществе вообще | 141 |
| XIII. Отвлеченные начала индивидуализма и общинности | 147 |
| XIV. Хозяйственный элемент общества, социализм и мeщанское царство | 152 |
| XV. Логический переход из экономической области в юридическую. Требование права и государства | 161 |
| XVI. Переход от экономического начала общества к юридическому. — Противоречия в социализме по отношению к общественной цели и к значению личности | 163 |
| XVII. Заключительные замечания о социализме | 169 |
| XVIII. Отвлеченно-историческое и отвлеченно-утилитарное понятие о праве. — Принцип органического развития и принцип договора. — Анализ понятия общей пользы как цели правового порядка | 172 |
| XIX. Двойственный источник права. Исторический генезис права и его формальная сущность. Рациональное определение права. Право естественное и положительное | 178 |
| XX. Исключительно-формальный и отрицательный характер права и правового порядка. Несостоятельность права как верховного принципа общества человеческого | 185 |
| XXI. Религиозное начало в человеке. Общество как религиозный союз или церковь | 188 |
| XXII. Отвлеченный клерикализм или ложная теократия. Отвлеченный дуализм церкви и государства. Переход к определению истинной или свободной теократии | 191 |
| XXIII. Значение истинного религиозного начала в нормальном обществе | 197 |
| XXIV. Внутренняя связь общественных сфер в свободной теократии | 206 |
| XXV. Общий обзор предыдущего. Вопрос о возможности осуществить нравственный идеал, как неизбежная граница всякой этики | 219 |
| ХХVІ. Зависимость этики от метафизики. Несостоятельность отвлеченного морализма. Переход к вопросу об истинном знании | 223 |
| XXVII. Определение истинного как сущего вообще. Недостаточность этого определения. Общее понятие о знании. Определение истинного как объективно-познаваемого (испытываемого) или как внешней реальности. Отвлеченный реализм | 232 |
| XXVIII. Критика отвлеченного реализма с чисто логической точки зрения. Чувственный опыт как знание непосредственной действительности. Противоречия в непосредственной действительности. Истинность всеобщего как результат этих противоречий | 237 |
| XXIX. Пояснения к предыдущей главе (критика отвлеченного реализма с точки зрения общего сознания); предварительное понятие об истине; истина факта; истина вещи; истина природы вещей. — Переход к натурализму | 249 |
| XXX. Элементарные формы натурализма; стихийный натурализм, гилозоизм. Требование точного определения природы как общей основы бытия | 255 |
| XXXI. Соответствие между общею основой сущего и общею основой чувственного познания. Осязание как основа всех ощущений. Осязаемое или непроницаемое вещество как общая основа бытия | 262 |
| XXXII. Материя как безусловно-единое. Чистый монизм. Невозможность безусловного, или отвлеченного, единства как действительного принципа. Реальность как многое. Переход к атомизму | 266 |
| XXXIII. Атомизм. Отсутствие единства в научных теориях атомизма. Логическое развитие атомизма. Определение атома как действующей силы | 273 |
| XXXIV. Противоречие между динамическим атомизмом и основным принципом всякого реализма. Невозможность опытного познания сущностей. Переход от субстанциального реализма к феноменальному | 279 |
| XXXV. Реальность как явление, бытие как отношение, материя как ощущение. Общая характеристика критического реализма и три степени его развития: сенсуализм, отвлеченный эмпиризм и позитивизм | 285 |
| XXXVI. Критика сенсуализма. Действительное явление не познается в ощущениях внешних чувств. Действительное явление как продукт умственной деятельности. Переход от сенсуализма к идеализму | 295 |
| ХХХVІІ. Критика научного эмпиризма. Необходимость явления познается не опытом, а умозрением.Переход от эмпирии к умозрению | 305 |
| ХХХVІІІ. Невозможность познать всеобщую систему явлений на почве положительных наук. Необходимость рациональной философии | 323 |
| XXXIX. Общее начало рационализма. Рационализм догматический и рационализм критический. Рационализм абсолютный. Границы отвлеченной философии | 332 |
| XL. Общий отрицательный результат реализма и рационализма. Необходимый переход к религиозному началу в области знания | 341 |
| XLI. Невозможность настоящего предметного познания из ощущений и понятий как субъективных состояний сознания | 346 |
| XLII. Общее определение истинного предмета в трех его основных элементах. Истина как сущее, единое и все, или как сущее всеединое | 353 |
| XLIII. Различие сущего от бытия. — Сущее как абсолютное. Абсолютное и его другое | 361 |
| XLIV. Абсолютное сущее и абсолютное становящееся. Человек как второе абсолютное. Три начала его бытия | 376 |
| XLV. Вера, воображение и творчество как основные элементы всякого предметного познания | 386 |
| XLVI. Всеединая система знания. Ее основные элементы. Отвлеченный догматизм теологии. Свободная теософия | 406 |
| Заключение | 418 |
| Приложения | 420 |
| Формальный принцип нравственности (Канта) — Изложение и оценка с критическими замечаниями об эмпирической этике (1880) | 420 |
| Исторические дела философии (1880) Вступительная лекция в С.-Петербургском университете 20 ноября 1880 года | 456 |





